© Андрей Кобылко
© Андрей Кобылко

Проект "Люди на границах" осуществлен при поддержке Новосибирского отделения Института "Открытое общество" (Фонда Сороса)

Существует глубочайшее заблуждение, что фотограф-документалист должен освещать исключительно проблемы общества. Заблуждение это укоренилось в нашем сознании вследствие той озабоченности, какую проявляют многие фотографы-документалисты к проблемам нищеты, голода, войны, болезней и засухи. Для слишком многих из нас понятие «реализм» стало синонимом «школы фотографического пепла», — фотографирования мрачного и депрессивного. Да, верно — значительная часть современной фотодокументалистики акцентирует внимание на негативных сторонах жизни и игнорирует ее жизнеутверждающие проявления. Но так быть не должно. Меня беспокоит, что в своем излишнем пристрастии к негативному фотожурналисты исключают другие значимые темы.
Мир не является только лишь собранием проблем; люди так же часто радуются, как и впадают в отчаяние. В мире существует позитивная социальная фактура и масса положительных эмоций, что заслуживают быть сфотографированными. Реальность может быть как позитивной, так и негативной. И фотожурналистам следует соблюдать баланс в своей работе, выбирая сюжеты как восхваляющие жизнь, так одновременно показывая те из них, что ее не красят.
- «Истина не нуждается в союзнике»/Говард Чапник, фоторедактор, бывший президент агентства Black Star

ИДЕЯ

Идея собрать экспедицию из фотографов и проехать по Южной Сибири возникла не на пустом месте. Отправной точкой стало турне фотовыставки «Восток Магнума» и сопровождавшие его мастер-классы под руководством фотографов агентства Magnum — Карла Де Кайзера в Красноярске и Брюса Гилдена в Новосибирске в 2000 году. «Восток Магнума» (совместный проект Института «Открытое общество» Фонда Сороса и агентства Magnum Photos) поднял проблемы документальной фотографии регионов, потерявших связь с так называемыми «центрами» фотографической жизни, собрав лучших фотожурналистов Средней Азии, Кавказа и Сибири.
Тогда я оказалась в Новосибирске, и совместно с новосибирским отделением Фонда Сороса возникла мысль сделать проект, который позволил бы нескольким участникам мастер-класса применить полученные знания на практике и вместе с московскими и зарубежными коллегами создать социально востребованный продукт. В то же время однотипность репортажей о провинциальной жизни сегодняшней России (в основном в западной, да и в отечественной прессе тоже) стала раздражать все больше и больше. При слове «Сибирь» у рядового европейского зрителя в сознании возникают образы тюрем, дымящихся индустриальных зон и алкоголиков, спасающихся от сорокаградусных морозов. И виноваты здесь не столько фотографы, сколько редакционная политика изданий, позволяющих им заработать на жизнь.

Нам, фотографам и организаторам проекта, хотелось показать, что Сибирь – понятие и территория многослойные; тем для журналисткой работы здесь более, чем достаточно.

Было решено предпринять фотоисследование в формате экспедиции. Мы выбрали регион Саяно-Алтая, мало изведанный журналистами. Однако и с Алтаем связан стереотип — экзотического туристического чуда, эдакого заповедника шаманов и первозданной природы.
Нам захотелось преодолеть этот стереотип.

ТЕМА: ЧТО МЫ ОЖИДАЛИ УВИДЕТЬ И ЧТО МЫ ОБНАРУЖИЛИ

С точки зрения фотожурналистики алтайская, тувинская или шорская фактура не менее аутентична и разнообразна, чем, скажем, афганская. Замечательно то, что нам удалось сделать интересный материал, не дожидаясь вооруженного конфликта. Фотографы смогли что-то показать людям, которые не были на Алтае и, может быть, никогда не будут.

Мы ехали в экспедицию с готовыми представлениями о проблемах и трудностях живущих на Алтае (Горный Алтай, Хакасия, Горная Шория, Тыва) коренных народов. Была заявлена и цель экспедиции: «создание средствами документальной фотографии «антропологического портрета региона», фиксирующего сегодняшнюю жизнь населяющих Южную Сибирь народов, живущих в состоянии утраченной или измененной этничности и культурной уникальности».

Конечно, мы нашли проблемы и экономические, и экологические, и этнические, но мы также хорошо почувствовали, что гораздо более серьезные проблемы есть и у нас, людей, приехавших из больших городов. Многие из местных жителей, с которыми мы общались, чувствовали себя вполне комфортно и счастливо. О них, в основном, и шла речь в историях, рассказанных шестью фотографами.

Фотографы работали двумя-тремя группами, иногда разъезжаясь на несколько дней, поэтому у каждого были свои сюжетные приоритеты, абсолютного повторения не было.

О ФОТОГРАФАХ

Выбор фотографов проекта «Люди на границах» осуществлялся по следующим принципам: фотографы должны были иметь опыт работы в безновостной ситуации, когда не происходит никаких событий, но тем не менее есть история, которую необходимо рассказать; почти все фотографы также имели опыт работы в горячих точках и знали как работать в ситуации межэтнической или религиозной напряженности; и, наконец, от фотографов требовалось отказаться от других возможностей и заказов, которые могли возникнуть в любой момент.

Участникам экспедиции были оплачены только расходы на поездку и фотоматериалы, фотографы работали на безгонорарной основе. Для фотографов оторваться от работы почти на месяц было совсем непросто, и мы благодарны всем, кто смог посвятить это время проекту.

Немаловажной задачей экспедиции было создать условия для практического, «полевого», общения между фотографами местных, центральных и западных СМИ, затрудненного при обычных обстоятельствах. Для тех, кто не силен в российской фотогеографии, напомним, что Сибирь – совсем не последний регион в жанре документальной и социальной фотографии.
Здесь существовала новокузнецкая неформальная традиция социальной фотографии, здесь родились Николай Бахарев и Олег Климов, здесь живет малоизвестный за пределами родного Красноярска Александр Кузнецов. Весной 2002 года на пространстве сервера Photographer.Ru прошел виртуальный конкурс на участие в экспедиции среди фотографов Западной Сибири, таким образом в команде оказались Андрей Кобылко, Сергей Ильницкий и Александр Кузнецов.

Пожалуй, единственная очевидная неудача экспедиции – вынужденное неучастие Стенли Грина, фотографа агентства Vu, работающего в России несколько лет и сделавшего серьезный материал о Северном Кавказе и Закавказье, в частности, о войне в Чечне. Из-за погодных условий нам не удалось перейти перевал на Туву, где наша группа в определенный день должна была встретиться с фотографом.

РЕЗУЛЬТАТ

На наш взгляд, «Люди на границах» интересны фактом объединения задач фотографии и науки в целях интересов публики. И этнографы, познакомившие нас с ситуацией в регионе, и фотографы, каждый день искавшие новые сюжеты, остались друг другом довольны. Публике, уже увидевшей выставку в Новосибирске и на Алтае, результат понравился.

Современная этнография и антропология нуждаются в актуальной визуализации не меньше, чем фотожурналистика – в альтернативном рынке. Такой опыт подтверждает истину, давно известную на Западе, – некоммерческие организации, наука и бизнес представляют для фотожурналистики гораздо более перспективный рынок, чем традиционные средства массовой информации.

ПЕРСПЕКТИВА

Фотоэкспедиция — первый проект пилотного ресурсного центра для фотографов, который начал свою работу в Новосибирске. Ресурсные центры призваны отразить объективное состояние регионального рынка фотографии и создать благоприятные условия для адресного распространения информации среди профессионалов.