В беседе с одним фотографом на мой вопрос, что он преимущественно фотографирует, он ответил: "Неприглядные стороны нашей действительности". В этой связи моему взору сразу же предстали фотографии на эту тему, ранее демонстрировавшиеся на одной из выставок, на которой мне довелось побывать. Видно было невооруженным глазом, что автор этих фотографий задался в принципе благородной целью - создать галерею так называемых фотообвинений. Фотограф предоставил вниманю зрителя фотосюжеты, которые вряд ли могли оставить равнодушным зрителя, среди них: разбитый унитаз, который белеет одиноко на опушке леса и в ту же тему - отслужившая свой срок газовая плита, упокоившаяся где-то на задворках и внесшая разнообразие в городской пейзаж; дама с собачкой, пытающаяся с домашним питомцем пробраться в свой подъезд, лавируя между плотно заставленной автотехникой; прохожий, запечатленный идущим по тротуару под душем брызг от пронесшегося по лужам автомобиля и другие фотосюжеты, которые можно расценивать как информацию к размышлению о причинах и следствиях существования явлений, не украшающих нашу действительность.
Фотообвинения на профессиональном уровне и на самые разнообразные темы - прерогатива фотожурналистики. Не вдаваясь в подробности и анализ этого вида фотографии, важно отметить, что наряду с фотографиями, рассчитанными на художественно-эстетическое восприятие, содержащими познавательный, документальный материал, существуют фотографии, которых объединяет общая цель - не столько обвинить, сколько донести до зрителя их назидательный характер. Самые, пожалуй, многочисленные на сегодняшний день фотографии - не обладающие, мягко говоря, глубоким эмоциональным воздействием и далеко не претендующие на шедевр. Тем не менее, такие фотографии часто устраивают не только их авторов, но и массового зрителя, имеющих современные понятия о культурных ценностях и уже привыкших к их повсеместной публикации. Неудивительно, что появляющиеся среди них интересные по сюжету и технически безукоризненно выполненные фотографии выглядят белой вороной и часто не оцениваются по достоинству. Выросшее на постсоветском пространстве поколение фотографов, шагая в ногу со временем, обновило облик фотографии, главным образом, за счет широкого использования ее коммуникативных способностей и новых технологий. Благо, сегодня нет недостатка в опубликованных материалах, которые приобщают читателя и зрителя к авангардным направлениям, новым формам и приемам в фотографии. Авторы в своих публикациях, не жалея красок, текстуально и визуально преподносят нам образцы творчества современных фотографов, в работах которых нередко можно увидеть больше следов компьютерной графики, чем традиционной фотографии. А может быть, традиционная фотография уже отжившее явление, не представляющее интереса на фоне новой действительности? Ведь публикаций, знакомящих читателя с мастерами классической фотографии и существующих большей частью в переводах, меньше. Впрочем, нет причин для беспокойства: фотография сегодня задействована не только во всевозможных медийных проектах, но и по-прежнему востребована в своих традиционных формах, находя в конечном счете свою аудиторию.
Читать