Портрет, Miss De C. From Camera Work issue 17.Credit Joseph T. Keiley

Два фотографа годами собирали полный комплект «Camera Work», новаторского журнала Альфреда Стиглица, который помог ввести фотографию в мир искусства.

Иногда вы просто боитесь испортить оригинал. Хлопковые перчатки – конечно, неплохая защита во многих отношениях, но фотография выцветает с каждым выставлением на свет. Как пролистать 50 выпусков Camera Work, отпечатанных вручную, и не бояться повредить их?

Коллекционеров, у которых этот полный комплект собран, меньше, чем пальцев на руке. Хрупкие обложки и неповреждённые фотографии внутри – найти даже один выпуск в идеальном состоянии – это непростая задача, необходимость решить её нервирует. Но Марк Кацман (Mark Katzman), фотограф, живущий в Сент-Луисе, сделал это. Он потратил на решение задачи те же 15 лет, что Стиглиц – на публикацию.

«Я не богач, поэтому мне не раз приходилось кусать локти по ходу дела», – сказал мистер Кацман, который сейчас сотрудничает с другим фотографом, Пьером Врейеном (Pierre Vreyen), над адекватным копированием своей полной коллекции «Camera Work».

Эта идея пришла к нему, когда два фотографа разговорились в Зале Славы Фотографии в Сент-Луисе и обсуждали, как хорошо было бы иметь полную коллекцию «Camera Work» и листать её, не боясь повредить.

Портрет Элвина Лэнгдона Кобурна, from issue 15.Credit George Bernard Shaw

«Главная проблема – это насколько хрупкими стали обложки, – сказал мистер Кацман. – Каждый раз, когда томик берёшь в руки, с неё хоть немного, но отслаивается. Это делает очень трудным их хранение и почти невозможным – вариант «открыть и почитать». Копирование делает этот выпуск доступным каждому – для приобретения, просмотра и чтения – хотя конечно, тактильные ощущения, да и внешний вид будут несколько обеднены. Тем не менее, это делает материал доступным для изучения без риска повредить или уничтожить оригинал».

«Camera Work», в котором Гертруда Стайн (Gertrude Stein) опубликовала своё первое эссе, был поворотной точкой для современного искусства. Образованный в 1902 и пущенный в распространение в 1903 как продукт движения Photo-Secession, выпуск включал фотогравюры с сопровождающим текстом, сверстанные Уильямом Моррисом (William Morris), рекламу, дизайн которой делал Стиглиц, и выпуски, посвящённые выдающимся художникам, включая тех, кто тогда не был в медийной среде, как Пикассо. Одновременно Стиглиц открыл галерею «291», которая существовала вместе с изданием, пока падение подписки в связи с началом Первой Мировой Войны не положило этому конец.

Целью Стиглица, продекларированной в первом выпуске, было создать «ежеквартальное иллюстрированное издание, обращающееся к постоянно растущей аудитории людей, верящих в фотографию как средство индивидуального самовыражения».

Поиск полной коллекции выпусков дался мистеру Кацману не просто. Отдельные выпуски далеко не всегда были связаны с исходными обложками. А поскольку 75% иллюстраций составляли фотогравюры, нередко они тоже отклеивались и не оказывались на своих местах. Его квест пролегал через eBay, аукционные дома, книжные интернет-магазины,  книжные магазины «из кирпича и извести» (офлайновые), и вообще везде. Где он только мог предположить нахождение вожделенного «лота».

Флэтайрон вечером, from issue 14.Credit Eduard J. Steichen

Мистер Врейен не менее упорно трудился над репродукцией. После того, как он узнал, что Modernist Journals Project уже владеет онлайн-копией «Camera Work», он заключил с ними сделку, позволившую ему получить RAW файлы репродукций и таким образом собрать в виде PDF полный набор страниц издания. Тысячи часов возни с цветокоррекцией, шесть месяцев, потраченных на поиск печатника и три неудачные попытки печати…. Позже, мистер Врейен наконец отыскал подходящего печатника, работа которого соответствовала требованиям по качеству, примерно в 80 милях, в Иллинойсе.

Хотя это и не первая публикация полного комплекта «Camera Work» – достаточно вспомнить издание фотогравюр, сделанное Taschen, и академический репринт всего журнала 1969 года – мистер Кацман говорит, что работа мистера Врейена позволила получить наиболее аутентичные репродукции, качество которых максимально приближено к замыслу Стиглица.

«Изобретение Стиглица состояло в том, чтобы сочетать фотографии и текст в точно определённом формате и порядке, –сказал он. – Точное установление всех размеров, расположение, кто и что снял, написал, когда. "Camera Work" представлял собой гештальт, целостный образ, и работа Пьера восстанавливает этот образ».

На нынешний момент, мистер Врейен продал 4 копии из 15 напечатанных, в том числе одну в Музей Современного Искусства. Его цена – 1200 долларов, с 10% скидкой для культурных учреждений.

Мистер Кацман, в то же время, переживает нечто вроде кратковременного разочарования после завершения коллекции.

«Напряжение росло всё больше по мере приближения к завершению поисков, – сказал он. – Когда я наконец-то закончил их, я был глубоко удовлетворён, но при этом испытывал странное чувство потери. Трудно это описать, но чем-то это похоже на отьезд детей в колледж – сладость пополам с горечью с добавкой немного «а что теперь?». Это не длилось долго. Моя новая задача – собрать все фотогравюры, которые Стиглиц публиковал в «Camera Work», «Camera Notes» и «Picturesque Bits».

Перевод с английского Александра Курловича

Девушка-датчанка, from issue 26.Credit Alice Boughton

Палубные места, 1907. From issue 36.Credit Alfred Stieglitz

Портрет Мисс Мэри Эверетт, from issue 23.Credit Clarence H. White

Зима на Пятой Авеню, 1892. From issue 12.Credit Alfred Stieglitz

Дети семьи Беатти, from issue 9.Credit Clarence H. White

Профессор Джон Янг из Университета Глазго, from issue 8.Credit J. Craig Annan

Белый Парус, from issue 13.Credit Hans Watzek