Алексей Потёмкин

6.93

Фотография и антифотография

16.11.2002 15:25

Бесконечные споры "пленка-цифра", "шоп-нешоп", "фотография-искусство"-- все это споры об одном: "фоторгафия-антифотография".

Фотография - уникальное искусство. Уникально оно тем, что искусством не является. На первый взгляд, это бред. В фотографии живет авторский "взгляд", стиль и душа. В фоторгафии работают все известные законы перспективы, композиции, цветоведения, и весь опыт живописи, графики, дизайна может быть переосмыслен и применен в фотографии. И кажется, что фото - только один из видов визуального искусства.

Но есть одно небольшое, но коренное отличие фотографии от всех прочих визуальных искусств. И состоит оно в том, что это единственное визуальное искусство, полностью стоящее на случайности. Фотография - это портрет случая, портрет неуловимого перехода между "до" и "после". Кажется, что ближе всего к фотографии стоит театр: и там, и там жизнь произведения основывается на сочетании воздушных случайностей, аберраций, необратимостей.

Все визуальные искусства перемещают время. Художник, рисующий кистью, может в любой момент востановить предыдущее состояние - вернуть улыбку заплакавшему ребенку, добавить свет от зашедшего солна, -- или приблизить будущее, спрогнозировав и создав его.

Фотография только останавливает время, и делает это честно - и случайно. Никакая скорость срабатывания затвора не устранит этот момент случайности, не сделает его предсказуемым. И ничто уже не в силах изменить этот момент - никогда больше тени от листьев не лягут так, как сейчас, никогда не повторится такая улыбка, и никогда больше не покатится этот мяч по этой улице так, как в этот случайный миг.

Всё, что изменяет такое положение вещей - убивает фотографию.

Способ получения изображения не имеет знаения, и способ обработки не имеет значения - важен лишь этот принципиальный момент отношения художника со временем. Фотографическая основа ничего не значит: если мы подменяем неуловимость случайности заданностью "авторского замысла" или фальшивой картинкой, никогда не существовавшей в природе -- мы уничтожаем главное, что было на снимке: тогда зачем нам нужен был сам снимок? Только потому, что _так_ работать проще, чем создавать новую реальность с чистого холста? Только потому, что мы не умеем другого?

Все движение фотографии - постепенный, незаметный дрейф в сторону смерти. Слишком много жанров, использующих фотографические средства изобразительности, убивают фотографию как искусство случайного. Это не хорошо и не плохо, но это так, и это грустно.

Чего хотим мы?

Комментариев: 18
Просмотров: 12518
Хулиганствующий элементъ  ( # )
Две цитаты:
"Сквозь разрывы текущего времени ты видишь вечность,
как сквозь разрывы в тучах - синее небо."
(Д. Таками. Неподвижное дерево)

"Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас."
(Послание к Галатам 4:10-11)

Так о чём мы говорим? О времени? Хм.. :-)
Алексей Потёмкин  ( #   )
В ответ на...
===========================
"Сквозь разрывы текущего времени ты видишь вечность
===========================


фотография - тот самый "разрыв во времени", сквозь который видгна вечность. Очень обидно, когда этот разрыв замуровывается...

Да, о времени. О чем ещё?
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Мне кажется, что этот разрыв времени (существование которого даже доказано наукой), ничем не "замуруешь". :-))

Что же касается времени, дело в том, что пока нет определения этого понятия, так как все попытки определения этого понятия столкнулись с противоречиями между собой и внутри себя. Поэтому я и привёл вторую цитату.. Я не могу разговаривать о природе того, чего не знаю. :-))
Михаил Чепкий  ( #   )
Время наверное то, что мы о нём думаем. А чем мы ещё можем выразить визуальную составляющую времени >< или наших визуальных впечатлений о нём как не фотографией.
alpauk  ( # )
Так, я наконец читаю что-то здравое, или глаза мои обманывают меня?:-)
Alexey Tikhonov  ( #   )
:) не без натяжек конечно:) Но посыл мне нравится
Алексей Потёмкин  ( # )
Очень рекомендую как ссылку по теме.

