(1836 — 1894), уроженец г. Острогожска; художник, фотограф.

Панов увлекся фотографическими процессами с 13 — 14 летнего возраста. По примеру своих друзей — Ивана Крамского, будущего художника и Михаила Тулинова -старшего друга, Панов поступил в Петербурге а Академию Художеств. В 1864 году в Москве он открыл свое фотоателье на Петровке в доме Раевской.

В творчестве Панова удачно соединились художественное видение натуры и умение выразить это средствами фотографии. «Художник — фотограф» — звали его современники. В своей фотографической мастерской Панов устраивал выставки фотографических собственных работ. Вот отзыв об одной из них 1868 года: « Московские ведомости»: « Молодой и талантливый художник Панов открыл…чрезвычайно интересную выставку…Выставка эта интересна тем, что здесь можно видеть применение к фотографии различных родов освещения, состовлявших отличительное качество знаменитых живописцев. Так, например, пред вами портрет, освещенный, как у Рембрандта: свет падает весь на одну сторону лица; другая остается в чрезвычайной, но мягкой тени, так что в целом, при необыкновенной гармонии света и тени, портрет получает замечательный рельеф. Рядом другой портрет с совершенно противоположным освещением: все лицо освещено ровным полутоном и не лишено эффектного освещения сверху, — вы узнаете в этой манере подражание Ван — Дейку, портреты которого при необычайной рельефности, верном природе колорите имеют чрезвычайную мягкость и приятность для глаза зрителей. Далее вы видите образчики освещения в жанре Веласкеса и Тициана, менее эффектные, чем у Рембрандта, но зато видно желание выразить каждый мускул лица с полным рельефом и лепкою (техническое выражение живописцев и скульпторов). Но рядом с подражанием этим великим художникам давно прошедших дней вы встречаете у Панова и фотографические подоажания новейшим живописцам; вот портрет, напоминающий Галле и его знаменитые произведения «Смерть герцога Эдмонда», «Торквато Тассо»; освещение падает также на одну сторону лица».

На Политехнической выставке 1872 года в Москве «за фотографические портреты» Панов получил Большую золотую медаль. На выставке 1882 года в Москве отмечено было исскуство фотографа: « Акварель по фотографии доведена до замечательного совершенства и достоинства первоклассного художника — акварелиста», — писали на страницах журнала «Фотограф»  в июле 1882 года. В марте — апреле 1886 года Панов издал альбом фототипий по иллюстрациям художника Н.Н.Ге к рассказу Л.Н.Толстого «Чем люди живы». К этому же году относится и поразительного по сложности и живости композиции снимка «Групповой портрет художников — передвижников». Двадцать фигур во весь рост, и каждая в движении. «Одно из выдающихся произведений жанрово — портретной фотографии», — писал об этой работе С.А.Морозов. 

В 1887 году в фотоателье у Панова случился пожар, в котором сгорели все негативы художника. На выставке 1889 года он не участвовал и работал только в экспертной комиссии.

Наследие фотографическое Панова — исторически ценное. Его работы всегда привлекали внимание художников, которые часто фотографические работы Панова брали за основу для выполнения литографических и граверных портретов известных поэтов и литераторов.

Александр НИколаевич Островский (1823—1886), драматург. Фотография, сепия, 1884.
Художники-передвижники. Фотография, 1886.
Оборот бланка