Фотография: отражение действительности

7.2.2019 21:36

В беседе с одним фотографом на мой вопрос, что он преимущественно фотографирует, он ответил: "Неприглядные стороны нашей действительности". В этой связи моему взору сразу же предстали запомнившиеся фотографии, которые ранее демонстририровались на одной из выставок. Видно было невооруженным глазом, что автор этих фотографий задался в принципе благородной целью - создать галерею так называемых фотообвинений. Фотограф предоставил вниманю зрителя фотосюжеты, которые вряд ли могли оставить равнодушным зрителя, среди них: разбитый унитаз, который белеет одиноко на опушке леса и на ту же тему - отслужившая свой срок газовая плита, упокоившаяся где-то на задворках и внесшая разнообразие в городской пейзаж; дама с собачкой, пытающаяся с домашним питомцем пробраться в свой подъезд, лавируя между плотно заставленной автотехникой; прохожий, запечатленный идущим по тротуару под душем брызг от пронесшегося по лужам автомобиля и другие фотосюжеты, которые можно расценивать как информацию к размышлению о причинах и следствиях существования явлений, не украшающих нашу действительность.
Фотообвинения на профессиональном уровне и на самые разнообразные темы - прерогатива фотожурналистики. Не вдаваясь в подробности и анализ этого вида фотографии, важно отметить, что наряду с фотографиями, рассчитанными на художественно-эстетическое восприятие, содержащими познавательный, документальный материал, существуют фотографии, которых объединяет общая цель - не столько обвинить, сколько донести до зрителя их назидательный характер.
Самые, пожалуй, многочисленные на сегодняшний день фотографии - не обладающие, мягко говоря, глубоким эмоциональным воздействием и далеко не претендующие на шедевр. Тем не менее, такие фотографии часто устраивают не только их авторов, но и массового зрителя, имеющих современные понятия о культурных ценностях и уже привыкших к их повсеместной публикации. Неудивительно, что появляющиеся среди них интересные по сюжету и технически безукоризненно выполненные фотографии выглядят белой вороной и часто не оцениваются по достоинству.
Выросшее на постсоветском пространстве поколение фотографов, шагая в ногу со временем, обновило облик фотографии главным образом за счет широкого использования ее коммуникативных способностей, новых технологий. Благо, сегодня нет недостатка в опубликованных материалах, которые приобщают нас к авангардным направлениям, новым формам и приемам в фотографии. Авторы в своих публикациях, не жалея красок, текстуально и визуально преподносят читателю и зрителю образцы творчества современных фотографов, в работах которых нередко можно увидеть больше следов компьютерной графики, чем традиционной фотографии. А может быть, традиционная фотография уже отжившее явление, не представляющее интереса на фоне новой действительности? Ведь публикаций, знакомящих читателя с мастерами классической фотографии и существующих большей частью в переводах, меньше. Впрочем, нет причин для беспокойства: фотография сегодня задействована не только во всевозможных медийных проектах, но и по-прежнему востребована в своих традиционных формах, находя в конечном счете свою аудиторию.

Комментариев: 14
Просмотров: 409
Сергей Тихомиров  ( # )
Странно читать слово "аудитория" применительно к фотографии)
Виктор Короткий  ( #   )
Хорошо. Можно заменить на "почитателя" или "ценителя". Несущественно.
Сергей Тихомиров  ( #   )
Ваши слова вас выдают. Для вас, скорее всего, фотография - рассказ, сюжет. А она - смотреть, видеть.
Genn Booth  ( # )
Вместо термина марксистской философии "отражение реальности" в истории искусств давным давно был выработан немного другой термин - "окно в реальность". Он происходит из аллегории - смотришь на картину и сквозь окно видишь реальный мир.

Фотографическая практика выработала еще несколько подходов, альтернативных окну(отражению) реальности.

1) Зеркало - отражение внутреннего мира фотографа и/или зрителя. Это эквиваленты Стиглица и затем М.Уайта, например.

2) Фантазия, выдумка - представление на фотографии выдумки фотографа. Здесь есть еще два варианта --

2.1) Карнавальная выдумка, когда актеры наряжаются в костюмы, собираются в одном месте в декорациях и что-то изображают. Все снимается на один кадр и существует таким окном в нереальное. В кинематографе - значительная часть художественных фильмов снята именно так.

2.2) Монтажная выдумка. В этом случае создатель изображения берет кусочки - отдельно снятые или чужие и монтирует их в единое изображение. Тут уже от реальности вообще ничего не остается, но полученное изображение все равно остается фотографией.
Игорь Юнаковский  ( #   )
"отражение реальности" - происходит из аллегории - смотришь на картину и видишь
"отражение" реального мира художника, на картину которого ты смотришь.
марксисты формулировали не хуже)
Genn Booth  ( #   )
У марксизма есть другая проблемная - критическое мышление. Критический настрой и порождает всевозможные "фотообвинения" на профессиональном или любительском уровне. К сожалению это оставляет негативный отпечаток во внутреннем мире художника и он скатывается в сторону глубоких душевных травм.
Игорь Юнаковский  ( #   )
не будем травмировать тонкие души)
Виктор Короткий  ( #   )
Ваш вариант названия статьи, показавшийся мне более удачным, к сожалению, запоздал, а мог бы избавить меня от долгих поисков подходящего заголовка.
Nikolai Bahlinov  ( # )
Можно обойтись одним заголовком...
Виктор Короткий  ( #   )
Благодарю Вас за комплимент: ведь не каждый заголовок обладает способностью в полном объеме, детально раскрыть содержание статьи. Кстати, в свою очередь, могу сделать и Вам комплимент: удивлен Вашей прозорливости - прочитав заголовок статьи, предвидеть ее содержание со всеми подробностями.
Александр Курлович  ( #   )
Если статья ничего не добавляет к заголовку, её не надо было писать.
Антон22  ( # )
действительность нельзя сфотографировать, слишком объемная она.
документировать отдельное, вроде как скукотище получается.
вот и ищет каждый стезю свою в фотографии как может.
Виктор Короткий  ( #   )
"Действительность нельзя сфотографировать, слишком объемная она". Я и Козьма Прутков с Вами полностью согласны. А вот по поводу "скукотище" могу сказать, что от кого, как не от нас, фотографов, зависит - будут ли выбранная нами стезя и наши фотографии навевать одну только скуку или найдут своего, пусть немногочисленного, зрителя, который не проявит равнодушие. А для этого не излишне, если фотограф обдумал свой выбор и сам ценит свои фотографии.
Миша Педан  ( #   )
Извините за жесткость, но вы не фотограф. Вы человек с фотоаппаратом. Это не одно и то же. Ваши тексты (как и фото) банальны и бессмысленны.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
ЯНВАРЬ 2019  ФЕВРАЛЬ 2019  МАРТ 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
456178910
11121314151617
18192021222324
25262728   


Execution time 0.066697 sec