Конференция «Фотография как искусство. Современные тенденции изучения. История национальных школ» охватывает три основных направления:

– изучение специфики фотографии как медиа и сферы художественной реализации автора;

– методы и практики написания национальных историй фотографии;

– преподавание фотографии, ее истории и технологий, в художественном образовании и изучение фотографии в образовательном курсе гуманитарных наук.

Целью настоящей конференции является обзор современного уровня теории и практик в вышеназванных областях изучения и преподавания фотографии, но также инициация дискуссии о фотографии в современном мире среди широкого круга ее исследователей. Для организаторов конференции является важным создание единого информационного поля для будущих исследований.  

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

27 мая 2019 г. Российская академия художеств, ул. Пречистенка, 21, белый зал

Утреннее заседание 10:00–12:40

ПРИВЕТСТВИЯ

Виктор Григорьевич Калинин, первый вице-президент Российской академии художеств

Татьяна Александровна Кочемасова, вице-президент Российской академии художеств

Наталия Владимировна Толстая, директор научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБЗОРНЫЕ ДОКЛАДЫ

Модератор заседания Ирина Юрьевна Чмырева

Берал Мадра, Турция. Океан визуальной продукции

Филлип Брайан Проджер, США. Школа как вдохновение: живопись итальянского и испанского барокко и британская школа художественной фотографии

Вацлав Мацек, Словакия. Конфликты в подходах к написанию национальных историй кино и фотографии

Фарра Карапетян, США. Деколонизация фотографии: как ведущие институции США открывают заново историю ХХ века и переосмысливают будущее фотографии

Оксана Вячеславовна Гавришина, Россия. «Глаз фотографа» Джона Шарковского: воспитание взгляда

Наталья Юрьевна Аветян, Россия. От истории фотографий к истории фотографии

Жолт Козма и Габриэлла Андреа Жизек, Бельгия–Венгрия. И где здесь венгерская школа фотографии?

Дневное заседание 13:00–14:40

ИСТОРИЯ РАННЕГО ПЕРИОДА ФОТОГРАФИИ

Модератор заседания Наталья Юрьевна Аветян

Нияти Дипак Шинде, Индия. Фотография в Индии… Прошлое и настоящее

Ирина Олеговна Терентьева, Россия. Фотография в Италии. Старые образы, новые технологии

Ирина Петровна Глушкова, Россия. Из истории фотографии в [Британской] Индии: этика и эстетика княжеских альбомов

Екатерина Максимовна Пономаренко, Россия. Русские художники и их фотографические опыты последней трети XIX — начала XX века

Галина Сергеевна Талипова, Россия. Фотография как «торжество» науки на Политехнической выставке 1872 года

Вечернее заседание 16:00–19:20

ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ ХХ ВЕКА

Модератор заседания Вацлав Мацек

Элеонора Николаевна Белонович, Россия. Роль фотографии в творчестве В.Э. Борисова-Мусатова

Грэм Хоув, США. Эмиль Отто Хоппе и «Русские балеты»

Кайимя Хаирова, Россия. Из истории советской фотографии: Эдвард Гордон Крэг и Москва 1935 года

Дмитрий Владимирович Фомин, Россия. Дискуссии о фотографии в Полиграфической секции Государственной академии художественных наук (ГАХН)

Екатерина Александровна Лаврентьева, Россия. Фотоиллюстрация в детской книге. Визуальный опыт ХХ — начала ХХI века

Александр Николаевич Иньшаков, Россия. О принципе «моментального» в фотографии: С. Третьяков, В. Беньямин и другие

Кароль Наггар, США–Франция. Исправление ошибочной истории: фотография Терезки, Варшава, 1948, сделанная Дэвидом «Шимом» Сеймуром

Александр Александрович Морунов, Беларусь. Белорусская национальная фотография: обстоятельства отсутствия (парадокс белорусской фотографии)

Ирина Юрьевна Чмырева, Россия. Знаковые для российской истории фотографии выставки: 1970. 1989. 1994. Сравнительный анализ и значение

Зинаида Борисовна Стародубцева, Россия. Фотографии художников и художественной жизни русского зарубежья. 1970–2000-е годы

28 мая 2019 г. Московский музей современного искусства, Петровка, 25, бальный зал

Утреннее заседание 10:00–12:40

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО от Московского музея современного искусства

ФОТОГРАФИЯ СРЕДИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Модератор заседания Мориц Ноймюллер

Ольга Геннадиевна Шагаутдинова, Канада–Куба. Концептуальная канадская фотография: основные школы. Принципы и методы обучения. Кризис как возможность к возрождению

Рамина Олеговна Абилова и Татьяна Петровна Крашенинникова, Россия. Новая история фотографии: изучение семейного фотоархива историками в курсе «Источниковедение»

