Культ изображения

11.8.2020 12:30
«Молодой мужчина, в волосах которого уже кое-где блестит седина, идет по улицам Барселоны. Над городом нависло серое небо, а туманное солнце растекается по Рамбла де Санта-Моника потоками жидкой меди. Мужчина ведет за руку десятилетнего мальчика....» Это – финальная сцена книги Руиса Карлоса Сафона «Тень ветра» и одновременно весьма фантазийное описание картинки на обложке оригинального издания романа. Этой же сценой книга и начинается, только мальчик в начале превращается в отца в конце. Картинка на обложке – снимок культового для Каталонии фотографа Франсеска Катала-Рока «На углу», сделанный в 1956 г. в Мадриде. При этом изображение – не прихоть редактора, а краеугольный камень строения, возведенного бурным воображением Автора. «Тень ветра» – роман о Барселоне середины ХХ века – фантазийный, полный страстей, смертей, громов, молний, сумеречного тумана, злодейства и заброшенных дворцов с тайными ходами. Парадоксально, что все это неоготическое нагромождение отталкивается от и приходит к такой безмятежной сцене: отец и 10-летний мальчик идут по туманной улице города. https://www.museoreinasofia.es/coleccion/obra/esquina «На углу» - не самый остроумный, не самый яркий, не самый дерзкий, не самый откровенный снимок Катала-Рока. Хотя теперь, похоже, - самый знаменитый, учитывая что роман разошелся в 15 млн экземпляров и переведен на несколько десятков языков. Катала-Рока в основном снимал мимолетность ... во времена диктатуры, реакции, послевоенной разрухи и горького послевкусия гражданской.... Отголоски тех страстей давно превратились в тень ветра. Книга прочитана и закрыта. Перед глазами - только мужчина и мальчик, вечно бредущие по туманной улице города. Сникм Франсеска Катала-Рока можно посмотреть на сайте Центра искусств королевы Софии. https://www.museoreinasofia.es/buscar?bundle=obra&f%5B0%5D=im_field_obra_autor%3A4474
Читать

Послевкусие истории

27.5.2020 16:38
Книга Хохакима Кортиса и Адриана Зондереггера «Со второго взгляда» (Jojakim Cortis, Adrian Sonderegger «Double Take») прекрасна тем, что в ней есть фотография Мао, переплывающего Янцзы. Хотя это вовсе не фотография, совсем не Мао и совершенно не Янцзы. Все действие происходит далеко от Уханя – в цюрихской студии двух приятелей художников. Проект «Double Take» знаменит и многолик – в нем есть огромные отпечатки (70х105 и 120х180), видео, тщательно задокументированные фазы создания инсталляций и книга, напечатанная Thames & Hudson. В книге 39 полноцветных иллюстраций с комментариями, несколько черно-белых страниц в начале и хвосте, две критические вступительные статьи и большое интервью «на посошок». Книга – чрезвычайно редкий пример того, что тексты и иллюстрации могут быть равноценны. С первого взгляда, «Double take» - об истории фотографии: Авторы вручную реконструируют и переснимают культовые снимки и сопровождают их кратким историческим контекстом. Со второго взгляда, книга – об истории вообще. Вы никогда не задумывались, почему те или иные персонажи и события попадают в историческую канву, а другие - нет. На вопрос, по какой причине одна культовая картинка может удостоиться второго взгляда, а другая – нет, отвечает Хохаким Кортис в интервью Вильяму Ивингу: «Например, когда нуждо создать фигурки людей. Это очень сложно, если вы хотите, чтобы они выглядели как настоящие. Если на картинке два-три человека, это возможно, а если сотни – то нет. Также очень сложно работать с лицами крупным планом.» В крепко склеенном и целостном проекте «Double take» нет ни многолюдных сцен, ни лиц крупным планом. Они для него не удобны. Прекрасная метафора, не правда ли? https://thamesandhudson.com/double-take-9780500021224 https://youtu.be/kl5TzfpeUnM
Читать

