Олег Климов

"Конкурс красоты" и лучшая фотография года.

1.11.2006 13:33

На самом деле я не очень уверен в правомерности публичного обсуждения еще не закончившегося конкурса фотографии, посколько являюсь членом жюри. Но в любом случае хотел бы сказать, что меня смущает не столько общий уровень фотографий, сколько разделение на "АРТ" и "документальную фотографию". Как для члена жюри и фотографа для меня это очень важное разделение и, соответственно, прежде чем выставить оценку по 10-ти бальной шкале и еще трем категориям я помню, что это АРТ-фотография или документальная. Однако, я просто теряюсь в оценках, когда под "АРТ" идут только те фотографии, которые не пошли в "документальную". Почему не пошли, я тоже не понимаю. Что там есть от АРТ - просто загадка. Технически я догадываюсь как это происходит. Не совсем подготовленные участники конкурса просто по своей собственной интуиции ставят фотографии в "АРТ" или "ДОК". Самый яркий пример: портрет собственного сынули или дочки со слезинкой на глазах...Что это "АРТ" или "ДОК"? Конечно "Арт" (Искусство!) - уверен автор фотографии. Но даже не обсуждая уровень этой фотографии, она может быть и документальна. Честно сказать в любом случае я ставлю "колы". Я вообще ставлю очень много "колов" при всем уважении к любой фотографии. Что делать, если автор не понимает в чем разница документальной фотографии и арт-фотографии? Ставить "колы".

Однако с другой стороны, практически, весьма сложно по одной фотографии определить ее принадлежность к тому или другому направлению в фотографии. Проблема в том, что мы делим фотографию на "АРТ" и "ДОК", а не фотографов как представителей Арт-фотографии или документальной. На мой взгляд это более правильное разделение. Тогда право остается за самим фотографом определить себя в АРТ или документалистику. Исходя из этого можно ставить более объективную оценку.

Мы просто должны помнить, что это условное разделение лежит в области критики фотографии. Это своего рода инструмент критики и не более того. Согласно этому разделению и логике можно вообще договориться до того, что в документальной фотографии не может быть искусства. Потенциальных участников я просто прошу помнить об этом. Если вы "забили" свою фотографию в категорию "АРТ", то это значит, что вы, как автор, допускаете свое непосредственное участие (влияние и прочее) в процессе фотосъемки. Что вы можете моделировать фотографии исходя из собственных соображений и мысли. Другими словами, вы - "художник" , вы "придумываете" идею и воплащаете ее методами фотографии. В документальной фотографии иной принцип. Теоретически вы не можете вмешиваться в процесс съемки. Вы, прежде всего, наблюдатель. Из всего потока ваших наблюдений (и съемки) вы выбираете наиболее приемлимый вами и фиксируете его. В отличие от арт-фотографа, документальный фотограф может "манипулировать" только своими наблюдениями, а не мыслями и идеями по созданию фотографии, как это может сделать арт-фотограф.

Когда зритель или член жюри смотрит на конечный продукт, то для него совсем не важно к какой области фотографии относится данная фотография. Как это не грустно, но мне кажется, это не совсем корректная постановка условий конкурса, которая просто вносит некоторую путаницу в умы любителей и "ответственных членов жюри" :)) Более логичным было бы разделение:
1. Семейный альбом.
2. Домашний животные
3. Любимые женщины
4. Не любимые мужчины и тп.
Но это впечатление уже из другой области, которое обсуждалось сотни раз.

Я просто хочу всех участников конкурса призвать помнить одну вещь независимо от "АРТ" или "ДОК" и тогда я не буду ставить "колы": любая фотография тогда достигает самой высокой степени оценки, когда забываешь о ее "художественном созидании" и чувствуешь ее существование как несомненную реальность. И совсем не важно возвышенный ли это "обман" АРТ-фотографии, возведенный до совершенства или правда документалистики. У любого искусства есть только одно "отрицательное" качество - в нем запрещено лгать. Ложь заведомо не входит в понятие искусства, но "гротеск обмана" является одним из инструментов любого творчества.

Просто подумайте чем отличается "конкурс красоты" от "фотоконкурса". Могу сказать чем они похожи - членством в жюри, а отличаются "художественным созиданием" природы и фотографа. Удачи всем!

