Патрик Эделин © Laura Stevens

В двадцать с небольшим лет Лаура Стивенс оставила работу видеоредактора и постобработчика и ездила по фермам и виноградникам в Австралии, думая, чем же заняться дальше. Она знала, что совершенно не хочет провести всю жизнь в офисе, приклеенной к компьютеру, и именно во время этих путешествий осознала, насколько важна в её жизни фотография.

Она возвратилась в Великобританию через год, присоединившись к программе «Мастер фотографии» в Брайтонском университете. Неожиданный переезд в Париж, который планировался на год-два, растянулся на десятилетие, так как начала строиться карьера уважаемого и успешного портретиста. Такие публичные фигуры, как Эммануэль Макрон, Патти Смит и Ансельм Кифер, сидели перед её объективом, а Стивенс создавала пространство, наполненное контактом и созиданием. Её работы, явно подверженные влиянию кинематографа и живописи, ощущаются как лужи тёмной воды; отражаясь в них и проблёскивая наружу, отблески души изображенных людей пульсируют прямо под поверхностью.

В 2014 проект Стивенс «Другой Ноябрь» (Another November ) был отобран на конкурсе талантов LensCulture и получил специальный денежный грант. В интервью ниже, Стивен разговаривает с Эми Пэрриш из LensCulture о своей карьере, своей роли одновременно наблюдателя и режиссёра за камерой, а также даёт несколько советов фотографам, которые хотят совершить такое же жизненное путешествие.


Роджер Баллен © Laura Stevens

– Ваш опыт выглядит так похоже на многие другие ситуации людей, разочаровавшихся в своей профессии и нашедших удовлетворение в фотографии. Несмотря на риск, вы сделали выбор и пошли на перемены в жизни. Расскажите о том, как это было вначале.

– Я переехала в Париж по своей прихоти, когда закончила обучение. Это было место, где я всегда мечтала жить, и вот появилась возможность попасть туда. Мой тогдашний парень был наполовину французом, и его семья в Париже могла недорого сдать жильё. Я не говорила по-французски и не имела там знакомых, так что надо было начинать всё с нуля. Я работала графическим дизайнером на аутсорсинге для английской фирмы, которая дала мне эту возможность – искать фотографические заказы и развивать карьеру. Я думала, что останусь на год, возможно на два, но вот уже прошло 11 лет.

– Можете вспомнить свой первый портретный заказ? Был это просто некий перерыв, или важное знакомство, которое помогло в дальнейшем пути?

– Я нашла работу, разыскивая фоторедакторов в тех изданиях, с которыми хотела бы сотрудничать, и писала им, предлагая встретиться. Я также ходила на портфолио ревю, и подчас редакторы рекомендовали меня друг другу. Мой первый заказ был для лондонской «Таймс», вскоре после переезда в Париж, нужно было снять Руперта Эверетта в номере отеля. Медленно, но уверенно, я строила свои независимые отношения с фоторедакторами по всему миру.

Патти Смит © Laura Stevens

– Каково это, когда знаменитость сидит перед вашей камерой? Как вы определяете, что такой портрет успешен?

– Для меня, Патти Смит – хороший пример успешного портрета. Формально портрет выглядит соразмерно. Она выглядит мощной, статной и поэтичной, а свет на волосах придаёт ей почти мистическую ауру. Она – одна из моих героев. И мне хотелось воздать ей должное. Она была невероятна во время работы, собрана и креативна, с глубоким пониманием того, как ей хочется показать себя.

Я провела несколько часов с Ансельмом Кифером в его ателье близ Парижа, невероятное пространство, бывшее раньше супермаркетом La Samaritaine, наполненное его потрясающими скульптурами и картинами. Для меня всегда очень вдохновляюще встречать таких людей, как Ансельм Кифер и Патти Смит, наблюдать кусочек их жизни вблизи, взаимодействовать с ними. Трудно поверить, что это было со мной.

Ансельм – как стихия, очень харизматичный и смешной. Он переоделся для меня в свой комбинезон, выкурил несколько сигар. Мы делали фотографии на крыше, в постели, среди скульптур, и наконец, перед картиной, где я наблюдала его работу. Мне нравится композиция, несколько планов из холстов позади, обрывки бумаги на полу, рифмующиеся с белыми пятнами на картине, его живое выражение, устойчивая поза и баланс цветов в одежде.

Ансельм Кифер © Laura Stevens

– Сталкивались ли вы с жесткими временными рамками, или с большими командами ассистентов, стилистов, креативных директоров? Как вы готовитесь?

– Сеанс может продолжаться и 2 минуты, и 2 часа. Например, с Президентом Макроном у меня было 3 минуты, 10 минут с Патти Смит, а с Бенджамином Клементином – 2 часа. Чаще всего, это только я и тот, кого я снимаю. Иногда бывает ещё ассистент, стилист и гримёр. Я всегда стараюсь заранее подготовиться к встрече, чтобы легче было найти понимание, контекст, и я стараюсь посмотреть место съёмки, чтобы представлять себе освещение и возможную позу.