Анастасия Павловна Хорошилова, Германия–Россия. «Учиться на фотографа». Некоторые размышления

Мария Михайловна Гурьева, Россия. Как (и зачем) преподавать фотографию в вузе. Актуальные вопросы преподавания фотографии как творческой практики

Алексей Владимирович Косолапов, Россия. Из опыта изучения и популяризации старых фотографических техник

Татьяна Лаврентьевна Жекова и Галина Сергеевна Талипова, Россия. Материалы о преподавательской деятельности В.И. Улитина в собрании Политехнического музея

Татьяна Анатольевна Саятина и Карина Биман, Россия–США. Из опыта обучения реставрации фотографических материалов в рамках сотрудничества Государственного Эрмитажа с Американским благотворительным фондом Эндрю Меллона: история, развитие и перспектива

Наталья Юрьевна Ударцева, Россия. Фотография: технологии плюс мировоззрение

Дневное заседание 15:00–17:00

КРУГЛЫЙ СТОЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ИЗДАНИЮ «Компаньон по фотографии и визуальным исследованиям “Рутледжа”» [The Routledge Companion to Photography and Visual Culture]

Модератор круглого стола Мария Михайловна Гурьева

Выступления в рамках круглого стола авторов издания:

Мориц Ноймюллер, Испания. Раздвигая горизонты фотографии. На примере издания «Компаньон по фотографии и визуальным исследованиям “Рутледжа” [The Routledge Companion to Photography and Visual Culture]»

Фридрих Тайчен, Австрия. Как распознать фотографическое изображение

29 мая 2019 г. Российская академия художеств, ул. Пречистенка, 21, белый зал

Утреннее заседание 10:00–12:30

КОЛЛЕКЦИИ И НОВАЯ ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ

Модератор заседания Ида Александровна Шик

Наталия Ивановна Саутина, Россия. К истории создания Научно-справочного архива негативов и фоторепродукций Российской академии художеств. На стыке технологии и творчества. Черно-белые фотографии произведений изобразительного искусства

Анна Леонидовна Чукина, Россия. Искусство фотографии в зеркале коллекции Московского музея современного искусства

Михал Матоушек, Чехия. Журнал IMAGO и его значение в истории фотографии Центральной и Восточной Европы

Дарья Владимировна Рахманова, Россия. Особенности репортажной фотографии Казани 1990-х годов

Нельсон Рамирез де Ареландо Конде, Куба. Кубинская история фотографии

Сяосяя Лю, Китай. Свидетельствование фотографии: Международный фестиваль фотографии в Пиньяо (PIP) и развитие современной китайской фотографии

Туула Алайоки, Финляндия. Добро пожаловать в Финляндию — страну счастливейшей нации на земле

Дневное заседание 13:00–15:20

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ХУДОЖНИКА И ТЕОРИЯ ФОТОГРАФИИ — I

Модератор заседания Фридрих Тайчен

Андрей Андреевич Золотов, Россия. Фотография как художественный инструмент Действительности

Владимир Григорьевич Левашов, Россия. Фотограф в городе: прекрасное и жизнь

Дарья Борисовна Панайотти, Россия. К истории советской урбанистической фотографии

Михаил Аронович Дашевский, Россия. Документальный импрессионизм как метод фотографии психологии жизни

Екатерина Николаевна Андреева-Пригорина, Россия. «Между “Афинской школой” и доской почета». Проект «Многопортрет» Михаила Михальчука и фотопортрет 1970–1990-х в поисках героя эпохи. Стиль, образы, творческие методы

Валера и Наташа Черкашины, Россия. Взаимовлияние изобразительного искусства и фотографии

Сергей Михайлович Головач, Россия. Конвертация изображений в вербальный контекст: уровень экспертизы и информационные потоки

Вечернее заседание 16:30–18:30

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ХУДОЖНИКА И ТЕОРИЯ ФОТОГРАФИИ — II

Модератор заседания Ирина Юрьевна Чмырева

Наталия Владимировна Толстая, Россия. Фотография как источник для опытов трехмерного искусства

Ида Александровна Шик, Россия. «Опыты небытия»: призрачность в фотографии последней трети XX — начала XXI века

Дмитрий Витальевич Вышемирский, Германия–Россия. INTUERE — ПРИСТАЛЬНО СМОТРЕТЬ. Монографическая коллекция фотографа

Дина Ирековна Ахметова, Россия. Казанский фотограф Евгений Балашов: творчество на стыке искусства и философии

Никита Павлович Пирогов, Камбоджа–Россия. Фотография в эпоху метамодерна: авторское высказывание и новая искренность

Ольга Игоревна Томсон, Россия. Отпечатки ускользающего образа. О фотопроекте «Московские мастерские» 2019 года

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО от Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств