Cult of the Body

5.8.2012 15:15

3 августа 2012, 18:47 Лёля Гольдштейн
kievreport.com

Еще раз к вопросу туловища в фотографии

На выставке с занятным названием «Cult of the Body» («Культ Тела») в Лондоне показывают работы молодых авторов из объединения Украинская Фотографическая Альтернатива (УФА). Двенадцать фотографов и творческих групп иронизируют на заглавную тему, мусоля, каждый на свой лад, совковый слоган «В здоровом теле — здоровый дух», и не дают спокойно спать тем, кто до сих пор не может понять, что такое фотография в современном искусстве и для чего она нужна.

УФА — объединение новое. Появилось в 2011 году в результате продолжительных споров фотографов-классиков с представителями альтернативного направления во время выставки «Два взгляда на украинскую фотографию», когда Миша Педан дискуссиям предпочел фактические действия — и сгруппировал тех, у кого «я так вижу» отличается от традиционных представлений о фотографии, ее «красоте» и актуальности. Теперь в УФА состоит больше 50 фотохудожников. Это не только молодые авторы, но и классики: Братков, Марущенко, Пятковка, Ляпин, Авдеенко, Смолянинов.

Всего за полтора года члены УФА умудрились организовать ряд выставок на родине, поучаствовать в Московской и первой украинской биеннале современного искусства, а также представить свои работы на фотофестивалях в Китае (PIP 2011) и США (Houston Fotofest 2012). Как раз в Штатах их и заметили сотрудники британского арт-агенства Leisure. Примечательно, что речь идет как раз не о галерее, а об арт-агенстве без привязки к конкретному месту; некой агломерации, объединенной лишь культурой городской среды. Устраивая выставки современного искусства в публичных пространствах разного пошиба — от шоу-румов и ботсадовских теплиц до фабрик и бизнес-центров — они осваивают новые территории и не только расширяют медиа-пространство в поисках нового зрителя, но и приземляют экзальтированный образ искусства.

Учитывая, что «Cult of the Body» апеллирует в том числе и к гламуру, Leisure попали в самую точку. Приуроченная к Летним Олимпийским играм выставка, по словам куратора Миши Педана, затрагивает совокупно тему телесности, тела и мечты, как однородного предмета спекуляции.

К слову, Педан, фотограф и куратор, больше двадцати лет живет в Стокгольме, но, как видно, продолжает болеть за своих. И тут начинается одна небольшая, но показательная история, которая тесно связанна не только с этой конкретной выставкой, но и с ситуацией в культурной среде Украины в целом.

Ранжир таков, что куратор живет в Швеции, выставка в Англии, а фотографы — родимые. Не каждый день наших показывают заграницей, да еще и с успехом — в связи с ажиотажем экспозицию в Лондоне продлили, а дальше выставку повезут в Бристоль. Но вот остались считанные дни до закрытия, а информации о «Культе» в сети все так же ничтожно мало. Вместо этого нам массированно парят глупые перфомансы с собаками, показы низкопробного кино или лекции ни о чем в разнообразных киевских галереях, но на просьбу координаторов написать о проекте главреды изданий о культуре спрашивают: «Ну, и что это дает для развития искусства в нашей стране в целом?», а ответ не слушают — не интересно им. И это не какая-нибудь оправдательная сплетня, а абсолютно реальная история функционирования арт-среды в ситуации, когда вокруг культурных событий у нас необъяснимым образом формируются враждующие кланы: об этом писать мы будем, а о том — ни за что (и это только в лучшем случае потому, что сказать им нечего).

На днях мне попался материал московской Афиши, где бывший главный редактор российского Esquire, небезызвестный Филипп Бахтин, сказал о современных медиа следующее: «Медиа стали похожи на девочку. У них есть два основных признака: первый — они очень некрасивые и неинтересные, а второй — им по определению нужно всем нравиться. Это очень утомительное сочетание». У нас же по касательной: может, и некрасивые, может, и неинтересные, но при этом хотят нравится почему-то не всем, а только условным «своим».

Ясное дело, что безотносительно и объективно — сложно, ведь так уж сложилось, что в Украине профессиональная культурная среда весьма узкая. Здесь как в одесском дворике — все всех знают, и без предрассудков не обойтись. Но не смахивает ли эта стратегия «избирательности» на желание создавать выгодный им пробел и ареол мнимой нужности одних и непригодности других?
В результате дюжина фотографов проекта «Культ тела», среди которых известные Чекменев и Пятковка, впадают чуть ли не в исступление, услышав от иностранных организаторов выставки вопрос о цене работ. Конечно, кто в Украине станет спрашивать сколько стоит фотография, если фотографии в Украине-то и нет. Потому как «Что она дает отечественному искусству в целом?».

