Георгий Костин

4.08

««Русский фотограф», литовец, живущий в Литве, Альгимантас Александравичус (Эссе о русскости и русской гениальности)

4.11.2013 17:49

Сегодня знаковое событие. Настал черед мне в русле очерка о Альгимантасе Александравичусе писать о русскости, и сегодня по всей стране проходят Русские марши, каковых еще называются маршами русских националистов. Русский национализм в России набирает силу, и меня, русского националиста, это, безусловно, радует. Но и беспокоит, поскольку любой национализм граничит с нацизмом и эта граница очень зыбкая. Попробую дать четкое (принципиальное) различие между тем и другим проявлениями национального духа. Нацизм предполагает безоговорочное превосходство собственной нации на всеми другими. Национализм же напротив предполагает принципиальное равенство всех народов и народностей. Но в отличие от интернационализма, который вообще отменяет народы и нации в пользу общечеловечности – предполагает личную ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за собственную национальную культуру и соответственно собственную историю…

Но поскольку я повел речь именно о русском национализме, то обязан дать определение русскости, русского человека, кто он? Вот это определение: Русский человек – тот, кто сам (подчеркиваю это, сам) считает себя русским человеком, для кого русский язык – является родным языком, русская культура – родной культурой, русская история – собственной историей. И это (опять подчеркиваю) не зависимо от национальности, вероисповедания, и даже места жительства. Русский человек не считает, что его народ - лучше какого либо другого народа, но и - не хуже… Полагаю, не трудно заметить, что мое понятие русскости – сугубо культурного (духовного) свойства. Кровь, конечно, играет роль в определении национальности, но далеко не доминирующую…

А теперь о русской гениальности. По моему глубокому и, не побоюсь этого слова, выстраданному убеждению, человечество, как совокупность цивилизаций, культур, наций и т.д. развивается в русле (дискурсе) национальных культурных социальных образований. А точнее сказать - в определенном раз и навсегда заданном временнОм русле, исходящем из глубочайшего прошлого времени, которое незыблемо уже по своему определению. То есть, ежели посмотреть на любое национальное образование: этнос, народность, нацию – то можно увидеть его прошлое. А если углубляться в это прошлое, то можно дойти до НАЧАЛА НАЧАЛ, то есть, до Бога, или до Большого Взрыва… Любая национальная культура в своем прошлом времени тянется из бесконечности. Но любой вектор развития, исходящий из бесконечности, устремлен своей потенцией так же в бесконечность. То есть любое национальное образование, не зависимо от того, мало оно или велико, обрамлено с обоих сторон своего времени бесконечностями. И по сути дела является БЕСКОНЕЧНОЙ величиной, или категорией, кому как это будет удобно. Живя в русле (дискурсе) своей национальности, мы, люди, в принципе, смертные существа, живем в действительности как существа бессмертные.

Так вот, очень немногие из нас, людей, физически ощущают ту первоосновную временнУю (историческую) нить, которая связывает наше, человеческое, бытие одним временнЫм концом, устремленным в прошлое, с Началом Начал, и другим временнЫм концом, устремленным в будущее, с Концом Концов. Более того, человеческая жизнь так устроена, что в каждый миг настоящего времени эта связь времен разрушается. В настоящем времени человеческая жизнь (жизнь человечества) переходит из временнОго измерения в пространственное. В каждый миг настоящего времени бесконечность человеческого мира подвергается разрушению, и уже давно не осталось бы от человечества ни малейшего следа, если бы ни ТИТАНЫ человеческого духа. Именно их я и называю гениями. Поскольку именно они и творят чрезвычайно полезную (может быть даже самую полезную) для человечества работу – соединяют в себе (в своем сердце) связь времен, и это соединение выдают в социум в виде какого-нибудь художественного продукта. Но не обязательно только художественного...

