О красоте в фотографии.

9.7.2019 10:15

Тема красоты в фотографии очень обширна и вызывает много споров и обсуждений. В этой заметке я пробую систематизировать свои мысли по поводу красоты.

***

Первая мысль - фотография всегда украшает сюжет. Когда-то давно У. Генри Тальбот назвал придуманный им процесс - калотипия, образованный от греческих слов красота и отпечаток. Сегодня этот термин закрепился за одним из процессов получения изображений. Свойство украшать сюжет не исчезло, но подвергается эррозии под воздействием минимум двух тенденций.

Во первых - это переход к цветной фотографии. Монохромная фотография представляет собой определенный уровень абстракции и проявляет выразительные элементы изображения - взаимодействие форм, текстуры и узоры. Сегодня она практически вытеснена цветной и низведена до уровня одного из фильтров обработки изображения. Да и цвет в фотографии все больше движется по пути прогресса из области эстетического в область инженерно-правильного. Гармония цветов конкретных марок пленочной фотографии сегодня моделируется с помощью фильтров, а их широкое распространение демонстрирует тенденцию сопротивления прогрессу и желание “сделать красиво”.

Второй фактор эррозии - широкое распространение фотографии как средства коммуникации, визуальный взрыв и отравление зрителя изображениями. Зритель вырабатывает защиту от визуального шума, а фотографы изобретают стратегии прорыва через защитную оболочку. Сегодня можно наблюдать минимум две стратегии прорыва. Одна подразумевает визуальный крик - повышение контраста изображения, причем сегодня часто используются алгоритмы повышения контурной резкости с большими радиусами (HiRaLoAm), разрушающие первоначальную тональную структуру изображения. Другая стратегия наоборот предусматривает переход на визуальный шепот - осветление изображения и снижение контраста по сравнению с исходным изображением.

***

Вторая важная мысль о сущности фотографии. Строго говоря - фотография имеет дуальную природу, как и свет, которым она создается. С одной стороны она является слепком с реальности, которая располагалась перед объективом и отразила (или испустила) достаточно света чтобы быть запечатленной в кристаллах серебра или заряде полевых транзисторов. Фактически, по методу получения - это некая шкурка, снятая с реальности.

С другой стороны фотография - это сообщение, “высказывание, смысл которого должен быть “прочитан” зрителем” (А.Лапин). Сегодня представление об информационной сущности фотографии является общим местом для образованных фотографов, критиков, зрителей и остается не понятным для широкого круга. Во главу угла ставится объект, задокументированный с помощью фотокамеры или смартфона, суждение о красоте относится к объекту, формируется перечень объектов, красивых по определению и так далее.

Мастер может говорить: “Нет никаких критериев красоты, красивым может оказаться всё что угодно, а красоту можно найти в самых неприглядных вещах.” (М.Пауэр) А недостаточно культурный фотограф указывать на неправильность частей речи или неясный характер собственных представлений о прекрасном.

Критерий творчества также не очень проясняет дуальную сущность фотографии. Можно заниматься творчеством в области химических процессов получения изображения - как это делали пионеры фотографии популяризуя каллотипию или дагеротипию. Можно заниматься творчеством в области вычислительных процессов преобразования заряда полевых транзисторов в видимое изображение - здесь уместно вспомнить например Raw Photo Processor. Однако большая часть энтузиастов фотографии использует готовые процессы и творит в области содержания. А тут уместно помнить, что для фотографа важно сказать что-то, а не показать что-то.

***

Творческим методом фотографии является отбор. Сначала фотограф внимательно наблюдает за окружающей его реальностью (или выстраивает реальность из имеющихся актеров и реквизита). В этот момент что-то может привлечь его внимание и он может выдумать (визуализировать) конечный образ отпечатка. Потом он долго или быстро выстраивает будущую композицию фотографии - меняет точку зрения и фотосъемки, включает или выводит что-то за границы кадра, определяет положение и глубину резкости, выбирает длительность выдержки и момент для спуска затвора . Все это - кадр, точка съемки, фокус и время - изобразительные инструменты фотографии. С их помощью фотограф создает конкретное высказывание. Но суть высказывания - фиксация отобранного момента реальности в заряде серебра или кремния.

Потом фотографии проявляются в бачке или программе обработки сырых фотографий и начинается еще одна стадия отбора. Здесь уже нельзя изменить просчеты первого этапа. Можно только отбросить неудачное, плохо сформулированное высказывание, или использовать хорошее. Результат - одиночное визуальное предложение или набор, серия визуальных предложений.

Потом все это попадает в огромную кучу визуальной информации в интернете и зритель начинает свой отбор. Сначала он просматривает все подряд - и его внимание привлекает что-то. Потом он начинает это рассматривать и может счесть это красивым. Точно такой же многостадийный отбор на основе оценки и обработки визуальной информации.