Тем временем зарубежные критики с восторгом повторяют украинским мастерам: «мы давно не видели столь наглой фотографии». Отсылая к телесным экспериментам Уиткина, к глянцевому китчу Пьера и Жиля и одновременно к античности, где человек — исключительно природное тело, работы из «Cult of the body» переигрывают его пропорциональность и симметричность на современный лад. И если в античной культуре человек воспринимался как зеркало, отражающее единство и совершенство тела и мира, то в «Культе» он неразрывно связан первым делом с социальной действительностью, сменяющей идеальные формы правдоподобными.

Несмотря на то, что ситуация в Украине похожа на анекдот: «Мужики, вы водку пить будете?», — «Будем», — «Ну, когда будете — позовете», думается, что после успеха этого заграничного проекта УФА многим придется не то что снять, а съесть свою шляпу и наконец-то начать иначе относится к культурным реалиям. Учиться видеть настоящее и пробовать переступить собственную ограниченность относительно благоговения перед «своим» искусством.

В выставке «Культ Тела» приняли участие: Вита Буйвид, Роман Пятковка, Александр Чекменев, Сергей Мельниченко, Валентин Бобик, Валера и Наташа Черкашины, Василиса Незабаром и Юлия Дроздек, Марина Фролова, Денис Кравец, Елена Булыгина, Ярослав Солоп, Мария Войнова. В Лондоне выставка пройдет до 5 августа.

Комментариев: 38
Просмотров: 2867
Леша ...  ( # )
Молодцы.
сЕлена  ( # )
хотелось бы больше собственно о выставке;

фотографам - поздравления.
Миша Педан  ( #   )
В смысле, картинки?
сЕлена  ( #   )
и картинки - тоже.
про текст:
в материале Лёли много об общей ситуации с фотографией на Украине, непогружённым в тамошние события не слишком понятного.
Миша Педан  ( #   )
Тут другой текст www.kommersant.ua
сЕлена  ( #   )
интересно, спасибо.
Петербург в ваших планах не стоит, Миша?
вживую бы посмотреть.
просто Бэндер  ( #   )
Миша ни чего так мужчина))
сЕлена  ( #   )
Мишу как такового ближе в Стокгольме увидеть.
просто Бэндер  ( #   )
Не боитесь что в Стокгольме произойдет непоправимое. Оскорбит, развратит, навяжет капиталистические ценности?
Миша Педан  ( #   )
Ага, штоб на нас в суд подали за развращение, оскорбление, пропаганду и т.п.
Не, мы подождём.
сЕлена  ( #   )
ч-чёрт!
я уж и забыла совсем.
:)))

ладно, будем искать за границей.
Сергей Борисов  ( #   )
Миша! Разъясните плз две позиции. Странно, что в статье не указывается площадка на которой проходит выставка. И еще странно, что Вита Буйвид и Черкашины, позиционирующие себя российскими художниками участвуют также и в украинском объединении.
Миша Педан  ( #   )
Адрес есть здесь www.sweetandsound.co.uk например. Валера харьковчанин. Вита из Днепропетровска. Как авторы, они сформировались на Украине. Вас не смущает, что Валера и Наташа живут теперь в Америке?
Сергей Борисов  ( #   )
Валеру я знаю с 1989 года. Виту с 1993. С обоими постоянно встречаюсь в Москве, с тех пор до самого последнего времени. Они всегда позиционировали себя как российские художники и выставлялись именно на российских выставках. Поэтому меня удивило их участие в украинской выставке. Всего лишь удивило, безо всякого заднего смысла. Относительно локации Вы опять уходите от прямого ответа, что наводит на мысль о том, что Вы чего то стесняетесь. А ведь и здесь не было с моей стороны никакого ёрничества, лишь доброжелательный интерес.
Миша Педан  ( #   )
О Боже... Не выдумывайте. Вот адрес: 36 Stoke Newington Road London, он написан на афише. По поводу остального, на Украине нет закона об иностранных агентах. Предоставьте список позиционированния заверенный Свибловой.
Сергей Борисов  ( #   )
Почему Вы так нервно реагируете на мои безобидные вопросы? Если Вы так ненавидите Россию, что отождествляете ее художников с властью, то у меня к Украине совсем другой подход. Я ее люблю. Поэтому живо интересуюсь всем, что там происходит. А насчет адреса - я спросил не адрес, а название площадки, т.е. музея или галереи.
Миша Педан  ( #   )
Нервно? Не смешите. Я не знаю кто Вы, и мне пофиг, что Вы думаете о позиционировании и т.п. Я ненавижу не Россию, а только дураков, независимо от страны проживания.
Сергей Борисов  ( #   )
Так в какой же галерее, умник вы наш, вы устроили выставку?
Миша Педан  ( #   )
Борисов, идите в жопу. Читайте на афише или в гуугле.
Сергей Борисов  ( #   )
И, кстати, в панегириках положено указывать фамилии критиков, которе так восторженно отзываются о вашей выставке. Ввиду вашей крайней невоспитанности, общение с великим куратором прекращаю.
Миша Педан  ( #   )
Нами положено, на Ваше "положено". Будьте здоровы.
просто Бэндер  ( #   )
кстати чумовая фотка получается, когда задаешь адрес 36 Stoke Newington Road London в уличном Гугле)
Поздравляю! А фото с развески можно как-то увидеть? Интересно что и как.