Конкретно о русской гениальности. Мы, русские люди, можем подключиться только к русской нити гениальности (временнОй нити, соединяющей две бесконечности), дабы восстановить в своем сердце порушенную связь времен. То есть, мы может пробиться к этой нити (стать гениями) только через русскую культуру, русский дух, русскую так называемую загадочную душу. Никакого другого пути к гениальности нет и в принципе быть не может. Но это вовсе не значит, что проход (прорыв) к русской гениальности невозможен человеку другой, не русской крови. Возможен! Еще как возможен, но при одном непременном условии: этот человек должен сначала породниться с русской культурой и русским духом. И только тогда ему приоткроется проход к русской гениальности. Точно так и русский человек может прорваться к гениальности через другую культуру, но и тут он должен сначала проникнуться чужой культурой до такой степени, что она станет его родной культурой…

Миру нужны гении. Мир движим гениями. И признает Мир проявление русской гениальности только в одном случае. Если она действительно будет именно РУССКАЯ гениальность, выросшая из русской культуры. Поскольку ни из какой другой культуры ТАКОЕ произрасти и в принципе не может. Из всех культур может вырасти гениальность. Но это будет ДРУГОЙ гениальностью… Попытка же русскому человеку (как и любому иному человеку) прорасти через другую гениальности – в любом случае обернется жалким плагиатом… Альгимантас Александравичус проникся русским духом, он взрастил в себе загадочную русскую душу. И потому ему заслуженно открылся проход в русскую гениальность…

Комментариев: 11
Просмотров: 1238
Сергей Борисов  ( # )
Георгий, Вы вероятно не застали те времена, когда литовцы считали себя снимающей нацией. А я застал. Я дружил с Витасом Луцкусом-инфант террибль-литовской фотографии. Будучи в составе Советского Союза они не считали себя не только русскими, но и советскими. Это не мешало им всем хорошо говорить по-русски, по-русски пить и любить русских девушек. Они считали до выхода из СССР, что они гении фотографии. Кстати, все они были членами ФИАП, который здесь так пренебрежительно поминают. И только соприкосновение с реалиями мирового рынка фотографии открыли им глаза на истиное положение вещей. Оказалось, что они никому там не нужны. Сейчас их если и поминают или выставляют, то только в контексте советской фотографии, противопоставляя их советской и русской школе, представляя их тихими протестантами, коими они, впрочем, и действительно были. Ныне все они опять повернулись в сторону России и Альгис типичный тому пример. Он не относится к числу классиков литовской фотографии, как Суткус или Пожерскис, но также как и они старается найти работу и площадки для выставок здесь. Но они не хотят быть "русскими фотографами", а мечтают возродить "великую литовскую школу". Удастся ли им это, вопрос другой. Я считаю, что нет. И Альгису действительно придется стать русским фотографом, по возрасту он успевает, но это в будущем, а пока он все-таки считает себя литовским фотографом и присвоенное ему Вами звание вряд ли его обрадует.
Георгий Костин  ( #   )
Сергей, если вы обратили внимание, звание данное мною Альгису "русский фотограф" - заковычено. По сути дела вы сказали именно то, что я хотел сказать. Но об этом в заключительной части очерка о замечательном человеке Альгимантасе Александравичусе...
Андрей Безукладников  ( # )
Паралельно с фестивалем, о котором пишете Вы, Георгий, в Перми проходил свой фестиваль — «Пермское (оно) биеннале фотографии» — в рамках которого висит выставка воспетого Вами фотографа (или фотохудожника?) Александравичуса. Мне посчастливилось увидеть воочию эту выставку. Яркие, экстравагантные, в меру эстетские портреты. К сожалению, «уши фотографа» заметны на большинстве работ. Искренне надеюсь, что это самоизлечимо. Говорят, что на мастер-класс Александравичуса в Перми явился лишь один слушатель – организатор этого мастер-класса, а по совместительству председатель «Пермского союза фотохудожников». Печально. Либо литовцы никого в Перми не интересуют, либо оповещение тупо пробуксовало. Я склоняюсь ко второму, хотя не исключаю первого.
Георгий Костин  ( #   )
Кстати, и на пермское биенале фотографии прошли две мои работы:) А насчет "печальности" это действительно печально. Что нет интереса к фотографии. И в Суздале на мастер классах были только сами фотографы - те, кто приехал на фестиваль. А вот у них был живой интерес - это меня лично радует. А что касается оценки работ Алекса - я уже писал, что не вправе оценивать. Я писал о Алексе как человеке. И о том, что его творчество вполне попадает в руссло русской культуры. По крайней мере так мне кажется... Но более всего меня интересовала тенденция фотографии как явления: на спаде она или подъеме... Я убедился - НА ПОДЬЕМЕ...
Игорь Юнаковский  ( #   )
Георгий, не сгущайте краски. Это нормально, когда на мастер-класс по фотопортрету
приходят только фотографы. Вы ведь не ходите на мастер-классы по выращиванию кактусов:)
Георгий Костин  ( #   )
Так по мне это как раз и нормально. Но ведь на малочисленность сетовали и члены жюри. Сам Потапов говорил о советском времени, когда на мастер классы по фотографии приходили полные залы и люди даже битком стояли в проходах. Ну а по мне я уже писал об этом фестиваль удался потому что был малочисленным. Или что точнее - достаточно малочисленным...
Игорь Юнаковский  ( #   )
...И по мне - было свободно и комфортно. Но есть ещё другая сторона: туркомплекс не получил
запланированной прибыли. Это не может не волновать руководство Союза. А вспоминать о временах
советских - бессмысленно...
Северус  ( #   )
Не получил - так ему и надо. Ибо цены от 2.700 за ночь и неоднократные повторения, что есть чудесный бассейн, мне как фотолюбителю, провинциалу, ( да и лауреату)) не интересны. Стремление к прибыли чувствовалось за версту, точнее за 300. Надеюсь организаторы учтут мои пожелания по организации мероприятий, высказанные менеджеру в беседе по телефону. Про Альгимантаса - был несколько лет назад на встрече с ним - чудесная встреча и человек тактичный и приличный, вдохновляет.
Артём Шульга  ( # )
Кропаль неточностей:

