Юлия Прокопенко

7.13

Фотография против действительности

10.11.2017 13:43

Фотограф Артур Бондарь снял и опубликовал путевые заметки о путешествии по городам Золотого кольца России. Репортаж, насколько я поняла, снят панорамным хассельбладом на черно-белую пленку. На снимках изображены: праздники, отдых, церковные службы, торговля, памятники, городские и сельские виды, и прочая повседневная жизнь.
Заголовок и особенно подзаголовок к публикации, на мой взгляд, не слишком соответствуют, а иногда и прямо противоречат визуальному ряду. Я бы и не придала им никакого значения, если бы не заметила, какое огромное влияние они оказали на восприятие репортажа.
Явный конфликт, в который вступили изображение и интерпретация, был решен подавляющим большинством комментаторов в пользу интерпретации.
Автора ругали за намеренный перевод изображения в ч.б. (очернение), неудачный кроп (урезание видимого поля), демонстрацию помоек (ни одной помойки в репортаже нет), но квинтэссенцией претензий для меня стал комментарий: «Сам живу в Костроме, некоторые фотографии в репортаже не соответствуют действительности».
Парадокс в том, что автор комментария прав.
Фотография - часть видимого мира, тогда как действительность вбирает в себя также невидимый мир идей, общественных институтов и общепринятого знания.
Сомневающиеся могут свериться хотя бы со статьей «действительность» в Википедии. В этой статье есть одна примечательная фраза : «Противоположностью действительности в актуальной реальности является видимость (кажимость).»
То есть способ записи информации, который ограничен только физическими, но не идеологическими параметрами обречен противоречить действительности. Грубо говоря, нельзя сфотографировать черную кошку в темной комнате не потому, что вам противна сама идея, а потому не хватит света для фотореакции. И наоборот, мусор на тротуаре отображается на фотографии не потому, что фотографу нравится мусор, а потому, что он отражает достаточно света.
В конце XIX века, когда фотография стремительно прокладывала себе дорогу в жизнь, Оскар Уайльд написал роман «Портрет Дориана Грея». В романе портрет прекрасного юноши старел и обезображивался по мере того, как юноша превращался в морального монстра, сам же юноша оставался внешне прекрасен. Однажды полностью обезумев и возненавидев все вокруг, юноша пронзил портрет ножом. Портрету это пошло на пользу.
lenta.ru

Комментариев: 13
Просмотров: 2850
Игорь Юнаковский  ( # )
слабО, не заслужил ни варенья, ни печенья(
Андрей Безукладников  ( # )
Заголовок и подзаголовок скорее всего придумали вместо Артура сотрудники желтого издания. Среди прочих названий под публикацией Бондаря можно встретить такие: ««Люди перестали видеть в этом нечто кровавое и жестокое»
БДСМ по-русски — это больше чем просто хлыст и латекс»; ««Девушек меняют часто — клиентов у них много»
Какую любовь ищут и находят таджикские мигранты»; ««Довольно глазеть на труп»: Кадыров устал от Ленина
Глава Чечни нашел, кого еще закопать. И ему ответили» ну и т.д.
Юлия Прокопенко  ( #   )
Меня интересовало не столько, кто придумал заголовок, сколько его воздействие на восприятие фотографий.
Нам нравится думать, что "одна картинка стоит тысячи слов", тогда как в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (см. выше) всего два слова определили тональность восприятия 24 картинок.
Это я к тому, что словоупотребление очень важно. Отказываясь менять лексику при изменении обстоятельств, мы сами создаем эдакого вечно молодого и обворожительного Дориана Грея, который совсем не тот, чем кажется.
Андрей Безукладников  ( #   )
Так и есть. На «фокусах языка» зиждется теория и практика НЛП. Идеологи всего мира давно освоили это невидимое оружие массового одурачивания.
Александр Курлович  ( #   )
Весьма сомнительно. НЛП, судя по всему - один из мифов нашего времени.
Андрей Безукладников  ( #   )
Эти технологии настолько эффективны, что их пользователям весьма выгодно объявить НЛП шарлатанством.
Александр Курлович  ( # )
А стоит ли придавать много значения комментариям в сети? Это в принципе куча неадеквата где угодно.
Юлия Прокопенко  ( #   )
Принимать близко к сердцу их, конечно, не стоит. Но степень адекватности комментариев в сети ровно та же, что и у личных знакомых и у "публики в теме", только когнитивные сдвиги (cognitive biases) другие :)
Александр Курлович  ( #   )
По моему опыту, это не так. Вернее, на специализированных ресурсах это так, а на "общего профиля" - неадекват растёт очень сильно. Желтая пресса относится именно к такому типу ресурсов.
Сергей Хлыстов  ( # )
Посмотрел фотографии... не ахти
Фотограф слабовато отнёсся к заказу, компенсируя это заголовком и текстом под фотографиями.
Причём, он вероятно ещё и забыл, где и что снимал... ))) т.к. некоторые фото не соответствуют указанному месту, даже такому ,как "по дороге из Костромы в Ярославль". Если конечно он не ехал из Костромы в Ярославль через Иваново и Калязин.
Не заслужил "бочки варенья и корзины печенья" )))
Александр Курлович  ( #   )
Нормально он всё сделал. Вопросы на 100% к "изданию" практически наверняка.
Николай Никитин  ( # )
В аннотации всё впечатление сформировано. Яснее ясного: Юрий Бычков, автор известного теперь бренда «Золотое кольцо» признан - как журналист газеты «Советская культура», искусствовед, литератор и художник. Далее о том что нужно издателю: "Спустя полвека фотограф Артур Бондарь решил (зачем?) повторить путешествие Бычкова — посмотреть, что представляет собой Золотое кольцо сегодня и как живут там люди. Как человек, впервые увидевший эту часть страны, он решил, что будет просто снимать жизнь и быт местного населения..." Юрий Бычков к "жизни и быту" населения не имел никакого отношения. "Слава Юрия Бычкова" лишь в удачном названии коллекции древностей. Издатель в 100500-й раз сравнивает вкус вишнёвого варенья со вкусом атлантической селёдки пряного посола. Эта моя претензия к "издателю". А "фотографии с подписями, но без выводов" я ещё ни разу не встречал. Что из Кентукки, что с Костромского пляжа. В Костроме бывал не ради пляжа, но по песку в воду... стандарт. :)
Mortilika A  ( # )
А выводы за фотографа по ходу сделали издатели) возможно, они и подписи с якобы ощущениями сочинили, дабы соответствовать заголовку. По мне тема золотого кольца фотографом не раскрыта вообще, да и не может понять и передать особую атмосферу улочек древнерусских городов, хранящих историю, со старыми домами, неторопливым укладом вот такой заезжий фотограф, поверхностно получилось, не вдумчиво. В общем не по сеньке шапка, как-то так получилось, но это его взгляд и имеет право быть.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.

Execution time 0.105797 sec