О вере и деле Фрэнсиса Брауна

7.5.2020 18:41
«Если вам так хочется во что-нибудь верить, это не так уж и плохо.» - такими словами завершил свою проповедь «отец Браун» из фильма «Мы не ангелы». В кавычках потому что «отец Браун» был не настоящий, что не помешало ему прочитать отличную проповедь. «Отец фотожурналистики» Фрэнсис (Фрэнк) Браун (Fr. Browne) по профессии не был ни журналистом, ни фотографом, - он был священником, но это не помешало ему снять и опубликовать уникальные фотоистории. Отец Браун служил капелланом на фронтах 1-ой мировой, с которой, помимо удивительных снимков, вынес пять ранений и подпорченные газом легкие. Люди в окопах, люди на марше, люди накануне, ВО ВРЕМЯ и после сражений, раненые, уставшие, напуганные и улыбающиеся. При всем кошмаре ситуации, в каждом снимке – жизнь. После войны обустроиться в Ирландии отцу Брауну не удалось: врачи приговорили его к путешествую в теплые страны – травмированные легкие не вынесли бы влажных и холодных мест. Результатом многолетнего путешествия в Австралию и обратно стала коллекция фотографий со всего маршрута, а также большой австралийский альбом. К концу 20х отец Браун вернулся в Ирландию, получил приход, а затем – миссию проповедника, с которой объехал всю Ирландию. Проповедовал он в основном вечерами, а в светлое время суток – фотографировал. Такое впечатление, что с камерой он расставался только во сне. Люди до, после и даже ВО ВРЕМЯ церковной службы, люди в транспорте, на улицах, на рынках, на праздниках, на сельхозработах, в мастерских, в собственных домах за приготовлением пищи! Такое впечатление, что жизнь сама липла к пленке. С композиционной точки зрения, у Брауна есть все, кроме цвета: статика и шевеленка, ракурсы, фрейминг и тени, постановочные портреты и игры с планами, направляющие линии и фазы движений, обобщения и детали. Достаточно посмотреть его Ирландию 1930х, чтобы понять, насколько с тех пор мы ничего нового не придумали. Фрэнсис Браун умер в возрасте 80 лет в 1960-м и был забыт до 1987 г., когда другой священник Эдвард О’Доннел случайно обнаружил железный кофр с 42 тыс. негативов. Браун рано осиротел: его мать умерла при его родах(1880), а отец – утонул спустя девять лет(1889). Опекать младшего ребенка взялся дядя Роберт Браун – епископ Клойна. По какой-то причине Роберт Браун считал фотографию богоугодным занятием, и не имея возможности заняться ею самому, подарил камеру своему воспитаннику. В 1912 г. Роберт Браун выиграл дело о клевете против одной шотландской газеты. Полученную компенсацию он потратил на то, чтобы купить своему племяннику новую камеру и билет первого класса на чудесный новый пароход. Денег хватило только на первую часть маршрута: Саутгемптон – Квинстаун (сегодня Коб). Пароход назывался «Титаник». За два дня пребывания на корабле Фрэнсис Браун сумел снять: пассажиров – от первого до третьего класса, погрузку-разгрузку, виды на пароход и с него, капитана, членов команды, шлюпки, ресторан, спортзал, радиорубку. Он мог бы остаться и подольше, его новые друзья – богатые соседи по столику в ресторане – предложили оплатить его путешествия до самого Нью-Йорка. Легенда гласит, что студент-теолог Фрэнсис Браун отправил телеграмму своему университетскому наставнику с просьбой продлить путешествие, но тот, очевидно, рассудил, что будущему священнику нечего прохлаждаться в первом классе, и послал ответную телеграмму: «Get off that ship». Девочка, играющая на палубе, джентльмен на гребном тренажере, капитан, телеграфистка, продавщица ирландских кружев... «Если вам так хочется во что-нибудь верить, это не так уж и плохо». PS: Некоторые фотографии Фр. Брауна с Титаника можно посмотреть здесь https://time.com/3787439/titanic/ Чуть больше разных фотографий доступно на сайте, который у меня открывается только через ирландский VPN. http://www.fatherbrowne.com/
Читать

