Цвет на ощупь

29.1.2020 18:01
(или о важности того, КАК) В Центре фотографии им. братьев Люмьер до 23 февраля идет выставка британского фотографа Майлса Олдриджа (Miles Aldridge) «Вкус цвета». Майл Олдридж работает в рекламе – более коммерческого применения фотографии сложно придумать. Казалось бы, потребителям его творчества, да и ему самому должно быть меньше всего интересно думать о том, КАК фомируется сюрреалистическая палитра его произведений. И тем не менее на выставке представлены не только итоговые отпечатки (C-Print), очевидно прошедшие цифровую «чистку», но и прямые «контакты», сохранившие всю прелесть квадратного негатива. Рассматривать контакты и сопоставлять впечатление от них с тем, которое производят итоговые принты, чрезвычайно интересно: 1. Кроп. Автор кадрирует квадрат до плакатного формата: альбомного или портретного. При этом из тщательно срежиссированных сцен не только исчезает оптическая геометрия, но и вес персонажей существенно меняется. 2. Цвет. Автор проводит суровую цветовую зачистку. Любопытно наблюдать, от каких пленочных «грехов» он избавляется, а какие, наборот, форсирует, очевидно, считая их достоинствами. 3. Размер. Огромный размер отпечатков психологически меняет восприятия фотографии: как будто некое внутрее пространство оказывается вывернутым наружу. Особенно забавно, что технически ультрасовременный, востребованный и гламурный Автор занимается фотографией и с удовольствием болтает о технической ее стороне. Олдридж не только снимает на цветную пленку, но и печать использует фотографическую. И даже трафаретная печать, которой он в последнее время увлекся, задействует фотографический процесс на стадии изготовления трафарета. Те, кому любопытна механика процесса в изложении самого Автора, могут прочитать интервью на английском. https://fadmagazine.com/2018/05/05/interview-miles-aldridge/
Читать

Эталонный тупик

9.1.2020 15:35
... или почему вера в "хорошие картинки" утратила смысл Год, прошедший с того момента как Филлип Ванг запустил проект «Этого человека не существует» (This person does not exist), - достаточный срок, чтобы осознать: в цифровом поле появился новый супер-Автор – искусственный интеллект. «Этого человека не существует» - простой и дешевый проект. Можно допустить, что существуют проекты посложнее и подороже. Просто и доходчиво о сути цифрового творчества написала Meduza. Статья очень полезна тем, кто считает неважным, КАК это сделано. Ленивым несколько цитат: «Творчество строится на соединении о переосмыслении всего, что человек когда-тоувидел и услышал». «Нейросети, в отличие от станка, могут создавать уникальную штучную продукцию. Просто, они более производительны». «Нейронные сети не испытывают эмоций, но их испытывает человек. Глядя на картину, он расшифровывает заложенный художником культурный код. И нейросеть вполне способна сгенерировать ключ, который вызовет ту же эмоцию, что и произведение человека». В статье еще много интересного. Пока вы раздумываете, читать ее или нет, выберите любую картинку и ответьте (про себя) на два вопроса: «Верю я этой картинке?» «Если нет, то как можно довести ее до совершенства?» Ответили? Поздравляю: ваш интеллект работает по тому же алгоритму, что и искусственный. https://meduza.io/slides/razve-mozhet-robot-napisat-simfoniyu-sozdat-shedevr-kak-iskusstvennyy-intellekt-uchitsya-tvorit
Читать

Руководство по изготовлению и распространению выдающейся уличной фотографии

29.3.2019 13:58
LensCulture выпустила справочник под названием “Street Photography. LensCulture essential guide to making and sharing remarkable street photography" Скачав и прочитав «Справочник» в формате PDF, я испытала чувство сильнейшего когнитивного диссонанса. 1. Очевидно, «уличные фотографы» достаточно богаты, иначе почему столько «кураторов», «издателей», «наставников» и «критиков» предлагают им свои услуги за деньги. 2. Доля «художников» в этом сегменте чрезвычайно велика. Ннайти художника в среде «уличных фотографов» легче, чем маляра (т.е. фотографа без кавычек). 3. Настырность, с которой «уличным фотографам» рекомендуется участвовать в портфолио-ревью и прочих групповых и «экспертных» мероприятиях, наводит на мысль, что этот жанр только и существует для того, чтобы получать призы и грамоты. 4. Удивительна активность агенства «Магнум». Картель, созданный для продажи визуального контента в прессу, не понятно на каком основании считает себя гнездом мастеров «уличной фотографии». 5. Все это в целом сильно попахивает попыткой «обнести забором» и «поставить под контроль» уличное фотографическое творчество.
Читать