Комментариев: 49
Просмотров: 29384
Рой  ( # )
Дмитрий Егоров  ( # )
Блоги сильно закопанны в структуре сайта. Думаю мало кто из участников доберётся сюда и прочитает.
Олег Климов  ( #   )
наверное...я сделаю ссылку с форума. спасибо.
alpauk  ( #   )
Ссылка не попала.
Олег Климов  ( #   )
чего так?
Вадим Гунько  ( #   )
не попал в ссылку? 8-))
Олег Климов  ( #   )
привет, Вадим. странно. у меня, как бы все работает. может потому, что я под поролем дал ссылку? хотя вряд ли, я вышел и опять попал %)
Вадим Гунько  ( #   )
не, я там исправил просто. кавычки убрал.
nickolai_ch  ( #   )
весьма логично для развития *блогового * движения на сайте поставить ссылки на свежие посты в блогах, по типу как стоят на форум ссылочки.
Андрей Безукладников  ( #   )
Попала. Олег не знал, что ссылку не надо ставить в кавычки "". Придумаем что-нибудь, чтобы обходить этот баг.
Олег Климов  ( #   )
ааа, вот в чем дело...как правило налдо ставить :))
Андрей Безукладников  ( #   )
без кавычек. Открой свой пост для редактирования и посмотри. Сейчас там все уже правильно.
Олег Климов  ( #   )
да, но я то ходил еще с " " -ми :)) не важно. я просто запомню на будущее.
Андрей Безукладников  ( #   )
Скоро откопаем:-) Просто не все еще доделано.
Олег Климов  ( #   )
а почему я, все-таки, попадал...может мак как с кавычками так и без них читает :))
Олег Климов  ( #   )
Андрей, привет. между прочим я там где-то, кажсь у alpauk предложил комменты для жюри добавить, сделать их доступными только для членов жюри, а потом опубликовать в конце конкурса...иногда действительно хочется сказать что-то...:)
Вадим Раскладушкин  ( # )
хороший текст...
Олег Климов  ( #   )
текст не важно, важнее фотографии присыласть :)
Андрей Безукладников  ( # )
Олег, спасибо большое за статью! Я предполагал, что на конкурсе будет много дилетантских фотографий. Зато когда после оканчания конкурса мы откроем для посетителей раздел Топ 100, то все смогут ясно увидеть эту тонкую грань между АРТом И ДОКом. Это и станет нашим первым просветительским шагом, для поднятия качества следующих конкурсов.
Олег Климов  ( #   )
Ну, круто :)) Посмотрим...
Олег Климов  ( #   )
я, между прочим, пригласил фотожурналистов...знакомых. они, правда, как всегда, скептически и не уверенны, ну посмотрим.
Таня Куменко  ( # )
все верно, все что вы говорите - верно. но вопрос в другом. вопрос в том, чтобы участники конкурса и жюри ОДИНАКОВО понимали задачу. вот прочтите еще раз описания разделов (АРТ и ДОК которые), и поставьте себя на место фотографа, желающего принять участие в конкурсе. описание ДОК - более чем затруднительно. "Человек как субъект истории. Посредством фотографии должна раскрываться драматическая составляющая исторического процесса." ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА! это уже требует со стороны фотографа не просто позиции наблюдателя, но наблюдателя самого ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА! В таком случае, "портрет собственного сынули или дочки со слезинкой на глазах...Что это "АРТ" или "ДОК"?" - вашими глазами (и моими тоже, но не глазами устроителей конкурса) это ДОК, т к фотограф не режиссирует процесс съемки, не выстраивает моделей, не подносит к лицу ребенка перец и соль, дабы эта слезинка скатилась по нужной ему траектории. он наблюдатель, он просто фиксирует момент, но КАКОЙ ЭТО МОМЕНТ? исторический? момент личной истории - безусловно, но это явно не тот случай, когда человек является "субъектом истории".
И что же остается делать затредненному автору? конечно же, запостить фото в АРТ. другого просто не дано.
Владимир Домашко  ( #   )
Абсолютно согласен, верное замечание! А жюри и организаторы, надеюсь, помимо желания нести "просвещение" "для поднятия качества следующих конкурсов", должны, опять же "для поднятия качества следующих конкурсов" научиться "ставить колы" И СЕБЕ: за организацию и внятное формулирование конкурсных заданий ! ;)
Олег Климов  ( #   )
Ну я не организатор, но колы люблю ставить, в том числе и себе :)
Олег Климов  ( #   )
"Слеза ребенка" может стать историческим процессом если верить Достоевскому...в принципе я это и хотел объяснить. Не надо себя мучить какой раздел для данной фотографии более приемлим. Мне кажется, что более правильно отнести свои фотографии к том разделу, каким фотографом вы себя считаете.
Олег Климов  ( #   )
Конечно, задача поставлена очень сложная. Но Вы должны знать, что фотография сложная профессия при всей простоте нажатия на кнопку. В этом смысле мне как раз и нравятся правила и условия конкурса. Это, конечно, пафос, но вы должны сознавать хотя бы отдаленно если вы идете снимать, то идете снимать ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Это ваша миссия как фотографа. Если вы знаете это, сознаете, то перед вами всегда будут стоять задачи и цели. От того как вы это будете делать, как документалист или художник, будет зависить и ваш стиль...Просто не надо рутать причины и следствия. Ваша фотография - это следствие. Причина в вас как фотографе.
Таня Куменко  ( #   )
ну да, ну да... домашних альбомов все равно наприсылали бы пачками, как задачу ни поставь. меня скорее задело то, что вы полагаете, что авторы домашних карточек считают себя арт-фотографами. на самом же деле они просто надеются на удачу. или же настолько востограются своими чадами, что не представляют себе, как можно не восхититься такой лапусечкой.
моя проблема в психологии, от фотографии я-то знаю, чего хочу. и придираюсь по мелочам :)
Олег Климов  ( #   )
Удачи в этом смысле не будет. Просто много времени уходит на то, чтобы отсеить эти фотографии. Как бы не старались домохозяйки и домохозяины, такого рода фотографии видно сразу. Я не против того, чтобы родные и близкие были в кадре, я против того, как это снимается. Фальшиво. Фиктивно. Что, собственно, достаточно частно случается в семейной жизни.
Андрей Безукладников  ( #   )
Вcе формулировки сделаны так, как нужно. Кроме того, над этими формулировками дано четкое определение творчества. Если люди не утруждают себя элементарным самообразованием, то это их недостаток, а не недостаток организаторов конкурса.
Stas Shakarvis  ( # )
Вопрос, ответ на который я так и ненашёл