Жак Рансьер «The Future of the Image» - книга о том, почему основы нужны для того, чтобы их сотрясать

4.5.2020 17:51
Сборник статей об искусстве французского мыслителя Жака Рансьера наызвается «The Future of the Image». Несмотря на пророческое называние, буклет (138 стр. без библиографии) ничего вам не расскажет про «Будущее изображения», вместо этого он предложит чрезвычайно парадоксальные (до абсурда) размышления Автора о запросе на образность того или иного типа. Книга достаточно заковыристая, изобилует культурологическими отсылками и напрочь лишена практических рекомендаций, однако ее стоит почитать для тренировки "гибкости ума". Человек, увлеченный визуальным творчеством, порой упускает из виду, что: 1. Образ – не исключительно визуальное понятие. Мы живем и функционируем в рамках эволюции образности, а не просто смены картинок, книг или музыкальных опусов. 2. Появление новых технологий и их творческое освоение, будь то книгопечатание, кинематограф, электроника или сеть, меняет наше мышление и переформатирует режим образности. 3. Выбирая ту или иную творческую технику, мы не только черпаем из, но и подпитываем современный нам режим образности. И то насколько интересным и продуктивным будет для нас этот режим, напрямую зависит от способности постоянно подрывать его основы. https://www.amazon.com/Future-Image-Jacques-Ranciere-ebook/dp/B07L7LNN58/ref=sr_1_1?dchild=1&keywords=the+future+of+the+image&qid=1588524785&s=digital-text&sr=1-1
Читать

Цвет на ощупь

29.1.2020 18:01
(или о важности того, КАК) В Центре фотографии им. братьев Люмьер до 23 февраля идет выставка британского фотографа Майлса Олдриджа (Miles Aldridge) «Вкус цвета». Майл Олдридж работает в рекламе – более коммерческого применения фотографии сложно придумать. Казалось бы, потребителям его творчества, да и ему самому должно быть меньше всего интересно думать о том, КАК фомируется сюрреалистическая палитра его произведений. И тем не менее на выставке представлены не только итоговые отпечатки (C-Print), очевидно прошедшие цифровую «чистку», но и прямые «контакты», сохранившие всю прелесть квадратного негатива. Рассматривать контакты и сопоставлять впечатление от них с тем, которое производят итоговые принты, чрезвычайно интересно: 1. Кроп. Автор кадрирует квадрат до плакатного формата: альбомного или портретного. При этом из тщательно срежиссированных сцен не только исчезает оптическая геометрия, но и вес персонажей существенно меняется. 2. Цвет. Автор проводит суровую цветовую зачистку. Любопытно наблюдать, от каких пленочных «грехов» он избавляется, а какие, наборот, форсирует, очевидно, считая их достоинствами. 3. Размер. Огромный размер отпечатков психологически меняет восприятия фотографии: как будто некое внутрее пространство оказывается вывернутым наружу. Особенно забавно, что технически ультрасовременный, востребованный и гламурный Автор занимается фотографией и с удовольствием болтает о технической ее стороне. Олдридж не только снимает на цветную пленку, но и печать использует фотографическую. И даже трафаретная печать, которой он в последнее время увлекся, задействует фотографический процесс на стадии изготовления трафарета. Те, кому любопытна механика процесса в изложении самого Автора, могут прочитать интервью на английском. https://fadmagazine.com/2018/05/05/interview-miles-aldridge/
Читать

