Андрей Безукладников

Афишные тумбы моей памяти

22.5.2020 18:59

Река Кама. 1984
Река Кама. 1984

Говорят, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Жил с этим паттерном в сознании. Однако теперь собираюсь его сломать. 

Я войду в эту реку метафорически.

Эврика пронзила, когда сегодня на Ютьюбе Гаража слушал лекцию Ирины Кулик о Пауле Клее. Сейчас расскажу. Но вначале опишу свою давнюю мечту о фотографировании сна. Уверен, что уже в ближайшее десятилетие появится подсоединяемое устройство, с помощью которого мы сможем фотографировать с высоким разрешением внутри своего сна. А там случаются невероятные по красоте и сложности сюжеты. Вот не знаю, но подозреваю, что в потоке создаваемых разными людьми «сонных» фотоснимков совсем не будет похожих. Например, сейчас многие научились снимать под Карте-Брессона или Диану Арбус, стиль которых легко считывается и воспроизводится. Но во сне все иначе, там «заповедник» индивидуальности, собственный стиль, неповторимый, как ДНК. И такие фотографические сафари станут возможны благодаря развитию цифровой фотографии.

А сегодня погружение в рассказ о творчестве Пауля Клее вызвало к жизни такую идею – путешествовать с свое прошлое. Ничего нового конечно. но это как посмотреть. На антресолях аккуратно сложено двадцать коробок с негативами. Это десять лет жизни с 1984 по 1994, когда был молод и не расставался с Никоном. Примерно 50 тысяч кадров. Из них известны может быть только 300-400.

И вот, Пауль Клее. Не знаю почему, какое слово лектора зажгло – стану снимать негативы на цифру. Не сканировать, а именно снимать макрообъективом. Верю в то, что серебро – вечно живой металл, а запечатленное на серебре изображение является живым воплощением того самого света, который отражался от реальности в момент съемки. Значит, наблюдая негатив через окуляр фотоаппарата я вернусь в ту самую реальность и вновь смогу её запечатлеть. Понимаю, похоже на бред. Но ответьте на простой вопрос, откуда художники черпают вдохновение? Конечно же из бреда, откуда же ещё? Не случайно среди синонимов «бреда» – иллюзия, фантазия, сон.

Комментариев: 10
Просмотров: 1123
Игорь Юнаковский  ( # )
Могу предложить свой вариант реконструкции сновидений. Там намешаны и плёнка, и цифра.
www.photounion.ru
Андрей Безукладников  ( #   )
Мои сновидения реалистичные, хотя реализм там c элементами сюра, типа, как на постановках Julie Blackmon
Игорь Юнаковский  ( #   )
Да, со снами у всех по-разному. Я редко что помню конкретно, кусками какими-то.
А в целом остаётся ощущение-впечатление: страх, эйфория, тревога и т.д.
ЗЫ У Джулии тоже интересно.
Геннадий Бут  ( # )
Не вижу бреда. Присутствует некая метафоричность высказывания и явно постмодернистская работа с архивом, хотя бы и "собственным". Возможная трудность - обьяснить суть проекта. Зрителю надо будет разъяснять ценность переснятого негатива.
Александр Курлович  ( # )
Конечно, вдохновение черпается из всего жизненного опыта. Маскировать его под бред вошло в моду у романтиков ))
Юлия Прокопенко  ( # )
Увы. Внутри головы - потемки, а сон - процесс, снять темный процесс можно только каким-нибудь резонансно-вычислительным методом. Хотите что-то вроде "Музыку я разъял, как труп"? Не лучше ли творить на светлую голову...
Андрей Безукладников  ( #   )
ну вот, я и описал метод для светлой головы – буду переплавлять картины природы из мира физического в мир идей.
Юлия Прокопенко  ( #   )
"Сначала я молчать хотела"
(АС Мао)

Андрей, если читать оба Ваших поста (про технику пересъемки и вот этот) как единый текст, получаются вот такие ключевые темы (жирный шрифт мой):

1. Так как до сих пор не смог полюбить цифру больше чем пленку,
2. Кайф цифровой печати в предсказуемости и управляемости.
3. там (во сне) случаются невероятные по красоте и сложности сюжеты.

Вы называете вопрос "откуда художники черпают вдохновение" простым. Это очень сложный вопрос, на эту тему есть очень серьезные научные статьи, ни одна из них не дает ответа. Когда ответа нет, полезно попутешествовать хотя бы умозрительно.
Спросите себя: как часто, вы беретесь за интересную книгу, смотрите интересный фильм или затеваете беседу с интересным человеком с мыслью: "как здорово! потом пойду спать, наверняка приснится что-то интересное". Не часто, правда? Чаще происходит наоборот, Вы хотите сообщить другим то, что Вам снится. Не означает ли это, что творческая интенция относится только к состоянию бодрствования?
Работа воображения в состоянии сна и бодрствования отличается тем, что во сне отключены (спят) некоторые логические механизмы, поэтому блоки памяти стыкуются с большей случайностью, то есть невероятностью. Именно поэтому во одном сне практически невозможно вернуться в одно и то же место одним и тем же путем, во сне персонажи часто исчезают или наполняются другим содержанием, как и сам "видящий".
Эмоциональное воздействие снов в большой степени объясняется их неуправляемостью и непредсказуемостью
А теперь подумайте, какова Ваша главная претензия к фотографии? То что в ней слишком много случайности, не правда ли? И не только при съемке, но и при проявке, печати, она все время норовит выйти из-под контроля. А результат всегда получается на стыке Ваших намерений и ее ответа.
Цифровая запись снижает степень случайности и избавляет Вас от необходимости взаимодействовать с материалом, не поэтому ли Вы не можете ее полюбить так же, как аналог?
У вдохновения очень много параметров, в том числе чисто физиологических, но возможно, борьба между желанием контроля и верой в чудо (нечто невероятное, с большой долей случайности), тоже имеет к этому некоторое отношение.


PS: планшетный сканер решает вопрос выгнутой пленки, ее можно придавливать обычным стеклом.
Андрей Безукладников  ( #   )
Вопрос-то прост, да ответ непрост:-) Юля, вот любите Вы всё разложить по полочкам. А вот как на самом деле: вначале я поразмышлял о технологии и написал об этом, после чего, через несколько дней, посмотрел лекцию про Клее и меня осенило, почему именно эту технологию, а не сканирование, я должен использовать для реализации идеи, посетившей меня в тот момент. Как единый текст эти посты лучше не читать.

А еще, если Вы заметили, я упоминаю в числе источников вдохновения так же и «фантазию», и мог бы при желании расширить список синонимов «бреда», тем более, что это слово давно вышло из под контроля психиатров и используется в разговорной речи для определения нелогичных явлений, ситуаций, поступков. По мнению собеседников, разумеется.

Для меня фотография интересна лишь процессом съемки, важнейшим аспектом которого считаю как раз случайность, непредсказуемость, но, я верю в то, что серебро – вечно живой металл и запечатленный в нём свет, отраженный от реальности, тот самый свет, так же вечно живой. Надеюсь, у меня получится вновь с ним соприкоснуться.

PS Обычное стекло не подойдет из-за колец Ньютона.
Игорь Юнаковский  ( # )
Ученье - свет, но и учёных - тьма.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Execution time 0.712364 sec