Андрей Бойков

0

Из истории свадебного фоторепортажа в Питере 70-х.

3.12.2009 08:57
Что такое свадебная фотография? Если вы думаете, что она появилась одновременно с появлением самой светописи в середине позапрошлого века, то вы несколько ошибаетесь. Конечно, вы могли с барышней прийти в фотосалон, например к Буре, и получить пару-тройку фотографий с какой-нибудь трогательной надписью, вроде – “Люби меня, как я тебя!”. После Второй мировой (к концу 50-х), появились фотографы в загсах и дворцах бракосочетания. Там вам, после регистрации, недельки так через две, выдавали уже штук 15-20 казённых фотографий (а попозже и красный альбом), на которых вы, натуженно улыбаясь в объектив, нежно держали друг друга за ручку, в то время как, с трудно-скрываемой неприязнью, свекровь и теща пытались изобразить радость и глубокое удовлетворение от происходящего. Но это тоже не была свадебная фотография. Истинная свадебная, а точнее репортажно-свадебная, фотография родилась в Петербурге (тогда в Ленинграде), в самом конце 70-х годов прошлого века, во времена т.н. “застоя” в обществе. Можно долго рассказывать об этом интересном периоде нашей истории (кстати, периоде расцвета фотографии в Советском Союзе). Мог бы получиться неплохой рассказ. Но, в данный момент, это не входит в наши планы. Скажем кратко: была определенная стабильность, была у людей и зарплата. Но маленькая; так у нас, в академическом институте, научный работник, кандидат наук, зарабатывал 150-180 рублей со всеми надбавками. Правда, и не работал он ни хрена. Фотоаппаратура в магазинах была, но незабвенной памяти “Зенит” достать было достаточно тяжело. Спасением были комиссионные магазины. Правда, цены там были такие, что простой советский труженик должен был бы не пить и не есть целый год, чтобы купить себе приличную фотоаппаратуру. Нас тогда было пять человек на весь Ленинград, свадебных фотографов, и когда мы появлялись на свадьбе, обвешенные японскими аппаратами и прочими причиндалами, то отказов, практически, не было. Приличных ресторанов тогда в городе было не много, но работы хватало на всех. Бывало, что в день снимали по три-четыре свадьбы. Были ещё и банкеты, школы, детсады и пр. Надо ещё заметить, что народ тогда не знал слова инфляция. Что накопил за энное количество лет — то, как говорится, и на стол. На свадьбу ничего не жалко: гуляй народ — знай наших. Так что зарабатывали мы, мягко говоря, не плохо; на “Ладу” 6-й модели можно было заработать, не особенно напрягаясь, за полгода, а стоила такая машинка девять тысяч, около одного миллиона на нынешние деньги. Теперь немного о том, как происходило само торжество. Всё начиналось с поиска места, где оное должно было происходить. В том же “Метрополе”, или в “Москве”, заказ надо было делать месяца за три — иначе справлять тебе свадьбу в своей коммуналке, на худой конец в “стекляхе” (типовой центр торговли и общепита брежневского периода характерного “стеклянного” обличия) где-нибудь в Купчино. Правда, была такая смешная контора. Называлась она “Невские зори”. Поклеить обои, побелить потолок и т.п. Была там и такая услуга — организация свадебного торжества. В пул входили: организатор, тамада, ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), и, естественно, — фотограф. Самая халявная работа была у организатора. В его задачу входило: найти место проведения свадьбы, обговорить меню, а также проследить, чтобы вас в ресторане не слишком облапошили. За это он и получал зарплату и чаевые. Он, правда, умудрялся брать деньги как с молодожёнов (а чаще с родителей, так как у молодоженов денег обычно не было), так и с администрации ресторана, чтобы не мешал воровать. Мы поддерживали отношения как с организаторами и тамадами, так и с музыкантами. Мы им деньги — они нам работу, иногда — наоборот. В общем, капитализм в чистом виде: работаешь грамотно — живёшь сытно. Облажался — гуляй. Постепенно количество фотографов увеличивалось, и требования к фотографиям возрастали. Если в начале нашей деятельности мы печатали черно-белые фотографии, то затем постепенно пришлось перейти на цвет. Хотя я до сих пор считаю, что “чебэ” намного выразительнее, и имеют большую художественную ценность. С появлением в 90-х годах цифровой аппаратуры и компьютеров фотограф, с моей точки зрения, просто превратился в ремесленника. Иногда, правда, достаточно классного. О времени начала 90х я мог бы очень много интересного написать и, может быть, когда-нибудь напишу, - но это будет, как говорится, уже совсем другая история… Что ещё хотелось бы сказать? Если фотографию сравнить с живописью то, как художники делятся на портретистов, анималистов, пейзажистов, — так и среди фотографов есть те, кому лучше удаются фотографии в стиле ню, другой же найдет себя в спортивной фотографии, или же будет работать фоторепортёром в периодическом издании. Это, конечно не значит, что он не сможет снять натюрморт, но, все же, это не его. Как-то мне порекомендовали фотографа, предупредив, что он совсем не умеет снимать уличный репортаж. Само собой разумеется, что работы он от меня не получил. Свадебный фотограф должен быть универсалом. И пусть он снимает улицу, портрет, регистрацию, банкет на четверку, – но это будет твёрдая, а главное, стабильная, четвёрка. С ним я буду иметь дело. Четверка – это ведь хорошо. Пятерка, конечно лучше, но таких фотографов – единицы, и они на вес золота. Работа их дорогого стоит: как в переносном, так и в прямом смысле этого слова…
Читать
  Записей на странице

Метки блога

МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Execution time 0.04441 sec