Миша Педан  ( #   )
ты проскачил. пару "шагов" назад. чёрные жалюзи. В тексте внизу пара картинок. Вечером выложу с развески.
Это новая площадка, как я понял.
"Как раз в Штатах их и заметили сотрудники британского арт-агенства Leisure. Примечательно, что речь идет как раз не о галерее, а об арт-агенстве без привязки к конкретному месту; некой агломерации, объединенной лишь культурой городской среды. Устраивая выставки современного искусства в публичных пространствах разного пошиба — от шоу-румов и ботсадовских теплиц до фабрик и бизнес-центров — они осваивают новые территории и не только расширяют медиа-пространство в поисках нового зрителя, но и приземляют экзальтированный образ искусства."
В Бристоле, вообще в руинах сейчас делают. Пришло человек 300 молодёжи. Для УФА, самое то )
Костя Смолянинов  ( #   )
Сергей, если они члены этой организации, то значит они себя так и позиционируют. Тут что, какой-то конфликт позиционирования?
Сергей Борисов  ( #   )
Костя! Я совершенно не возражаю против их выбора. Просто некоторые художники, как я слышал, сейчас перебираются обратно на Украину. Мне было интересно узнать не относится ли это к вышеназванным. Только и всего. Теперь придется спросить у них самих, коли разговор принял такой нервный характер.
Костя Смолянинов  ( #   )
Они наверное никуда не возвращаются, но могут по разному чувствовать принадлежность себя к какой-то определённой национальной школе. Даже в зависимости от настроения. Или не чувствовать вообще никакой принадлежности. Это тоже часто бывает.
Вадим [ja]  ( # )
Меня так позабавил список классиков, что дальше трудно было читать серьёзно :) Насколько я понял эта заметка о том, что "информации о «Культе» в сети все так же ничтожно мало" ну, значит в сети мнение о выставке не совпало с мнением шведских и английских кураторов. Пичаль.
Миша Педан  ( #   )
Ага. Смешно вы понимаете, Вадим Джа. Но эт ведь не зависть, правда? Это типа экспертизы эксперта.
Вадим [ja]  ( #   )
Да нормально всё, прижизненные классики, чего уж там. Ещё можно написать "гении", а кто усомнится - завистник.
Миша Педан  ( #   )
Да нет, я же написал: Вы эксперт, а не завистник.
Вадим [ja]  ( #   )
Это вы меня экспертом назначили? Увольте. Я прочитал заметку и высказал своё мнение.
Миша Педан  ( #   )
.
Артём Шульга  ( #   )
Так Лёля Гольдштейн это псевдоним Педана, даже фамилии частично совпадают
Миша Педан  ( #   )
Шульга, вас послать, или сами дорогу найдёте?
Артём Шульга  ( #   )
дедушка берегите здоровьячко
Миша Педан  ( #   )
Артём Шульга  ( #   )
Алекса  ( # )
тело как то обЪёмнее выглядит и звучит, да и некоторые части тела на туловище просто не растут, не могут просто* (*-туристический дарвинизм)
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
ОКТЯБРЬ 2020  НОЯБРЬ 2020  ДЕКАБРЬ 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      


Execution time 0.055096 sec