Сказка о звездочете

11.2.2019 18:47
У Джона Гершеля были занятия поважнее фотографии – его интересовали туманности и звезды, особенно двойные – те что вращаются вокруг общего центра масс, связанные незримой гравитацией. Ради звезд Гершель с супругой в 1834 г. прибыли на мыс Доброй Надежды, где они наблюдали созвездия и соцветия, пока Добрая Надежда не привела на орбиту звездочета двадцатилетнюю звезду колониального бомонда Джулию Маргарет Камерон. Именно Гершель познакомил ее с изобретением Тальбота, отправив ей в письме пару фотографий, которые, как впоследствии вспоминала Камерон,были как «вода для иссохших губ». Камерон вернулась в Индию, Гершель – в Англию. Здесь в 1839 г. он окрестил новый способ записи «фотографией», придумал фиксаж, негатив и позитив, а также заснял свой телескоп. Гершель не знал, что фотография – это «прямоугольная картинка», поэтому его снимок вышел скорее круглым (он выполнен на стекле и жив до сих пор). Джулия Камерон всерьез занялась фототворчеством лишь спустя 20 лет, но успела столько, что вошла в историю как первая гранд-дама мировой фотографии. После 30 лет дружбы с Джоном Гершелем (в 1867 г.) она изготовила фотопортрет своего учителя, ставший каноническим образом гениального безумца в ореоле растрепанных белых волос. Помимо звезд, Джона Гершеля увлекали травы, возможно, именно этот общий интерес свел его с Анной Аткинс. К моменту знакомства с Гершелем (ок. 1840 г.) прекрасно образованная и деятельная Аткинс уже знала об открытии Тальбота, но именно Гершель подарил ей рецепт лично изобретенной им цианотипии. Рецепт пришелся настолько кстати, что последующие 30 лет Анна Аткинс посвятила созданию цианотипных каталогов растений, прервавшись лишь однажды – чтобы написать биографию своего отца. Переплетенные вручную цианотипные каталоги Аткинс стали первыми в истории фотокнигами. За свою жизнь Джон Гершель открыл тысячи двойных звезд, но как минимум одну двойную систему он создал сам – в гравитационном поле фотографии.
Читать

Взгляд в корень: фотокнига "British Algae" Анны Аткинс

30.12.2018 20:07
Анна Аткинс неплохо рисовала, ее офортами, например, проиллюстрирован один из каталогов ее отца. Однако свою коллекцию морских водорослей она отпечатала цианотипией, войдя в историю как автор первой в мире фотокниги (1843 г.). О цианотипии Анна узнала напрямую от ее изобретателя Джона Гершеля, который оказался достаточно прозорлив, чтобы понять, что новый метод записи информации нуждается в новом имени, которое он сам и придумал – фотография. Фотография родилась без рамки, без камеры, без видоискателя, без кнопки, без решающих моментов, исходников и бесконечных претензий на то, что она кому-то что-то должна. Весь ХХ век был веком «приручения» фотографии, попытки привязать ее к коробочке, кнопке, пленке, рамке, миссии и даже «внутреннему миру». Разглядывая божественно-синие отпечатки водорослей в исполнении Анны Аткинс, стоит подумать о том, а не ушли лы мы по кривой дорожке социо-культурной целесообразности, презрев способность светочувствительной эмульсии показывать нам мир таким, каким без нее мы бы его не увидели. Посмотреть коллекцию British Algae: Cyanotype Impressions можно здесь: https://digitalcollections.nypl.org/collections/photographs-of-british-algae-cyanotype-impressions#/
Читать