ДОГМА-95
www.qub.com

ДОГМА-99
nin.rpg.ru
Вадим Раскладушкин  ( # )
прочитал с огромным удовольствием
Сергей Вараксин  ( # )
Всё, что изменяет такое положение вещей - убивает фотографию.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Положение вещей изменяет взгляд на вещи. Взгляд на вещи изменяет положение вещей. Чаще меняйте положения. Учитесь стрелять с бедра. Убивайте фотографию. "Фотография только останавливает время". Время - вперёд! :)))
Лена Сергеева  ( # )
Здесь можно говорить скорее о художнике - копировальщике. Бездарный актер способен сыграть одинаково одну и ту же роль, настоящий - никогда. Есть эмоциональное состояние, которые на каждый момент жизни особенно и неповторимо, и именно оно становится отправной точкой при воплощении любой творческой идеи.
В фотографии элемент случайности, конечно, гораздо более велик чем где-либо еще, но это исключительно благодаря специфичности создания фотоизображения.
Алексей Потёмкин  ( #   )
Нет, нет и нет!!!!

Если я правильно понял. Невмешательство не есть копирование. Если автор "художник", то его индивидуальность проявляется через его взаимодействие с реальностью. И в этом смысле случайности нет: "случайный" момент есть результат душевной работы. Огромной. Все мы видим разную действительность, и "случаи" выбираем разные. Копировальщик и в чистой фотографии наплодит одинаковых работ.

Отсюда и параллель с театром. Да, Вы правы. Но между фотографом и актером в театре есть и ещё одно сходство: сделанное НЕВОЗМОЖНО изменить. Сказанное слово - сделанный снимок - состоялись раз и навсегда. Актер не может сказать - "ой, простите, я алохо произнес реплику: сейчас я уйду за кулисы, вернусь и повторю сначала" Так же и настоящий фотограф - не может разрушить живую ткань состоявшегося снимка. Потому что она ЖИВАЯ.

Это не принижение "чистого искусства" - ни в коенм разе!!! Это - только попытка определить разницу. ТОЛЬКО ЭТО.

Кратко: предметом ФОТОГРАФИИ _не может быть_ _ТОЛЬКО_ личность Автора. Но только Личность Автора, выраженная через отношения Автора с окружающий миром и временем. Для чистого самовыражения больше подходят другие виды искусства, но к фотографии они уже не имеют отношения - даже есть имеют в основе фотографический способ получения изображения.
Лена Сергеева  ( #   )
То есть чистая фотография - это фотография которую напечатали бы, скажем, в минилабе, где вмешательство человека, и, Боже упаси, Автора, сведено к минимуму?
Существует множество способов преобразовывать изображение, полученное на негативе сообразно своему видению, как цифровых, так и традиционных. Не изменять, преобразовывать! Есть авторы, которые получают желаемое в тот момент, когда срабатывает затвор, есть те, кто делает фотографию в результате множества проб и экспериметов при печати. В любом случае фотоизображение, каким бы трансформациям оно не подвергалось, никогда не может нести в себе печать только личности Автора, так как в основе своей документально.
Алексей Потёмкин  ( #   )
Боже, конечно же НЕТ. Но и не то, о чем говорите Вы.

Чем различается "изменение" и "преобразование"? Т.е. я понимаю разницу этих понятий, но в данном контексте они равноценны. Фотография - не то и не другое, но ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Если манипуляции с фотоизображением подчеркивают ту случайность, которая заложена в кадре - это одна история; если "преобразуют" изображение, изменяя его суть и смысл, привнося новые смыслы и сути, преобразуя всю визуальную часть - иногда до антипода исходника - это уже не фотография, независимо от способа получения оригинала. В этом смысле, например, этюды импрессионистов или карандашные наброски Микельанджело - более фотография.