***

Процесс вынесения человеком суждения о красоте чего-то является многостадийным отбором в основе которого лежат определенные психические процессы. Сегодня я считаю, что критерии красоты - это не осознаваемые в явном виде наборы предпочтительных генетических мутаций и поведенческих установок, отобранные в ходе эволюции. Носитель определенных генов, склонный к определенному поведению, выжил в ходе естественного отбора и дал потомство - значит его гены и поведение достойны тиражирования.

Здесь можно привести много различных, порой парадоксальных примеров. Например круглые бедра говорят лицу противоположного пола о том, что их носитель обладает широким тазом и может родить естественным путем потомство с большим размером черепа, что в общем то хорошо для эволюционного отбора более умных особей. Толстый человек сегодня говорит своим видом о том, что он не обладает достаточной силой воли для того, чтобы ограничивать свое потребление продуктов питания и вероятно имеет потенциальные или реальные проблемы со здоровьем. А еще 70 лет назад он говорил своим видом о том, что не голодает и достаточно хорошо питается.

В пейзаже, одинокое дерево (лучше всего дуб) посреди равнины - удобное место для размещения наблюдателя для поиска объектов охоты или предупреждения о приближении врагов. Дуб отличается толстыми ветвями - по нему удобно и безопасно лазать — вспоминать отложившиеся глубоко навыки далеких предков. Кто из мальчишек в детстве не лазал по деревьям? Вообще тема поиска причины привлечения внимания является очень интересным опытом наблюдения за самим собой и познания самого себя. Очень любопытно порой поломать голову или получить быстрый отклик “подсознания” о причинах привлекательности того или иного сюжета.

Выше по тексту я достаточно свободно использовал характеристики привлекательный, интересный, красивый. Я думаю, что в сознании человека они упорядочены в виде оценок/суждений, вложенных друг в друга как матрешки. Нечто может быть привлекательным, но не интересным, или привлекательным, интересным, но не красивым. Человек в процессе вынесения суждения о красоте проходит несколько стадий - привлечения внимания и оценки привлекательности, оценки интересности (новизны) объекта или высказывания, оценки красоты объекта или высказывания.

***

Интересность фотографии, а по сути новизна сообщаемой в ней информации, еще один сложный для понимания момент. Зритель должен прочитать визуальное высказывание и понять его смысл. А это порождает два противоречащих друг другу требования. С одной стороны - новое визуальное высказывание должно быть достаточно похожим на сложившуюся культурную традицию визуальных высказываний. Зритель должен понять - что перед ним и интерпретировать это до какой-то степени. Отсюда возникает необходимость изучать накопленное культурное наследие, традиции своего жанра и изобразительного материала.

Но изучение культурного наследия как правило осуществляется путем копирования или повторения. Процесс обучения сегодня в основном построен вокруг повторения однотипных действий, решения задач, которые должны принести определенный результат. Это хорошо для отрабатывания ремесленных навыков. Заказчик может быть уверен, что хороший ремесленник сделает понятный и соответствующий определенным критериям результат. В результате тиражируются определенные клише, имитация фотографий А.Адамса или А.К.Брессона клубами десятков тысяч фотокамер.

Творчество - это всегда про создание нового, того чего не было раньше, или успело забыться. Интересное (визуальное) сообщение должно быть не похожим на предыдущую традицию, обогащать ее чем-то новым, привносить что-то неожиданное в сложившуюся традицию.

***

Здесь уместно сделать еще одно отступление касательно фотографии. Сегодня фотография представляет собой совокупность как минимум двух противоречивых сущностей - самого изображения, комбинации серых или цветных пятен на плоскости, и своего названия - набора одного или нескольких слов. Если мы считаем что интересная фотография несет что-то новое, то она должна нести новое каждым из своих элементов. Хорошей практикой является указание объекта или места, где сделана фотография. Не “Авторитеты”, и не “Первый дождь в мае”, а “Leuven, Belgium” или “Ст-Петербург, Английская набережная”, или “Серебряно-Виноградный пруд, Измайлово, Москва.” Я сам пока редко и плохо следовал этому правилу. Надеюсь, осознание поможет исправиться.

***

Есть ли нечто общее у всех красивых фотографий? Говорят ли они о разном, или об одном и том же разными словами? Сегодня мне представляется что нечто общее существует. Фотография это искусство формы, расположенной на плоскости. На плоскости могут быть случайным образом расположены какие-то пятна, или же эти пятна могут образовывать какую-то структуру, быть упорядочены тем или иным образом.

Человеку вообще свойственно восхищаться упорядоченностью или плодить ее, наводить порядок. В парке, оставшемся от загородной дворянской усадьбы поэта может привлекать тенистая аллея, особенно если деревья вдруг растут по краям насыпи, образовывающей пруд. При этом редко осознается, что и сам пруд вместе с образовавшей его запрудой и высаженными по краю или гребню деревьями есть результат деятельности человека. Когда то давно предки запрудили реку, потом другие предки высадили молодые саженцы, это все выросло и вот сегодня поэт может гулять, наслаждаться прекрасной природой и вдохновляться.