Луис Гонзалез Палма. Техническая магия современной фотографии

6.12.2018 13:31
Луис Гонзалез Палма – латиноамериканский фотограф, работающий в широчайшем диапазоне техник – от платинотипии на холсте и рисовой бумаге, использования медицинских пленок до банальной струйной печати на войлоке, стекле и прочих сомнительных поверхностях. Если видеть в работах Палма только изображения, их символический набор банален: сухие цветы, черепа, крылья, сушеная рыба, рога, венки и короны, пустые помещения, коллекции странностей и старые сюрреалистические трюки с конечностями. Но недаром фотограф дышит воздухом Аргентины, пропитанным магическим реализмом. Невероятные комбинации фотографических и прочих техник буквально оживляют всю эту мертвечину и заселяют ею другой регистр реальности, хорошо обозначенный фразой Габриеля Гарсия Маркеса: «когда столяр снимал с покойника мерку для гроба, увидели, что за окном идет дождь из крошечных желтых цветов.» Разглядывая произведения Палма, понимаешь, что современная фотография – это не то, что скомпоновано в кадре, и не то, что как-то напечатано и развешано, это огромое поле технического эксперимента, и новые регистры в ней достижимы только в освоении фотографических техник и бесстрашной их комбинации. P.S. особое уважение вызывает скрупулезность, с которой Автор атрибутирует свои работы, в том числе и на сайте http://www.gonzalezpalma.com/obra.php P.P.S. тем, кто считает, что работа фотографа заканчивается нажатием на кнопку, рекомендую посмотреть, насколько Автор вовлечен во ВСЕ этапы жизни своих творений (разумеется, пока они не проданы). Слушать необязательно. https://youtu.be/uUs48q8yAKA
Читать

Фестиваль аналоговых процессов Revela-T в Барселоне.