повлияет ли на рейтинг(бал, или что там в конкурсе) попадение работы "не в тот" раздел?

upd: грубое разделение понятно я думаю всем, проблеммы начинаются в пограничных и пересекающихся областях, в самом интересном с моей точки зрения.
Олег Климов  ( #   )
Если честно, то влияет. Я не знаю как у других. На меня даже влияют подписи. Иногда вижу хорошую фотографию, прочитаю кэпшен и все.
Просто нет желания ставить высокую оценку. Абсолютно дебильные подписи встречаются. Я даже перестал читать их одно время...Но некоторые подписи даже очень дополняют фотографии. Особенно в сериях...Поэтому в принципе я и предложил сделать комментарии для жюри, чтобы объяснить низкую или высокую оценку аргументированно...
На самом деле очень важно знать изначально, что конкурс - это всегда лоторея и если ваша фотография не стала лидером, то это совсем не умоляет ее качество как фотографии в целом. Конкурс - это не столько лучшая фотография, это, своего рода, игра по правилам, которые определяют устроители. В рамках этих правил и выбирается фотография...
"На меня даже влияют подписи..."
Олег, на зрителя (и даже на члена жюри) подписи могут повлиять, таже как и рамочки и оформление, но на саму фотографию - никогда. Подписи не могут сделать изображение более художественным, или менее. Подписи - это "литература", а не изобразительное искусство. Они лишь помогают вникнуть в контекст фотографии.
Желаю Вам, чтобы подписи на Вас влияли как можно меньше при оценке фотографий!