«А теперь о русской гениальности» Как национальность может быть гениальной? Гениальность, это редкость в любой самой развитой культуре и к любому обобщению не имеет никакого отношения.

«Живя в русле (дискурсе) своей национальности, мы, люди, в принципе, смертные существа, живем в действительности как существа бессмертные.» Как существа бессмертные мы живём всегда, ибо созданы такими. От русла (дискурса) и притоков это не зависит.

«Никакого другого пути к гениальности нет и в принципе быть не может.» У гениальности путь проще — рождение с потенцией гения (которую он может реализовать, а может похерить [акт свободной воли]) и заслуживается эта потенция задолго до текущего воплощения в тело.

Вообщем, выводы целиком ошибочные из-за неверных начальных (вводных) данных.


Почтенно ваш,
Старший связист Тайной Канцелярии
Георгий Костин  ( #   )
Я наперед знал, что вы мне именно это возразите :) Но я вам возражать не буду: вы так же как и я имеете право на свою точку зрения. Только хочу уточнить главное, поскольку то ли я не достаточно точно выразился, то ли вы не совсем правильно меня поняли. А именно - я говорил, Боже упаси, не о гениальной национальности (это попахивает нацизмом), а о проходе в гениальность через национальную культуру. Ибо вне культуры не может быть и гениальности. Ну и о потенции гения... С такой потенцией по моему мнению рождаются абсолютно все люди... Но по ряду причин, опять же связанных в подавляющем большинстве своем с культурой - далеко не все становятся гениями...
Артём Шульга  ( #   )
С потенцией рождаются только те, кто может её реализовать, ко всем это никакого отношения не имеет.
Все рождаются так, как заслужили. (Грубо говоря, в прошлых воплощениях нужно было не пиво пить и футбол смотреть).

Ну а про культуру чёрным по белому в цитате написано, хоть ниже и уходит в сторону культурной среды.
«Ибо вне культуры не может быть и гениальности». Вообще, как вы себе это представляете? Вне культуры родится просто невозможно. Значит, написанное бессмысленно
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Execution time 0.039354 sec