11.11.2018 22:42
Пассионарии аналоговых фотопроцессов до 2 декабря могут отправить заявку на участие в фестивале Revela-T в Барселоне. Фестиваль пройдет в конце мая-начале июня 2019. Тема этого года: Человечество: казнить нельзя помиловать. А именно «Klaatu Barada Nikto» . Насколько я поняла, хорошо иметь серию работ, а еще лучше – готовый выставочный проект. Сама заявка бесплатна, но если вас выберут, придется потратиться. Поскольку фестиваль аналоговый, то отобранным участникам придется подумать, как доставить выствку до Барселоны. Можно отвезти самому примерно за неделю до фестиваля или послать по почте за свой счет. Забрать также можно либо лично, либо по почте за свой счет. То есть фестиваль пока функционирует на правилах клуба. Правила участия я перевела, подробнее о фестивале здесь: http://revela-t.cat/2019/en/opencall19/ КАЛЕНДАРЬ V фестиваль Revela-T пройдет с 24 мая по 2 июня 2019 г. Выставки будут открыты в выходные, во время мероприятий или по требованию. Основные события намечены на 24-26 мая. В эти дни откроются выставки, пройдет ярмарка и состоятся встречи коллодионистов, пинхольщиков, владельцев афган-камер (самодельных камер) и лейководов. СРОКИ и ТЕХНИКИ Тема, концепт и нарратив заявок должны соответствовать теме этого года: Klaatu Barada Nikto. Принимаются работы, созанные с использованием всех аналоговых и химических процессов, а также смешанных техник. ЗАЯВКА Подать заявку, можно заполнив анкету участника. ОТБОР Мы рассмотрим все заявки, отберем проекты для выставки и оповестим по электронной почте участников, работы которых будут отобраны. Мы отдаем предпочтение новым и ранее не выставлявшимся работам. Мы оцениваем также предложения по дизайну экспозиции и готовые инсталяции. Предложения должны содержать план, схему и понядок развески и монтажа. Нам очень жаль, но Фестиваль пока не может оплачивать изготовление отобранных проектов. АДРЕС Отобранные проекты следует отправлять по адресу: ASSOCIACIÓ FOTOGRÀFICA ESPAIFOTO Calle Pau Piferrer, 24. 08339 Vilassar de Dalt (Barcelona) Spain Мы рекомендуем отправлять работы курьерской службой, или специальной почтой с указанием стоимости и услугой курьерской доставки. Стоимость пересылки оплачивает отправитель, за возможные повреждения при пересылке фестиваль ответственности не несет. Revela-T оплачивает страховку работ на время проведения фестиваля, монтаж и демонтаж выставки. ВЫСТАВОЧНЫЙ ГОНОРАР Нам особенно жаль, что и в этот раз мы не сможем выплатить выставочный гонорар всем отобранным участникам. Мы сохраняем это намерение в планах. Revela-T обеспечит безопасность работ на время фестиваля. Страховка покрывает монтаж, экспозицию и демонтаж выставки, но не транспортировку. ПРОДАЖИ Как возможность компенсировать расходы, мы предлагаем фотографам предоставить списки работ для продажи с указанием цены, эти списки будут предложены покупателям, коллекционерам, галереистам... ВОЗВРАТ Revela-T обязуется вернуть работы в течение 2 месяцев после окончания фестиваля. Работы будут отправлены транспортной компанией, расходы оплачивает автор во время получения. Автор также может забрать работы лично. При получении автор должен убедиться, что все материалы в порядке. За все повреждения отвечает транспортная компания. МОНТАЖ Монтажом выставки занимается специальная фирма. Монаж осуществляется за неделю до открытия Фестиваля. Все присутствующие Авторы приглашаются руководить монтажом, устанавливать порядок, схему развески и сбор инсталляции. Если Автор экспозиции хочет лично смонтировать свою выставку, он также может пользоваться помощью рабочих. Для быстрого и качественного монтажа мы установим график работы и расписание. АВТОРСКИЕ ПРАВА Участвуя в фестивале Revela-T Автор заявляет себя владельцем прав на экспозицию и публикацию изображений, в частности правообладателем на изображение всех людей на отпечатках, оствобождая Revela-T от любых экономических претензий, которые могут возникнуть со стороны третьих лиц. Автор предоставляет право на публикацию одного из предоставленных изображений. Это изображение будет использовано только в рекламных материалах фестиваля (пресс-релизы, лифлеты, постеры и пр.) Автор освобождает Организаторов от любого конфликта или юридической претензии, которые могут возникнуть со стороны Ассоциации по Авторскому праву по поводу прав на экспонируемое изображение. НЕПРЕДВИДЕННЫЕ СОБЫТИЯ Организаторы оставляют за собой право разрешать любые непредвиденные ситуации, а также право менять программу Фестиваля в случае обстоятельств непреодолимой силы. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ Согласно Закону 34/2002 on Information Society Services and Electronic Commerce (LSSI) и закону о Защите персональных данных Organic Law 15/1999 on Data Protection (LOPD), Associació Fotogràfica Espaifoto гарантирует надежность и конфиденциальность всей персональной информации, изложенной в анкете участника. Заявитель оповещен и согласен с тем, что его персональные данные будут добавлены в реестр Associació Fotogràfica Espaifoto и будут подвергаться автоматической обработке с целью рассылки новостей по электронной почте. Associació Fotogràfica Espaifoto гарантирует право на защиту персональных данных в рамках действующего законодательства. Если вы передумаете, напишите по адресу info@revela-t.cat, и мы удалим ваши личные данные.
Читать

Фотограф Борис Кустодиев . Запасной путь.

9.2.2018 12:33
(о выставке «Борис Кустодиев. Живопись , фотография» в МАММ-МДФ) Борис Кустодиев оказался чудесным фотографом с тонким чутьем к пластике фотографического изображения. Визуальный контраст с его живописными и графическими работами огромен. Фотографии Кустодиева сохранились плохо – на выставке представлены цифровые отпечатки со сканированных и, возможно, несколько отретушированных снимков. Тем не менее искренность и контактность Автора проявляются не меньше, чем его художественные навыки. В сожалению, организаторы сэкономили на безбликовом стекле. Снимки, которые висят выше уровня глаз, вовсю отражают потолочное освещение. И все же любуясь ненавязчивой «игривой» композицией фотографий Кустодиева (особенно сельских зарисовок), жалеешь, что в целом русская фотография ХХ века пошла по пути «визуального удара» а-ля Родченко, а не «визуального диалога» а-ля Кустодиев. Или, как писал сам Автор в письме И.С. Куликову из Батума: «Любви у нас мало.» http://mamm-mdf.ru/exhibitions/jivopis-fotografiya/
Читать