– Если говорить об освещении и позах, то именно это – часть того, что делает ваши работы столь узнаваемыми. В ваших работах присутствует определённый мрачноватый тон. Как техническая сторона влияет на эмоциональное впечатление?

– Я всегда предпочитаю освещение в стиле «низкого ключа», и текстурные фона, раскрывающиеся под действием освещения. Однако я использовала более светлый, нейтральный тон для серии «Он», ради концепции. Я думаю, что я портретист-формалист, использующий светотень и цвет, чтобы придать работе выразительность. Я интересуюсь игрой частного и обобщённого, и тем, как увидеть что-то в объекте, который не вынужден принимать определённые позы перед камерой, и поэтому более искренен.

Констанс Дебре © Laura Stevens

– Как устанавливается эта связь во время взаимоотношений с клиентом?

– Когда речь заходит о заказном портрете, всегда приходится импровизировать в некоторой степени, так как в работе много неопределённого: неизвестно, как сложится контакт с клиентом, сколько будет времени на съёмку, а часто и где будет эта съёмка, как будет выглядеть помещение, так что приходится быть гибкой. Я стараюсь наладить контакт, задавая вопросы и стараясь быть открытой, чтобы создать пространство, в котором приятно находиться. Также должно быть понимание, что вы управляете ситуацией, чтобы клиент был уверен, что всё идёт как надо. Хотя, когда работа идёт, она нередко ощущается как танец, когда ритм захватывает, и моменты власти и контроля не видны.

– Есть ли отличия в работе с моделями для концептуальных проектов, как «Другой Ноябрь» или «Он»?

– Работа с мужчинами для «Он» была серьёзным опытом сотрудничества. Приглашение незнакомцев в мой дом для фотографирования обнаженными означало, что с обеих сторон должно быть ясное общение и доверие, чтобы мы оба были готовы оказаться в уязвимом, незащищенном положении и принять это. Создавалась такая необычная напряженность, которую я искала.

Что касается «Другого Ноября», многие модели были моими друзьями. Я знала место съёмки и много раз прикидывала, как сделать портрет. Так что, эти фотографии делались продуманно и сознательно, и модели в них играли чётко определённую роль. Это на самом деле были не совсем их портреты, скорее мои. Очевидно, что работая на заказ, вы стараетесь сделать что-то, чтобы редактор был доволен, и работа пошла в публикацию, но в то же время соответствовала вашей собственной эстетике. В этом есть компромисс, но с другой стороны, вам приходится делать вещи, которые вы не сделали бы сами по себе.

Из серии «Он» © Laura Stevens

– То есть, пока вы самореализовывались через работу над проектами, вы в то же время отчасти раскрывали себя, работая на заказ? Или эти фотографии больше рассказывают о чем-то уникальном для каждого портретируемого?

– Два раза «да». Я вношу свою индивидуальность в каждый снимок – ведь именно я принимаю решение в отношении угла, кадрирования, света и момента нажатия на спуск. Затем работает облик человека, его характер и наш контакт в ходе работы. У меня самой характер скорее тихий и рефлексивный, но с бурлением эмоций, скрытым под поверхностью. И кажется, это часто определяет настроение создаваемого мной портрета. Я не верю в возможность передать душу человека через фотографию, но мне интересно постараться показать его состояние – определённое психологическое напряжение, которое заставит вас что-то почувствовать.

–В предыдущем интервью LC вы говорили о том, что вскоре после нашей премии были ещё отмечены Huffington Post? Что ещё вы получили от этой победы?

– Прежде всего, массу известности: публикации в прессе (сетевой и печатной), новых клиентов, продажи отпечатков и возможностей выставлять работы. Кроме того, просто очень приятно, когда твоя работа отмечена.

Петер Хандке © Laura Stevens

– Есть ли что-то, что вы хотели бы узнать раньше по ходу карьеры? Какой совет вы дали бы себе молодой?

– Стараться с самого начала работать и экспериментировать так свободно, как только возможно. Развивать визуальный язык, не задумываясь, будет ли это кем-то замечено. Я думаю, что слишком много времени может быть потрачено на попытки показать вещи, ещё к этому не готовые, и лучше сосредоточиться на том, чтобы развивать свои работы, поддерживая себя иным путём.

В этом пути так много импровизированного и инстинктивного поиска того, что может быть. Каждый шаг ощущается, как открытие, и я советовала бы молодой себе полностью довериться этому чувству.

Из серии «Он» © Laura Stevens

Бенджамин Клементин © Laura Stevens

Шарлотта Рэмплинг © Laura Stevens

Элиа Сулейман © Laura Stevens

Эммануэль Макрон © Laura Stevens

Катинка Бок © Laura Stevens

Ив Адриен © Laura Stevens

Оригинал на сайте LensCulture
Перевод с английского Александра Курловича