И ешё, заодно уж.
Кто ясно мыслит, тот чётко излагает. Никто не может дать чёткую формулировку деления фотографии на АРТ и ДОК. Напомню, что "арт" означает "искусство". Но и документальная фотография может быть искусством. А может ли так называемая арт-фотография быть недокументальной? Извиняюсь, но для ответа на этот вопрос опять вынужден напомнить, что "фотография" - это по-русски "светопись", т.е. нарисованное светом изображение - а это всегда документ момента и времени. Поэтому терминологическое деление на арт- и док-фотографию мне представляется безграмотным и вызывает только у всех вопросы и недоумение.
В то же время деление на постановочную и непостановочную всем понятно и принято традиционно.
С уважением...
Олег Климов  ( #   )
Евгений, действительно, все что угодно можно писать, но есть факты, реалии, которые сложились как в "светописи" так и в терминологии.
Вы призываете оценивать только изображение? В принципе, мы это и делаем, но есть масса вещей, которые субьективно влияют на любого человека, в том числе подписи и оформление фотографии. Уже поэтому конкурс - это лоторея. По некоторым, уже утвержденным правилам, фотография вообще не может существовать без подписи. Может, конечно, но она теряет свою ценность. Документальность, если хотите. Это правило прописано во всех приличных агентствах. "Постановочная" и "непостановочная" фотографии - нет таких терминов, они существуют на бытовом уровне потому, что также полностью не открывают смысл того или иного вида фотографии. Ранее, в Советские времена, документальная фотография (это западная терминология) у нас чаще называлась "социальной", но влияние Запада, практически на нет свело этот термин.

При оценке фотографии, фотографии года, очень важно помнить, что она должна быть лучшей за год. Это очень высокое требование. И когда вы просматриваете тысячи фотографий, то понимаете: очень немногие достойны быть фотографией года потому, что это накладывает определенные требования не только к изображению, но и к выбранной теме, композиции, моменту и в том числе к подписи, оформлпению и всего прочего...Уж поверьте мне, если я вижу "шедевр", то он точно пройдет по высокой оценке как бы он не был оформлен или подписан и в каком бы разделе не стоял. Но если я вижу посредственность, то я стараясь найти хоть что-то, что объяснило бы мне эту посредственность в подписях, оформлении и тп.
Разборчивость и принципиальность в терминологии нужна прежде всего нам самим, чтобы многочисленная новоиспечённая искусствоведческая "братия" не держала большинство фотографов за "чайников", не понимающих их бредовые классификации.
Вот и в этом конкурсе можно допустить, что далеко не все участники имеют сильные фотографии. Но не верно считать многих из них настолько глупыми и необразованными, что никак не могут разобраться - в которую из 2-х категорий послать свою работу???
Термины постановочная и непостановочная фотография можно найти в любой серьёзной книге, посвященной анализу искусства фотографии.
Спасибо за Ваш ответ, Олег! С уважением...
Олег, пожалуйста, разъясните имеются ли какие ограничения на дату фотосъёмки, и если да - то какие конкретно? В условиях конкурса я такого разъяснения не нашёл (может плохо искал?). В тоже время название "Лучшая фотография года" может быть интерпретировано по разному. Не только по календарному сроку фотосъёмки. Например, выставка Щеколдина "Беслан", впервые обнародована в этом году, но снята 2 года тому назад. Могут ли такие фотографии участвовать в конкурсе? Спасибо!
Андрей Безукладников  ( #   )
Раз в условиях ничего про это не написано, значит могут.
Спасибо, Андрей, за разъяснение. Я так и предполагал, но название Конкурса всё-таки сподвигло меня задать этот вопрос.
Андрей Безукладников  ( #   )
Евгений, а вы бы пошли смотреть фильм без названия? Неважно, художественный или документальный, но без названия?
Вы правы, Андрей - фильмов без названий не бывает.
Но вкус вина в бутылке не изменится, если поменять этикетку. Поэтому на конкурсах вин жюри проводит их дегустацию без названий.
Выпьем же за то, чтобы фотография считалась не меньшим искусством, чем виноделие! Ура!!!
Андрей Безукладников  ( #   )
Некорректный пример. Кино состоит из фотографий, а вино имеет совсем другой состав. Так вот и рождается демагогия. Кстати, если вы на бутылку с мерло наклеите этикетку от каберне, то ни один дегустатор вам не поверит. Я уже не говорю про водку и коньяк:-)
А я как раз и желал Олегу быть похожим на такого дегустатора и чтобы никакие "этикетки" (названия к фотографиям и оформление) на него не влияли! :)))
Есть другие примеры, Андрей. Композиторы и поэты в большинстве случаев не дают названий своим произведениям. Чем фотография менее искусство, по сравнению с музыкой? А с поэзией она вообще близка: фотографию называют визуальной поэзией.
Я не против названий, но они лишь для идентификации фотографий, также, как и этикетки на винных бутылках.
Stas Shakarvis  ( # )
если незатруднит, вот эта фотография www.photographer.ru как по вашему документальная или художественная? Я небуду псылать её на конкурс, обещаю, у меня лучше есть ))
Олег Климов  ( #   )
Я повторяюсь: зависит не от одной фотографии прежде всего, зависит от Вас.Кто Вы как фотограф. Данную фотографию можно отнести к АРТ, можно к street-фотографии, а это уже документалистика. Если бы я знал Вашу позицию, ваши фотографии, я бы мог сказать. Но я не знаю и условия конкурса как раз и предполагают это незнание. Иногда я узнаю некоторых авторов, просто по стилю. Но также я знаю лично этих авторов. Вот Ваша подпись под фотографией мне не нравится...что это? - стою, жду маршрутку. Типа: стою, курю. Если вы документалист можете написать так: Москва. Остановка автобуса. Девочка с кругом. 2006. Если вы из области АРТ, то можно и так: Из вечерней серии: летящая с кругом :)) Кэпшен (подпись) - это тоже часть вашего творчества.
Я могу сказать, что нашел некоторые фотографии участников очень профессиональные. Я думаю, они из области журналистики. Но также встретил совершенно новых авторов, очень хороших и которых не видел прежде.
Олег Климов  ( #   )
Я посмотрел ваш ЖЖ. Не думаю, что вы работаете в направление "АРТ" , скорее больше это street-фотография и документалистика, но может вы просто не экспериментировали в области чистого АРТ или по наивности думаете, что в документалистике не может быть арта :)
Stas Shakarvis  ( #   )
Для себя никогда не разделял фотографию на арт и док (я не репортёр, эачем вешать ярлыки).