Генри Фокс Тальбот: человек и экспонат

7.2.2018 15:27
На этой неожиданно большой и информативной выставке притягательны не только картинки, но и высказывания Генри Тальбота, который много лет искал оправдание своему детищу. Учитывая, что цитаты – лишь часть диалога, в котором нам доступны реплики только одной стороны, партию оппонентов приходится «дописывать» в голове. Очевидно, Тальботу здорово досталось за то, что он от нечего делать изобрел технически бессмысленный и художественно бесперспективный процесс, который к тому же «отбирал хлеб» у честных художников. Впрочем уверенность в том, что «если больной очень хочет жить, то врачи бессильны», крепнет с каждым залом. Уже к середине 1840х Тальбот начинает именовать свое занятие не иначе как «искусством». Выставку открывает весьма забавное предисловие кураторов, в котором можно прочитать, что: «Процесс Тальбота, калотипия или «фотогенический рисунок», был воспроизводимой бумажной позитивно-негативной технологией, применявшейся до недавнего времени, когда рождение цифровой фотографии превратило аналоговые отпечатки в исторический анахронизм.» Завершает выставку фильм, в котором вполне живой и современный Дмитрий Орлов на глазах совершает акт «исторического анахронизма». По иронии судьбы, полгода назад в тех же залах размещалась выставка Джорджо Моранди, одним из экспонатов которой был текст интервью: «Эдуард Родити: Вы только что сказали, что никогда не желали брать на себя ответственность советовать и учить, тем не менее преподавали гравюру в технике офорта на протяжении многих лет. Джорджо Моранди: Я согласился только потому, что эта дисциплина предполагала преподавание одной лишь техники.» Вполне возможно, что аналоговые отпечатки действительно оказались «историческим анахронизмом» в тех местах, где в такой же анахронизм превратилось преподавание технических навыков.
Читать

Легенды и мифы XX века / Миф 6: нерукотворность

22.1.2018 12:47
Одним из базовых обманов XX века является миф о нерукотворности фотографии. Именно в нем корень всех остальных мистификаций – от пунктумов и решающих моментов до миссий и документальности. В одном из «священных текстов» искусствоведения «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» Вальтер Беньямин пишет: «Фотография впервые освободила руку в процессе художественной репродукции от важнейших творческих обязанностей, которые отныне перешли к устремленному в объектив глазу.» Учитывая, что текст написан в 1936 г., когда для того чтобы изготовить фотографию, нужно было физически потрогать руками пленку или бумагу и повозиться пальцами в растворах, утверждение Беньямина, трудно назвать чем-то кроме откровенной подмены понятий. В XXI веке, когда художественная репродукция осуществляется, по мнению Андре Руйе, всем телом, стало ясно, что у фотографии тоже есть тело – светочувствительная эмульсия. Не удивительно, что многие творческие поиски направлены именно на работу с ней. Австралийский фотограф Стив Лавграв, освоивший мокро коллодионный процесс после 37 лет профессиональной фотографической карьеры, отмечает : «Когда появилась цифра, я был ею очарован... но постепенно заметил, что провожу гораздо больше времени перед компьютером, чем за работой. … Я тосковал по осязаемости, материальности неповторимой рукотворной фотографии. …. Процесс создания произведения, которое невозможно повторить, очень привлекателен, равно как и то, что я никогда на знаю, что получится, пока не включу свет» (Цитируется по интервью ABC.net от 9 января 2018 г.) http://www.abc.net.au/news/2018-01-09/collodion-photography-method-revival-in-hobart/9311632 О тактильности и неповторимости фотографии говорит и итальянец Давид Мария Феррари, и испанец Уризен Фреаза, и многие другие фотографы, вовлеченные в аналоговый процесс и представленные на площадке https://www.filmshooterscollective.com/
Читать
  Записей на странице
Страница из 5

Метки блога

МАРТ 2020  АПРЕЛЬ 2020  МАЙ 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   


Execution time 0.085116 sec