Георгий Костин

4.08

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ФОТОГРАФИИ - 6 (вторая главная часть – СЕЛЕКЦИЯ)

1.12.2011 13:39

Как я уже говорил в предыдущем блоге, мой творческий АППАРАТ ЗАПРОГРАМИРОВАН на производство МУТАЦИЙ двухмерных фотографических и исконно живописных изображений. Но на этом мой фотоЖИВОПИСНЫЙ процесс не завершается. Поскольку МУТИРОВАНИЕ по обыкновению своему создает в подавляющем большинстве брак. И нужно в ворохе сотворенных МУТАЦИЙ отыскивать, как в куче навоза - жемчужные зерна. Вот тут наступает вторая часть моего творческого процесса, который я условно называю СЕЛЕКЦИЕЙ. Внешне это выглядит так: я с разных ракурсов делаю с одного отражения в зеркальной пленке от 20 до 50-ти, а то и больше снимков. На одном кадре получается один удачный в живописном отношении кусочек, на другом – второй…(В моей практике ни разу не было, чтобы все пространство МУТАЦИОННОГО снимка было в живописном отношении прекрасным). И затем на фотошопе собираю уже все эти разрозненные живописные кусочки в единый образ.

И вот на этом (втором) этапе возникает самая главная творческая проблема: по КАКОМУ КРИТЕРИЮ делать СЕЛЕКЦИОННЫЙ отбор и собирать воедино ЖИВОПИСНЫЙ образ? Программа моего творческого аппарата, которая успешно работала на первом этапе – тут беспомощна. А нет программы – нет и аппарата… И вот тут самое время заговорить о СВОБОДЕ от ПРОГРАММЫ, о которой говорил Флюссер. Я полагаю, чтобы обрести вожделенную свободу от программы, нет нужды взламывать последнюю, стать хакером. Есть другой, более простой и, на мой взгляд, чрезвычайно действенный способ. А именно – ПОДЧИНИТЬ себе программу. А это можно сделать только одним образом: создать (сотворить) СВЕРХПРОГРАММУ, в которой программа фотоаппарата будет занимать естественно подчиненное положение. То есть – запрограммировать программу фотоаппарата на подчинение. А сделать это может только ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. И в самом деле, я как составной субъект моего творческого АППАРАТА – имею право ни только обслуживать программу фотоаппарата, но и в праве создавать собственную программу. А именно - ставить себе ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЗАДАЧУ. Естественно в творческом порыве подчиниться ей, а заодно подчинить ей и программу своего фотоаппарата.

И вот уже с этой точки зрения, полагаю, можно разделить всех фотографов на три разнокачественные группы. В первую группу попадают, так сказать, «кнопкодавители», которые не ставят себе никакой творческой задачи. Во вторую группу попадают ремесленники (к которым, повторяю еще раз, я отношусь с большим уважением) они так же не ставят себе никаких творческих задач, но при этом в отличии от первой группы у них есть таки задача – ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ. И решая эту задачу, достигают они порою выдающегося фотографического мастерства. Но в этой группе одна и та же задача на всех – ДЕНЬГИ. И, наконец, третья группа – это художники (Фотографы с большой буквы). И вот только они одни способны на создание СВЕРХПРОГРАММЫ и соответственно - на ЗАПРОГРАММИРОВАНИЕ себя и своего фотоаппарата на решение ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ. Более того, у каждого художника (Фотографа с большой буквы) своя творческая задача. СКАЖИ МНЕ КАКАЯ У ТЕБЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, И Я СКАЖУ КТО ТЫ….

Теперь расскажу о своей творческой задаче, своей СВЕРХПРОГРАММЕ, которая делает меня свободной. Но сначала – коротко о своей философской позиции, о своем миропонимании. При том тут совершенно неважно, прав я или заблуждаюсь, главное, что я в это ВЕРЮ. Более того, именно в этом моем ВЕРОВАНИИ и зарождается мой творческий импульс. Я полагаю, что только настоящее время явлено нам в, так сказать, вещественном обличии. А прошлое и будущее времена населены бестелесными образами. При том – прошлое время всегда принципиально одновариантно: оно как было, так таким и останется во веки веков. Тогда как будущее время – многовариантно. Что вправе говорить о нем, как о времени ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОМ. Так вот, зная что «эталонная» фотография – это всегда «привет из прошлого», это прошлое время, законсервированное во времени настоящем. То возникает соблазнительная мысль: а почему бы не создать и «привет из будущего»? То есть - почему бы не фотографировать будущее, чтобы консервировать его в настоящем времени?…Тем более, что мой АППАРАТ сотворения МУТАЦИЙ достаточно схож с принципом существования предположительного (будущего) времени…