Представляется, что красота как раз и является выражением определенной упорядоченности хаотического мира, индикатором наличия смысла и структуры, как раз и составляющей основу эволюционирующей жизни. “Почему Форма красива? Потому, я думаю, что она помогает преодолеть нам самый сильный страх, предположение о том, что жизнь является хаосом, а потому наши страдания не имеют смысла.” (Р.Адамс, Красота в Фотографии)


Литература:
1. А.Лапин “Фотография как”
2. М.Пауэр «Нет никаких критериев красоты, красивым может оказаться всё что угодно»
3. R.Adams Beauty in Photograph

Комментариев: 11
Просмотров: 317
Сергей Петров  ( # )
всё это хорошо написано. и вызывает уважение (без иронии) этот Труд.

и ни разу не упомянут фотошоп или процессор.

вот только не очень достаточно подчёркнуто, что цифрография - не фотография.

всё сказанное может относиться - впрочем - и к цифре.

но стоило бы лишний раз подчеркнуть различия.
Genn Booth  ( #   )
Спасибо. Мне будет интересно почитать ваши мысли о фотографии в связи с наличием доказательной базы. А я буду задавать вопросы, с вашего позволения.
Сергей Петров  ( #   )
нисколько нет..

не буду утруждать публику столь искуссными суждениями о Сути изображений как о некотором искусстве или же не искусстве.

мне больше интересен вопрос: как связана современная цифрография с фотографией.

(мои предположения: что - в основном - из коммерческого повода. вот даже делают цифрокамеры под ретро. и покупают! по бешеной цене покупают).

но после такого достойного маркетинга таки стОит задуматься:

вы имеете цифрофайл, но не имеете отпечатка света непосредственно на носителе, куда - вы собственно - и проецировали свет.

или же другой случай (который действительно является Фотографией или не чем-то либо иным):

хлобысь отпечаток на светочувствительную эмульсию!

можно держать в руках даже непроявленым. там всё равно остаётся отпечаток света.

а что в цифро-матрице ?? тысячи раз за день стирается.

никакого тебе артефакта
Андрей Безукладников  ( # )
Несколько раз ходил в МДФ на это смотреть. По-моему, это очень красиво.



marcquinn.com
Сергей Петров  ( #   )
Андрей, тут искали не "по-моему". в параллельной теме искали ОБЩИЕ признаки:

что такое - красота.

и даже "красота" не только в фотографии а Красота-Ваще.

тут я выскажу Крамольную Мысль:

красота - это то, что лучше продаётся, чем не\красота. например: если "чёрный квадрат" или "мону лизу" нарисовать было бы менее красиво, то эти Произведения продавались (не только ценились! а именно реально продавались) по гораздо меньшей цене.
Genn Booth  ( #   )
Андрей, помнится ваше высказывание о том, что фотография еды это графоманство. Как "графоманство еды" сочетается с красотой еды?
Андрей Безукладников  ( #   )
Сырое мясо – это ещё не еда:-) В данном случае – это живопись огромного размера. Понятно, что срисовано с фото. Но сделано так, что хочется смотреть. Гипнотизирует. Не помню контекст моего высказывания, скорее всего это было сказано в контексте "Food porn". Но есть и другая фотография еды, например Laura Letinsky



lauraletinsky.com
Сергей Петров  ( #   )
вот, Геннадий, мы со товарищи искали Критерии Красоты.

а таперича мы видим тут эманацию этой красотищи
Виктор Короткий  ( # )
Понятие красоты в фотографии следует рассматривать неотрывно от понятия интереса. Оба понятия по сути субъективны и не всегда живут рядом: интересная фотография не обязательно должна быть красивой и - наоборот. Красивая фотография, как правило, не способна остановить на себе такой длительный взор зрителя, вызвать у него комплекс ощущений и привести к размышлению, как интересная, содержательная фотография. Поэтому большая часть серьезных фотографов стремится к тому, чтобы их фотографии были прежде всего интересны, по крайней мере, по убеждению авторов.
Богдан Попов  ( #   )
По мнению Канта, эстетическим суждениям характерны четыре основные особенности:

1. Незаинтересованность. Это чистое любование, недоступное интересам разума и чувств.

2. Всеобщность. Чтобы прочувствовать прекрасное, не нужны понятия, оно и так нравится всем.

3. Целесообразность. Мы не знаем цели, но чувствуем, что она есть: целесообразность воспринимается без представлении о цели.

4. Необходимость и общезначимость. Прекрасное необходимо всем.
Игорь Юнаковский  ( #   )
Вот-вот, старик, как всегда, был прав. "Интерес", кмк, - это вообще не отсюда.
Это свойство не объекта, а субъекта. Красоте наплевать нравится она Васе Пупкину или нет.
Это Васины проблемы.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
ИЮНЬ 2019  ИЮЛЬ 2019  АВГУСТ 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
8191011121314
215161718192021
22232425262728
293031    


Execution time 0.055514 sec