Ещё раз: в моих высказываниях нет оценки. Это не хорошо и не плохо. Это попытка классификации :)))
Nakhapetov Alex  ( #   )
Хорошо. Есть механические камеры, есть быстродействующие сложнейшие электронные (пленочные) - в чем будет разница при получении конечного результата - слайда или негатива? Как инструмент существуют цифровые аппараты. В чем разница по результату, если визуально мы оцениваем отпечаток или файл на экране? Печать ручная, в минилабе (простейшем автомате или цифровой машине), на маленьком принтере или широкоформатном плоттере - в чем разница? Ограничить использование Фотошопа зачисткой пыли и царапин или дать волю творческой фантазии?
У нас в Фотоцентре "Яркий Мир" такие разговоры идут постоянно . Ну нельзя говорить, что вот это - однозначно хорошо, а вот этор - отстой полнейший. Кто хает цифру - чаще всего либо отстает от прогресса и не понимает, зачем вообще нужны компьютеры и Интернет, либо не в состоянии изыскать деньги и рассуждают о том, чего не знают. Кто яростно защищает цифру обычно ни малейшего понятия не имеют об особенностях получения изображений на пленках (может лень...)
Да елки-палки! Что столько перетирать! Это РАЗЛИЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ для получения неподвижных изображений, если они человеку доступны, он их спокойно использует и радуется (или деньги зарабатывает), если у человека кроме мертвого Зенита ничего нет - тут начинается... Снимать можно всем, и если это делать осознанно, то результаты на разном оборудовании будут очень близкими, что снимать Зорким, что Canonом 1V. Конечно, всего не купить, и ты просто ЗАВИДУЕШЬ тому, что ты парился-пробовал-менял ракурсы-печатал в минилабе-не печатал в минилабе- обрабатывал-не обрабатывал..., а человек с другим, более подходящим оборудованием подошел и снял. Как уже неоднократно здесь говорилось, никого не интересует, сколько трудов стоило каждому сделать тот или иной вариант, важно - что мы видим на выходе.
Два слова о печати. Минилаб - не минилаб. Разница в настройках разных аппаратов огромна, причем на современных машинах она касается в первую очередь не пленочных каналов (предустановки по маскам), а величины коррекции по ступеням, а также степенью пофигизма персонала. Трудности начинаются на больших форматах, обычно лаборатории печатают 25*38 или 30*45 см. А если надо больше? Обычно в этом месте надо закатить глаза и со стоном порассуждать о ручной печати... Ни фига! При рпазгоне узкого негатива Фуджи Пресс 400 или 800 ( а это далеко не самые крупнозернистые :-) пленки, кто пробовал - знает, особенно с коррекцией =0,5 в плюс) до размера 60*90 или 100*150 см о ручной печати лучше не вспоминать! Зачем, если можно отсканировать кадр с дроблением зерна на, скажем, Никоне 8000, и спокойно печатать откорректированный кадр без пыли, волос и царапин на каком-нибудь Эпсоне с шириной рулона 100 см? Притом многократно - Ваш подготовленный файл от раза к разу не страдает?

Товарищи! Марксизм - не догма, пользуйтесь всем, что попадется под руку, снимайте всем, что щелкает, запоминает, греется, самонаводится или не самонаводится, обрабатывайте на всем, что только может что-то обрабатывать, печатайте в ванной и в минилабе, но только ДАЙТЕ МИРУ КРАСИВЫЕ И ЗАХВАТЫВАЮЩИЕ КАРТИНКИ И НАСТРОЕНИЯ!!!!!
Ура! :-)
Алексей Потёмкин  ( #   )
Ну сколько можно. Причем тут цифра и кэнон 1-в?!!!! при чем тут способ печати????? речь идет только и исключительно об отношения Автора и Окружающей Действительности. Об исходном посыле творчества. А тогда нет разницы, каким способом реализуется этот посыл:. Повторюсь, этюд Мане я скорее отнесу к фотографии, чем многие изображения на фотографической основе!!! - и ещё раз повторюсь: это не оценка "хорошо-плохо", при чем тут?? никакого ратования за чистоту рядов. Но давайте же понимать, что мы делаем? да?
Nakhapetov Alex  ( #   )
Во-первых обсуждение может отклоняться от заданной темы - я просто прочитал все с самого начала, посмотрите заглавный пост. А вот отношения Автора и Окружающей Действительности... Как и в любви - если ты начал ДУМАТЬ, любишь ее или нет - собирайся и иди с Богом, это не любовь. Вы здесь очень правильно и аргументированно (это без сарказма!) говорите о тончайшем Интимно-Моментальном Состоянии человека, что наводит на мысль, что кому-то просто нечем заняться в данный момент времени. Действуя по науке очень часто получаешь плоскогрудый-плоскостопый результат на фотографии, наоборот, снимая на лету, на интуиции, рождаются шедевры. Попробуйте оспорить! :-) (мне СЕЙЧАС нечем заняться, давайте словоблудить!)
Алексей Потёмкин  ( #   )
мне как раз ЕСТЬ чем заняться СЕЙЧАС :) Но я скажу.

отклоняться можно, но зачем уводить опять разговор в протухшее болото "пленка-цифра". Абыдна, да :))

Оспаривать нечего - утверждение бесспорное по той простой причине, что оно ничего не утверждает. Можно по науке получить тоску, а случайно шедевр, а можно и наоборот. Бесспорно до банальности :)))
Nakhapetov Alex  ( #   )
Тогда в чем смысл обнаружить связь Автора и Окружающей Действительности? Все то же болото, вид сбоку. Яйцо и курица. Спор до хрипоты. Та же банальность... Извините, часы отдыха закончились:-)
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Execution time 0.107998 sec