Сегодня можно услышать утверждения, что фотография умерла, ее рынок пережил свои вершины, и все, что осталось — техника цифровой фотографии, используемая для создания произведений современного искусства. Чем более безапелляционно звучат подобные заявления, тем дальше их автор от знания текущей ситуации.

История взаимоотношений фотографии и искусства насчитывает примерно столько же лет, что и официальное представление фотографии широкой публике. Поначалу фотографию художники активно использовали для создания произведений на современные сюжеты (портрет, пейзаж, жанровая картина) и для штудий фигуры и света при создании других картин. Но в 1857 году случилось знаковое событие: фотография Оскара Рейландера (Oscar Gustave Rejlander) «Два пути жизни» была куплена как самостоятельное произведение искусства королевой Викторией для коллекции принца Альберта. Мне могут возразить, что творение Рейландера не было вполне фотографией — соединенное из нескольких десятков негативов программное изображение; композиция напоминала «Афинскую школу» Рафаэля. Но технически это была фотография, используемая во всей полноте ее возможностей того времени художником.

Пройдет еще почти тридцать лет, прежде чем фотографию станут покупать и продавать как самостоятельное произведение искусства. Это произойдет к концу XIX века, когда произведение художественной фотографии станет таким же продуктом купли-продажи, как и печатная графика.

Первая международная галерея фотографии, со скромным названием 291 (адрес галереи: 291, 5-я Авеню, Нью-Йорк) — была открыта Альфредом Стиглицем в 1905 году. Там не выставляли снимки цветов и виды города. На выставках в галерее висели изображения цветка в стеклянном стакане и клубящегося тумана в Лондоне, но цветок был формальной штудией «белого на белом», а туман — романтическим собирательным образом сумерек. Имена авторов — Барон де Майер (Baron de Meyer), Альфред Кобурн (Alfred Coburn) — вписаны в мировую историю фотографии, и сегодня их вещи стоят десятки тысяч долларов на аукционах. Публика, которая приходила посмотреть на их вещи в 291, шла не за «изображениями предметов», но за современным искусством: в галерее состоялись американские премьеры Сезанна, Матисса, Пикассо, Бранкузи — имена фотографов стояли в одном ряду с именами художников, которые будоражили публику. Зритель был воспитан достаточно, чтобы начать покупать фотографию как форму нового искусства. Но в 1917 году на волне начинающегося экономического кризиса галерея была закрыта по финансовым соображениям.

Старое направление художественной фотографии [1], — где техника фотографии служила самовыражению художника, соединяющего в своем сознании поиск нового способа выражения визуального впечатления (impression) и символическое прочтение реальности, — быстро сходило с художественной сцены после 1918, когда окончание Первой мировой войны обозначило культурную эпоху с новыми ценностями и другими героями. Искусство, в том числе фотография, теперь рассматривалось в категориях функциональности. В фотографии это означало признание художественной ценности репортажа, документальной фотографии. Авторским методом, выражающим позицию художника, становится ракурс, в котором снимается реальность, и пуристское искусство серебряно-желатинового отпечатка, транслирующего исключительно то, что запечатлел негатив, безо всяких ухищрений и сложных технологий печати предыдущего периода. Новая эстетика и новые экономические условия свели торговлю фотографией как искусством, то есть предметом роскоши, к масштабам меньшим, чем в конце ХIХ века.

В 1920—1930-е годы фотография работает на газетной полосе, в книге, как часть композиции плаката. Эта ситуация продолжается и в 1940-х, когда Вторая мировая война в фотографии не только становится главным запечатленным событием, но и диктует особые условия для реализации фотографии как носителя исторической правды. Фотоальбомы, журналы, плакаты того времени, приобретшие антикварную ценность, ценятся высоко постольку, поскольку являются практически фотографическими подлинниками — полиграфическая печать на бумаге была завершенной формой существования фотографии тех лет. С одной стороны, ценность винтажа [2] 1920—1940-х возрастает пропорционально массовости репродукций, с другой стороны, особенности социального бытования фотографии тех лет расширяют границы видов произведений и техник воспроизведения, которые коллекционируют в связи с искусством фотографии.

В середине ХХ века развитие направлений фотографии, выросших из пикториализма и других «архаических» течений, не прекратилось, но эти поиски не учитывались мейнстримом, который был определен модернистской эстетикой и задачами репортажа.

1950-е и особенно 1960-е вернули фотографии первоначальную роль (анонимного) исходника для создания самостоятельных авторских произведений искусства. «Art based on Photography» этого времени включает в себя живопись и сериографии Уорхола, развитие фотореализма… Одновременно, эпоха постмодернизма придала значение направлениям фотографии, развивавшимся за пределами художественного сознания, например, дилетанским опытам с фотографическими технологиями. Буквально все направления фотографии получили право на самостоятельную визуальную ценность в культуре. Всплеск интереса к фотографии, старой и современной, интереса к именам фотографов, внесших вклад в развитие нового видения, и к анонимной фотографии как носителю фотографического бессознательного видения (знания) — привел к формированию новых коллекций, к основанию новых галерей; институции, изучавшие технологии и архивировавшие фотографию на протяжении всей ее истории, находившиеся на периферии общественного внимания до 1970-х, с этого времени стали признанными авторитетами в своей области (например, отдел фотографии в Museum of Modern Art, New York, научный центр и музей George Eastman House, Rochester).

Продолжение следует.


[1] Среди наиболее влиятельных направлений художественной фотографии этого времени назовем пикториализм (примерно 1880—1920-е) — первый международный стиль фотографии, которому отдали дань фотографы-художники Европы, России, обеих Америк, Азии.

[2] Винтадж, винтаж — vintage — в фотографии: первый фотографический отпечаток, сделанный фотографом или под его наблюдением для публичного представления в форме репрезентации (выставки) или печатной публикации (газеты, журнала, книги). Между датой съемки и датой изготовления отпечатка может пройти некоторое время, о чем ниже. Понятие винтаджа условно (когда дата печати отличается от даты съемки, но не известно более ранних отпечатков того же негатива) и безусловно (в рыночном обращении и репрезентации, поскольку винтадж имеет наибольшую рыночную цену и требует специальных условий экспонирования для обеспечения его максимальной сохранности).