Эталонный тупик

9.1.2020 15:35
... или почему вера в "хорошие картинки" утратила смысл Год, прошедший с того момента как Филлип Ванг запустил проект «Этого человека не существует» (This person does not exist), - достаточный срок, чтобы осознать: в цифровом поле появился новый супер-Автор – искусственный интеллект. «Этого человека не существует» - простой и дешевый проект. Можно допустить, что существуют проекты посложнее и подороже. Просто и доходчиво о сути цифрового творчества написала Meduza. Статья очень полезна тем, кто считает неважным, КАК это сделано. Ленивым несколько цитат: «Творчество строится на соединении о переосмыслении всего, что человек когда-тоувидел и услышал». «Нейросети, в отличие от станка, могут создавать уникальную штучную продукцию. Просто, они более производительны». «Нейронные сети не испытывают эмоций, но их испытывает человек. Глядя на картину, он расшифровывает заложенный художником культурный код. И нейросеть вполне способна сгенерировать ключ, который вызовет ту же эмоцию, что и произведение человека». В статье еще много интересного. Пока вы раздумываете, читать ее или нет, выберите любую картинку и ответьте (про себя) на два вопроса: «Верю я этой картинке?» «Если нет, то как можно довести ее до совершенства?» Ответили? Поздравляю: ваш интеллект работает по тому же алгоритму, что и искусственный. https://meduza.io/slides/razve-mozhet-robot-napisat-simfoniyu-sozdat-shedevr-kak-iskusstvennyy-intellekt-uchitsya-tvorit
Читать

Руководство по изготовлению и распространению выдающейся уличной фотографии

29.3.2019 13:58
LensCulture выпустила справочник под названием “Street Photography. LensCulture essential guide to making and sharing remarkable street photography" Скачав и прочитав «Справочник» в формате PDF, я испытала чувство сильнейшего когнитивного диссонанса. 1. Очевидно, «уличные фотографы» достаточно богаты, иначе почему столько «кураторов», «издателей», «наставников» и «критиков» предлагают им свои услуги за деньги. 2. Доля «художников» в этом сегменте чрезвычайно велика. Ннайти художника в среде «уличных фотографов» легче, чем маляра (т.е. фотографа без кавычек). 3. Настырность, с которой «уличным фотографам» рекомендуется участвовать в портфолио-ревью и прочих групповых и «экспертных» мероприятиях, наводит на мысль, что этот жанр только и существует для того, чтобы получать призы и грамоты. 4. Удивительна активность агенства «Магнум». Картель, созданный для продажи визуального контента в прессу, не понятно на каком основании считает себя гнездом мастеров «уличной фотографии». 5. Все это в целом сильно попахивает попыткой «обнести забором» и «поставить под контроль» уличное фотографическое творчество.
Читать

Сказка о звездочете

11.2.2019 18:47
У Джона Гершеля были занятия поважнее фотографии – его интересовали туманности и звезды, особенно двойные – те что вращаются вокруг общего центра масс, связанные незримой гравитацией. Ради звезд Гершель с супругой в 1834 г. прибыли на мыс Доброй Надежды, где они наблюдали созвездия и соцветия, пока Добрая Надежда не привела на орбиту звездочета двадцатилетнюю звезду колониального бомонда Джулию Маргарет Камерон. Именно Гершель познакомил ее с изобретением Тальбота, отправив ей в письме пару фотографий, которые, как впоследствии вспоминала Камерон,были как «вода для иссохших губ». Камерон вернулась в Индию, Гершель – в Англию. Здесь в 1839 г. он окрестил новый способ записи «фотографией», придумал фиксаж, негатив и позитив, а также заснял свой телескоп. Гершель не знал, что фотография – это «прямоугольная картинка», поэтому его снимок вышел скорее круглым (он выполнен на стекле и жив до сих пор). Джулия Камерон всерьез занялась фототворчеством лишь спустя 20 лет, но успела столько, что вошла в историю как первая гранд-дама мировой фотографии. После 30 лет дружбы с Джоном Гершелем (в 1867 г.) она изготовила фотопортрет своего учителя, ставший каноническим образом гениального безумца в ореоле растрепанных белых волос. Помимо звезд, Джона Гершеля увлекали травы, возможно, именно этот общий интерес свел его с Анной Аткинс. К моменту знакомства с Гершелем (ок. 1840 г.) прекрасно образованная и деятельная Аткинс уже знала об открытии Тальбота, но именно Гершель подарил ей рецепт лично изобретенной им цианотипии. Рецепт пришелся настолько кстати, что последующие 30 лет Анна Аткинс посвятила созданию цианотипных каталогов растений, прервавшись лишь однажды – чтобы написать биографию своего отца. Переплетенные вручную цианотипные каталоги Аткинс стали первыми в истории фотокнигами. За свою жизнь Джон Гершель открыл тысячи двойных звезд, но как минимум одну двойную систему он создал сам – в гравитационном поле фотографии.
Читать

