Jonas Bendiksen Veles. North Macedonia. 2019. © Jonas Bendiksen | Magnum Photos

Вчера на сайте Magnum Photos было опубликовано интервью с этим очень уважаемым фотографом, журналистом, членом агентства.

В нем Бендиксен рассказал про свой проект 2019-2020 гг., «Велесову книгу». После избрания Д. Трампа президентом он, как и многие, находился в унынии из-за вскрывшихся фактов манипулирования информацией через соцсети. Одним из центров фабрикации пост-правды был назван город Велес в Северной Македонии. Многие журналисты поехали туда, съездил и Бендиксен. Но идея фейков и манипуляции захватила его. Он решил исследовать ее сразу на нескольких уровнях и разобраться, насколько далеко удастся зайти лично ему, пока не поймают.

Для этого Бендиксен накупил игровых аватаров, научился с ними обращаться. По его словам, на их одежду он за год потратил больше в 10 раз, чем на свою собственную. Потом в Велесе пофотографировал пейзажи и квартиры и всякое, без людей. И населил своими креатурами.

Jonas Bendiksen Veles. North Macedonia. 2019. © Jonas Bendiksen | Magnum Photos

Ковидный год пришелся кстати — ему все равно особо нечем было заняться.

Далее он купил решение для генерации текстов через искусственный интеллект, и скормил ему все возможные статьи про себя, а потом дал задание написать эссе на 5000 слов. Подредактировал в смысле перестановки отдельных блоков, но ничего не добавил даже.
Потом издал книгу. Это был успех. Даже в Магнуме никто не заметил; особенно доставило, что его сгенерированное машиной эссе превозносили.

Тут уже Бендиксен стал нервничать, что его никак не раскроют; купил женский аккаунт на фейсбуке, за пару месяцев прокачал в рамках фотосообщества. Стал этой псевдо-девушкой себя критиковать. Девушку затыкали.

Jonas Bendiksen Veles. North Macedonia. 2019. © Jonas Bendiksen | Magnum Photos

Параллельно Бендиксена атаковали периодические издания с просьбами о публикации фичеров или портфолио про Велес, он отказывал, но наконец согласился на скрининг на фестивале в Перпиньяне в 2021. Прошло с успехом.

В итоге, он вывел свой женский анти-аватар в твиттер, и кто-то разглядел, что одна из фотографий профиля совпадает с персонажем в книге. (Он оставлял подсказки.)

... А когда образ правды официально пошел трещинами, Йонас Бендиксен дал интервью в максимально профильном издании, на сайте Магнума.

Аплодирую стоя.

Jonas Bendiksen Veles. North Macedonia. 2019. © Jonas Bendiksen | Magnum Photos

Что мы узнали?

Что даже самых опытных зрителей в наши дни легко надурить. И что дальше пост-правды будет только больше, изо всех щелей. И что требуется думать критически, и не вестись на сладкую картинку и репутацию. Хотя это почти невозможно.

Что думаю я?

Что это обалденный арт-проект, от замысла до разоблачения, таким образом соркестрированного. Даже сейчас я мысленно хлопаю себя по карманам: не обдурили ли меня, пока я развесил уши? А что, если эта история — мистификация не на тех уровнях, о которых сказано в интервью, а вся, как есть? Прогуглил книгу. Прогуглил город. Существуют. (Если кто не знал, «Велесова книга» — известный фейк раннеславянской письменности).

И да, это гвоздь в крышку гроба представления о правдивом фотографическом образе. В дальнейшем наша реальность будет описываться теми visual artists, у которых лучше фантазия и кто лучше попадает в наши ожидания.

С другой стороны, никогда у visual arts не было столько свободы.

Показ фильма «Велесова книга» Йонаса Бендиксена на фестивале Visa Pour L'image в Перпиньяне, Франция, 2021. Фотография Йонаса Бендиксена