Мой внутренний идеал уличной (репортажной) фотографии - фотография, которая создаёт ощущения "не здесь" другого мира, другого времени, так что это и Арт тоже, но про Док проще писать комментарии и вообще разговаривать.
Олег Климов  ( #   )
репортер - это из области журналистики, так называемая информационная фотография. Стрит-фотография документалистика в чистом виде, но также часто используется в журналистике в том числе. Все это, может быть, также и АРТ потому, что в Арт-фотографии также существует множество приемов, начиная от постановки и кончая циничным наблюдением. Разделение очень условно и существует реально только в теории критики фотографии. На мой взгляд :) например, Игорь Мухин может быть стрит-фотографом, а может быть и арт, выставляясь в галереи Гельмана. Семин работает в журналистике, но его фотография, стиль и образ жизни :) ближе с одной стороны к документалистики, с другой к АрТ. Валерий Щеколдин, по-моему, единственный, кто соответствует всем критериям документальной фотографии. Но повторяю, это из области критики, а фотографам неведомо, что говорят про них критики :( Поэтому мы говорим друг про друга.
Олег Климов  ( #   )
забавный случай вспомнил. Недавно один мой знакомый фотограф рассказал: если дать обезьяне авторучку и заставить ее написать что-то, то из этого ничего не получиться...если дать обезьяне фотоаппарат, то из этого тоже не получиться документальная фотография, а то, что получиться можно будет с уверенностью назвать ART. Не хочу никого обидеть, но в этом есть и правда. зависит от фотографа :))
Stas Shakarvis  ( #   )
Очень жизненное наблюдение, сейчас любой уважающий себя примат имеет фотоаппарат.
Андрей Безукладников  ( #   )
Отношение этой фотографии к тому или иному направлению зависит от ее названия:-) Это дополнение к дискуссии с Евгением Тумановым по поводу названий.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.

Метки блога

ФЕВРАЛЬ 2024  МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Execution time 0.079777 sec