Взгляд в корень: фотокнига "British Algae" Анны Аткинс

30.12.2018 20:07
Анна Аткинс неплохо рисовала, ее офортами, например, проиллюстрирован один из каталогов ее отца. Однако свою коллекцию морских водорослей она отпечатала цианотипией, войдя в историю как автор первой в мире фотокниги (1843 г.). О цианотипии Анна узнала напрямую от ее изобретателя Джона Гершеля, который оказался достаточно прозорлив, чтобы понять, что новый метод записи информации нуждается в новом имени, которое он сам и придумал – фотография. Фотография родилась без рамки, без камеры, без видоискателя, без кнопки, без решающих моментов, исходников и бесконечных претензий на то, что она кому-то что-то должна. Весь ХХ век был веком «приручения» фотографии, попытки привязать ее к коробочке, кнопке, пленке, рамке, миссии и даже «внутреннему миру». Разглядывая божественно-синие отпечатки водорослей в исполнении Анны Аткинс, стоит подумать о том, а не ушли лы мы по кривой дорожке социо-культурной целесообразности, презрев способность светочувствительной эмульсии показывать нам мир таким, каким без нее мы бы его не увидели. Посмотреть коллекцию British Algae: Cyanotype Impressions можно здесь: https://digitalcollections.nypl.org/collections/photographs-of-british-algae-cyanotype-impressions#/
Читать

Луис Гонзалез Палма. Техническая магия современной фотографии

6.12.2018 13:31
Луис Гонзалез Палма – латиноамериканский фотограф, работающий в широчайшем диапазоне техник – от платинотипии на холсте и рисовой бумаге, использования медицинских пленок до банальной струйной печати на войлоке, стекле и прочих сомнительных поверхностях. Если видеть в работах Палма только изображения, их символический набор банален: сухие цветы, черепа, крылья, сушеная рыба, рога, венки и короны, пустые помещения, коллекции странностей и старые сюрреалистические трюки с конечностями. Но недаром фотограф дышит воздухом Аргентины, пропитанным магическим реализмом. Невероятные комбинации фотографических и прочих техник буквально оживляют всю эту мертвечину и заселяют ею другой регистр реальности, хорошо обозначенный фразой Габриеля Гарсия Маркеса: «когда столяр снимал с покойника мерку для гроба, увидели, что за окном идет дождь из крошечных желтых цветов.» Разглядывая произведения Палма, понимаешь, что современная фотография – это не то, что скомпоновано в кадре, и не то, что как-то напечатано и развешано, это огромое поле технического эксперимента, и новые регистры в ней достижимы только в освоении фотографических техник и бесстрашной их комбинации. P.S. особое уважение вызывает скрупулезность, с которой Автор атрибутирует свои работы, в том числе и на сайте http://www.gonzalezpalma.com/obra.php P.P.S. тем, кто считает, что работа фотографа заканчивается нажатием на кнопку, рекомендую посмотреть, насколько Автор вовлечен во ВСЕ этапы жизни своих творений (разумеется, пока они не проданы). Слушать необязательно. https://youtu.be/uUs48q8yAKA
Читать
  Записей на странице
Страница из 5

Метки блога

СЕНТЯБРЬ 2020  ОКТЯБРЬ 2020  НОЯБРЬ 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 


Execution time 0.061569 sec