Но у нас, у людей, нет чувственного инструментария, чтобы разглядывать будущее время. Наш, доставшийся нам в наследство от дикого зверя, инструментарий нацелен на восприятие времени настоящего. Но вместе с тем ничто не мешает нам направить свой мысленный взор во время будущее, чтобы разглядеть хотя бы контуры его. Предсказывать в той или иной мере будущее – обычная людская практика. Но вот, чтобы сфотографировать это будущее – задача амбициозная. Но она (использую тут выражение Нильса Бора) достаточна безумна, чтобы быть верной :). Я полагаю, что это возможно, если применить определенную технологию. А именно – технологию фоторабота, по которой в полиции составляют изображения подозреваемых лиц. Я сознанием своим не знаю, как выглядит будущее, и чувственным зрением своим не вижу его. Но когда я по технике фоторобота, начинаю вытягивать из свого подсознания и сверхсознания кусочек за кусочком мутированные изображения, которые, как опять же полагают мое подсознание и сверхсознание, и являются кусочками изображения будущего, то я в конечном итоге и создаю образ будущего. То есть творю в настоящем времени «привет из будущего». Можно, конечно, этот прием разукрасить и в мистические тона, назвав себя медиумом, проникающим в будущее и вытягивающим из него в настоящее время кусочки зрительных образов. Но как воспринимать этот художественный прием – это уже дело вкуса. В любом случаен – это, так сказать, ФОТО-АЛХИМИЯ, или ФОТО-МАГИЯ как кому будет удобно. Но именно в этом и проявляется третий признак АЛЬТЕРНАТИВНОВНОСТИ моей фотоЖИВОПИСИ. Поскольку объектив «эталонного» фотографа направлен на время настоящее, а объектив моего АППАРАТА – на время будущее.

А вот мое намерение снимать (фотографировать) будущее время – вытекает из художественного метода, которым я руководствуюсь. Но это уже предмет другого такого же обстоятельного разговора. :)

Комментариев: 2
Просмотров: 2931
Артём Шульга  ( # )
Можно описать ваш процесс и по другому.

Составление живописных панно в Фотошопе -- монтаж (в случае, если стыков не видно), коллаж (если состыковка видна).
Фотошоп это тоже программа (и уж куда большая, чем программа фотоаппарата о которой писал Флюссер), следовательно тоже ставит художника перед рядом вариаций (по вашему селекцией мутаций) изображения исходя из заложенных в неё возможностей. Здесь художник (мышкодавитель, клавиатурофил) поставлен перед той же свободой выбора (творческим актом), как и фотограф в рамках программы фотоаппарата.
Любое изображение, которое проецирует не предметный мир, можно назвать взглядом в будущее, так же как можно назвать любым другим словом (напр.: Сюрреализм, Кубизм, Модернизм..)

Некоторые плохо воспринимают ваши размышления частично из за того, что вы уже давно устоявшуюся терминологию заменяете новой, не привнося, по сути, иного смысла. Ну и содержательную часть конечно никто не отменял.

Мне нравится, продолжайте. Я думаю, позже вы ещё не раз переосмыслите свои мысли вслух.

Cogito ergo sum
Георгий Костин  ( #   )
Спасибо, Артем! Кстати заодно еще раз спасибо и за Барта и Флюссера :)

В сборке живописных картин (панно) я использую как технику монтажа, так и коллажа. Монтаж - обязательно: без него создание фотоЖИВОПИСНЫХ панно вообще не возможно. А коллаж - по мере необходимости, когда возникает художественная надобность "поиграть" с образами.

Кстати, Вы дали точное определение моего письменного жанра - "МЫСЛИ ВСЛУХ". Это даже лучше, чем "автоматическое письмо". Понятное дело, мысли вслух - почти всегда бывают непричесанными. И они, если быть честным по отношению к самому себе - всегда складываются в уме, так сказать, "своими словами". И потому - с трудом продираются в сознании сквозь рутину обыденностей и штампов, которые душат ново-рождающиеся мысли на корню. Жанр МЫСЛИ ВСЛУХ - хорош тем, что в процессе мысле-рождения вдруг (само по себе) приходит на ум ТО, о чем еще минуту назад и не помышлял. К примеру, в процессе вынашивания последнего (шестого) блога, мне открылся принцип освобождения от ПРОГРАММЫ путем сотворения СВЕРХПРОГРАММЫ (художественной задачи) и соответственно - тут же нашелся принцип разделения фотографического сообщества на три разнокачественные группы. И эти две мысли, не знаю кому как, но мне лично ОЧЕНЬ понравились.

Теперь насчет "плохо воспринимающих мои размышления". Уж ли ни Сашу Курловича Вы имеете ввиду? Ну так он же КУРАЖИТСЯ. В жизни не поверю, что он все это пишет всерьез.:)

И наконец, последнее: МЫСЛИ ВСЛУХ тем и хороши, что их можно и нужно переосмысливать многократно, пока они не оформятся во что-то стойкое и монолитное, к примеру в манифест или статью...

МЫСЛИ ВСЛУХ - это безусловно истина, но истина в самой первой (предварительной) инстанции, без которой вообще не может быть никаких мыслей... :)
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024  ИЮНЬ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Execution time 0.050177 sec