Геннадий Меергус

Разрешение смартфонов при зуммировании

29.11.2025 14:29

К вопросу о зумах на айфоне и о симуляции оптического зума цифровым. Просто из геометрической оптики: количество мегапикселей убывает пропорционально квадрату фокусного расстояния.

Возьмём самый современный айфон 17 про.
на 1х имеем 24мм эквивалентных -- и 48 мегапикселей;
на 2х -- 48мм эквивалентных -- и 12 мегапикселей;
на 4х -- 100мм -- и 48 мегапикселей, но если "отъедем" хотя бы чуть-чуть, например, до 96мм, то у нас сразу становится всего 3 мегапикселя, разрешение из 2003 года.
Зато есть 12 мегапикселей на 200мм, вполне себе хороший телевик, подходит даже для съемки птиц и слежения за самолетами.

Аналогично в 16-м айфоне: имеем праймы 1х (24мм), 5х (120мм).
При съемке, например, на 4х (96мм), наше реальное разрешение будет 3 мегапикселя, а если даже совсем "чуть-чуть отъехать" от его 5х, допустим, до условных 117мм, то сразу получится 48/23.7=2.01 мегапикселя, практически как в Никоне Кулпиксе 1999-го года. А на 200мм разрешение будет 4.32МП, то есть опять 2003-й год.

А в 14-м айфоне у нас праймы 1х (24мм) и 3х (70мм).
Значит, те же "портретные" 88мм будут давать 7.59 мегапикселей, гораздо лучше, чем на более новом, 15-м или 16-м, и даже лучше, чем на 17-м айфоне. И 96мм будет лучше, чем у 15, 16 или 17-го. То есть модель трехлетней давности в портретном жанре дает большую детализацию, чем более новые.

Тут, конечно, должна быть таблица с иллюстрациями. Может, я её и сделаю, если захочу переделать свою статью про 14-й айфон в более общую статью о применении айфона фотографом.

Почему производители позволяют себе такое низкое разрешение, как упомянутые три и два мегапикселя, мне тоже понятно. Подавляющее большинство контента, созданного смартфонами, потребляется на экранах самих же смартфонов. При размере экрана 8х16см, упомянутые два мегапикселя дают плотность 342 пикселя на дюйм, что намного превышает "комфортные" для человеческого глаза 72. Иными словами, такое изображение можно вполне нормально рассматривать и на смартфоне, и на планшете, и на практически любого размера экране. И можно печатать и на А6, и на А5 и даже на А4 (если рассматривать с некоторого расстояния). Короче, смартфон -- король экрана, как сказал Андрей Безукладников. Для инстаграма достаточно, а если фотографу нужно больше -- то см выше.

Поэтому мысль моя сводится к тому, что
а. несколько праймов не заменяют зум (по крайней мере, пока речь не о сотнях мегапикселей);
б. смартфон -- не замена профессиональной камере. Смартфон -- это только удобная камера, которая всегда с собой, но у него есть вполне реальные, ощутимые ограничения, которые надо учитывать.

Кстати, на рынке есть несколько опций разных оптических насадок для смартфонов, не знаю пока, какое там получается качество, и не знаю, захочу ли пробовать.

И ещё мысль: сейчас почему-то очень развился рынок фотоаппаратов-праймов без сменной оптики, с "натуральным" углом зрения 40-50мм, практически "Смена-8М". Даже Лейка делает такую камеру, и даже черно-белую. Мне это странно и не вполне понятно, почему это не делать смартфоном, который в этом диапазоне как раз и выдает свое самое лучшее качество. Но об этом будет отдельное размышление.

Комментариев: 3
Просмотров: 161
Геннадий Бут  ( # )
Думаю тут все сложнее.
1. Комфортное разрешение для глаз 250 ppi, и производитель идет на сознательный компромис в качестве против функционала. Смартфон часто используется как лупа - сфотографировать мелкий текст и прочитать. Таким мелким текстом может быть и часы работы заведения на другой стороне улицы.

2. Оптический зум устроен хитро. Он показывает высокое качество на одном фокусном расстоянии, а потом при вращении кольца изменения фокусного расстояния качество картинки падает. Поэтому большой тяжелый зум — компромис. Но компактные праймы сейчас не делают. Может быть вы помните—на байонет F была линейка компактных объективов af-d 24/2.8, 35/2 и так далее «под отвертку».

3. У Leica одно время была компактная дальномерка производства Minolta с довольно редким 40 мм суммикроном. Так что они знают что делают. Конечно, выпуск афони с монохромными камерами был бы хорошим ходом. Он был бы более чувствителен (на две трети Ev) и картинка была бы «резче». У афони есть камера с одним объективом — было бы здорово туда поставить 40 мм. Но это все маниловские фантазии.
Геннадий Бут  ( # )
Если воспользоваться возможностями программы ProCamera то можно фотографировать с дробным зумом, например х1.5 и получить 21 МПикс с ЭФР примерно 39 мм и причем сразу в монохроме. Любимого оранжевого светофильтра пока не нашел.
Сергей Петров  ( # )
вложитесь в форматку со всеми причандалами и при ваших (с Бутом) художественныхъ способностяхъ можете прославиться...(может быть, посмертно)))

и не парьтесь про смартофоны. их тьмы и тьмы и тьмы.

а форматок всё меньше и меньше
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
НОЯБРЬ 2025  ДЕКАБРЬ 2025  ЯНВАРЬ 2026
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    


Execution time 0.169514 sec