Про цвет в фотографии

25.4.2019 11:39

Даже учитывая длительную историю развития, цветная фотография пока еще находится на стадии проб и ошибок. Есть несколько причин для такого положения вещей.

1. Неправильная цель цифрового развития. Цветная цифровая фотография развивалась долгое время исходя из ложной цели развития. Долгое время область машинного зрения была одной из составных частей исследований искусственного интеллекта. Ученые поставили задачу имитировать механизм восприятия цвета человеком с его трех-канальной сетчаткой и создали в 1931 году стандартную модель CIE XYZ. В результате была придумана адитивная модель (цвет добавляется к черному), трех-канальная RGGB матрица для захвата цветного изображения и различные формулы и алгоритмы для восстановления многоцветной картинки из трех цветов. Качество цветопередачи измеряется по ошибке воспроизведения шаблона - отклонению рассчитанных координат цвета от фактических. 


Проблема состоит в том, что в изображении вообще, и фотографии в частности имеет значение не точность цветопередачи, а эмоциональный отклик человека на предъявленный стимул, соответствие получаемого при просмотре и задуманного эмоционального отклика. Фотографа корректнее уподобить режиссеру переживаний, а не точному фиксатору реальности.

2. Отсутствие преемственности уроков пленочного развития. Долгое время цветная фотография развивалась в области пленочных технологий. У пленочной цветной фотографии есть одно базовое отличие - субтрактивная модель получения цвета путем вычитания краски из белого листа. Все слои и маски взаимодействуют друг с другом почти как А так работали долгое время все мастера цветопередачи - живописцы, печатники, мастера витражей и их опыт использовался при разработке пленок. Собственно этот опыт до сих пор передается в ходе обучения живописи.

Еще одна особенность пленочной цветопередачи состоит в соответствии требованиям домашней культуры. Известны отличия в цветопередаче пленок американских, европейских и японских производителей, и они определяются культурными особенностями и системой ценностей основного рынка сбыта того или иного производителя. 
При переходе к цифровому цветовоспроизведению азиатские производители на какое-то время вытеснили другие культуры. Сейчас на рынке есть небольшая доля европейских производителей (PhaseOne, Leica), но американцев пока еще нет.

Наследием пленочной культуры пользуется всего один производитель - Fuji, а в остальном доминирует инженерный подход. 
Наличие большого разрыва между целями инженеров и фотографов привело к возникновению своеобразных мостиков - профилей, имитирующих ту или иную пленку. Производителей пакетов профилей много - что свидетельствует о наличии неудовлетворенности результатом и возможной системной ошибки.

3. Отсутствие адекватных инструментов для коррекции. В цифровой цветной фотографии сегодня по прежнему активно используется адитивная модель, выражающаяся в измерении значений и представлении гистограмм яркости трех каналов. Соответственно и управление построено на изменении соотношений яркостей этих каналов. Книги Д.Маргулиса изучали многие.


Между тем, в изобразительной культуре со времен И.В.Гете существует понятие цветового круга и зафиксировано примерное соответствие между цветом и вызываемой им эмоцией. Существуют понятия гармоничных сочетаний цветов на основе соотношения их тонов. Существует модель коррекции HSV (тон, насыщенность, светлота). Есть даже отдельные инструменты для цветовой коррекции - на основе этой модели - в составе всех основных пакетов проявки цифровых негативов и коррекции изображений. А вот адекватных средств измерения (гистограммы цветового круга, и др.) — пока нет. 
Кроме средств измерений еще нужна культура работы с цветом. Существует, и в переводе на русский, довольно большой корпус литературы о цвете, но его еще надо прочесть и наработать практический опыт применения. А еще и с эмоциональным интеллектом надо разобраться и прокачать его.

Вот и получается, что проще перебрать несколько десятков/сотен пресетов/фильтров - нежели выработать навык осознанной цветокоррекции цифровой фотографии. А кто-то не выдерживает столкновения с необходимостью освоения большого объема знаний и навыков, и голосует кошельком в пользу пленочной камеры. ))

Комментариев: 2
Просмотров: 371
Дмитрий Егоров  ( # )
Фотошоп+RAW+нормальный монитор решают большинство проблем с цветом. ИМХО. Все страшилки про цвет были актуальны в плёночные времена, когда цвет зависул от каприза оператора, свежести реактивов и сохранности плёнки. вот там можно было получить всё что угодно. А сейчас всё вроде под контролем.
Genn Booth  ( #   )
Спасибо за замечание. Оно относится в большей степени к внешнему фактографическому представлению. Мой текст про осознанное формирование эмоционального сообщения.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
ИЮЛЬ 2019  АВГУСТ 2019  СЕНТЯБРЬ 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   12134
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 


Execution time 0.035598 sec