Фотография — вещь извращенная по своей сути. И инструменты, которые она использует, тоже извращены. Их можно сравнить с безжалостным скальпелем патологоанатома. Препарируя труп, патологоанатом узнает его тайны и преобразует их в последовательную цепь событий или толкований, превращая мертвое, ненужное и несуществующее в важное и живое. Также и фотография эксгумирует воспоминания (иногда отжившие и забытые), превращая их в опыт осознанной боли и сложного видения будущего. В фотографии будущее переплетается с настоящим и застывает перед нашим взором, словно дорожный знак, непрерывно напоминая нам об одном и том же, и давая ощутить апофеоз неподвижного экстаза, печали и боли.

Удовольствие и боль — основа бесстрастного языка фотографии, которая позволяет зрителю вновь и вновь вернуться к неподвижному моменту. Именно благодаря удовольствию и боли, фотография как медиум стала символом современного мастурбирующего общества. «Общество картинок», в котором изображение реальнее самой реальности, в котором эксгибиционизм утверждает жизнь и бытие, где мазохистское разжигание чужой боли дает осознать материальность себя и всего того, что с тобой происходит. С появлением химико-оптической фотографии коллективное бессознательное, сублимируя фотографический язык, постепенно вытеснило вербальное, отведя ему место второстепенного или вовсе несуществующего.

Так образом, фотография онтологически стала не репрезентацией реальности, а ею самой. Капитализм, рыночная экономика, глобализация — главные черты «общества картинок», стремящегося быть похожим на собственное изображение. Изображение стало местом желанного воплощения, все хотят им быть — быть забальзамированными с помощью неподвижного языка фотографии. Неважно кто ты и где ты, важно быть запечатленным — мумифицированным в реальной реальности. Это как проба на золотом кольце, только по ней ты узнаешь, золото это или нет. Проба констатирует факт и уничтожает наши сомнения по поводу истинности.

Серия «…dots» о том, как смотреть и видеть, о путешествии и проживании жизни вне привычного окружения, о том, на чем останавливается взгляд, о незнакомцах, которых снимаешь и которые это позволяют, о прохожих, о почтамтах и аромате закусочных Бронкса, о неряшливых улицах Малайзии и влажном воздухе Оксфорда, о ярких закатах Сиднея, великолепных праздниках в Сингапуре, жалюзи в нью-йоркских окнах — а впрочем это все просто о прогулках без цели и карт по незнакомым улицам незнакомых городов.

Работы расположены парами, но без всякой попытки отразить последовательность мест и событий. Совмещение того, что в реальности никогда не соприкасалось, создает новый смысл. Такая комбинированная фотография по сути своей более аутентичный документ опыта автора, чем серия отдельных изображений. Невозможно отделить воспоминания о Нью-Йорке от тех, что связаны с Сиднеем, как невозможно отделить существующий опыт, чтобы действовать в уже прожитой ситуации как будто впервые.

Фотографии сняты в Лимбази, Ливане, Риге (Латвиа), Оксфорде (Англия), Йохор Бахру (Малайзия), Сингапуре, Нью-Йорке (США), Сиднее (Австралия), Гамбурге (Германия), Милане (Италия), Амстердаме (Голландия) и Праге (Чехия) в период с 2003 по 2006 год. Общее количество сдвоенных фотографий 73.

Алнис Стакле