«Фотобазар с Артёмом Шульгой». II вып. – Андрей Безукладников

18.8.2012 02:16

«Фотобазар с Артёмом Шульгой» – зона свободы от предрассудков, частные мнения с плавным переходом на личности.
В рамках интервью я буду задавать 10,5+ вопросов в режиме «live message», как я его называю. Что означает диалог в режиме вопрос-ответ.
Ограничений по времени нет, всё в режиме тёплой кухонной встречи без занудства.
Вопросы будут касаться как проф. аспектов деятельности подопытного, так и изнанки жизни. [Например: у каких ящериц отрастает хвост? – прим. ред.]
Интервьюер [Я – прим. ред.] может иметь свою точку зрения, отличную от подопытного, посему возможны мелкие разногласия и споры, тем не менее, довольно редко доходящие до мордобоя.
Интервьюер обязуется не мухлевать и не подтасовывать колоду.
Интервьюируемый [подопытный – прим. ред.] же, в свою очередь, обязуется выкладывать на стол правду-матку с потрохами и не блефовать с невозмутимым лицом. [Которое, надо полагать, мы не видим – прим. ред.]

Из досье интервьюера.
В Википедии про меня написано примерно следующее:
«Страница с запрашиваемой вами информацией не найдена.»
Как любит поговаривать, посасывая бублик с чаем А. Шульгенгауэр:
«Падлюка, засранец и правдолюб. Всё это умещается в нём, а если потрясти, то и немного больше.»
Что ж, остаётся только согласиться..
---

N.B. Просьба к уважаемому сообществу ничего не комментировать во время проведения интервью, по окончании вам будет дано слово.
Иные Фотобазары вы, с чувством полного достоинства, вправе найти по метке «фотобазар» [логично, правда? Самому нравится! – прим. ред.], боязливо расположившейся в правом верхнем углу.
---

Итак! В Одессе похолодало. Осень – время хандрящих неврастеников и поэтов тихонько наступает на шершавые пятки августа. Одесское время 01:16 и мы начинаем!
Сегодня у нас в гостях [или мы у него – прим. ред.]человек невозмутимо собравший под своим крылом профессиональных фотографов и фотоаматоров [и, надо заметить, при этом не пострадавший ни духовно, ни телесно – прим. ред.], человек каждый день ранящий свою возвышенную душу о скалы демократического общества, человек чья скитальческая фамилия может быть смело написана с окончанием -off на иностранном языке, основатель и один из предводителей дворянства [вычеркнуть – прим. ред.] крупнейшего в рунете фотографического общества с говорящим на братском языке названием: Photographer.ru – Андрей Безукладников!

Отступление.
И что бы вы могли думать?!? Не успел выйти пилотный выпуск Фотобазара, как редакцию стали заваливать ослепительными предложениями спонсорства!
Поступило не только предложение от бабы Глаши из молочного корпуса на Привозе, но и от самого административного ресурса рынка!
После совещания совета директоров, музицирования, употребления внутрь организма 2-х больших чашек вкусного чая и детального анализа круга заинтересованных лиц редакция выбрала сильнейшего на нелёгком поприще расставания с финансовыми ресурсами. Несмотря ни на что спонсорами стали:
«Конфеты офигенные иностранного производства!»..
«Конфеты офигенные иностранного производства!» – нам доверяют ваши зубы, доверьтесь и вы!
Окончание отступления.

Поздоровкаемся же, наконец, с дорогим гостем:
Хеллоу, Андрей!


Я только что вышел из душа. И теперь, с чистым телом и воспрявшим духом, могу задать первый вопрос:

Господи! Начать с чего не знаю! Зубы разбегаются во рту от избытка невыговоренности в организме!
В каком возрасте вы поняли что хотите стать фотографом, а не космонавтом? Было ли это спонтанным решением?

Комментариев: 53
Просмотров: 2986
Андрей Безукладников  ( # )
Привет, Артем! Здравствуйте, дорогие читатели!

Если честно, то я уже было нацелился поспать. Поэтому на вопрос отвечу коротко.

Помешательство произошло в 22 года, хотя фотографом (в профессиональном смысле этого слова) я стал гораздо раньше, поступив сразу после школы в УПК №1 города Перми. Там готовили работников службы быта, в том числе и фотографов. На самом деле, я не собирался углубляться в эту профессию, а намеревался стать ботаником (настоящим). Однако на МГУ у меня не хватало бонусов и я рассчитывал заработать их в армии. Но из-за природной хилости у меня случилась отсрочка от службы и нужно было где-то перекантоваться пару лет. Я решил, что профессия фотографа и в жизни, и в ботанике очень даже пригодится. И пригодилась даже раньше, чем я думал:-) В армии, благодаря диплому фотографа, меня назначили фотокорреспондентом полковой газеты, где я отслужил два года, мечтая о биофаке МГУ.

Итак, ответ на вопрос. В 22 года (1981). Решение было спонтанным.
Артём Шульга  ( # )
Ботаника это хорошо! Укрепляя юный дух, она способствует изучению роста мировой растительности!

Хочется подробнее остановится на этапе становления одного из главных, не побоюсь этого слова, движителей фотографии в русскоязычной среде.
Вы состоялись как профессионал в интересное время и в интересном возрасте. Когда обязательно любимой страны, колыбели пролетарских народов с серпом под сердцем и молотом за пазухой, скоро не станет. Но об этом ещё решительно никто не знает..
Какова была творческая обстановка на местах?
Вскоре вы переехали в Москву. Наверняка вы ощутили большую разницу в сравнении с родным городом. Вот хотелось бы услышать о первых острых впечатлениях и последовавшего за ними послевкусия.
Андрей Безукладников  ( #   )
Прежде чем ответить на заданные вопросы, вкратце расскажу, почему стал фотографом.

Говорят, человек меняется мгновенно, однако подсознательная подготовка к этому изменению может происходить очень долго, часто годами, чтобы в какой-то момент, благодаря случайному стечению обстоятельств вдруг выстрелить «эврикой», и – перед нами другой человек.

Несмотря на должность фотокора армейской газеты, в мечтах я оставался ботаником, а в сознании - фотографом службы быта. Слово «творчество» не вызывало в моей душе никакого отклика. Камертоном к изменению послужило знакомство. Незадолго до дембеля, мне на замену прислали паренька, который тоже имел профессию фотографа. Правда, в отличие от моей, его профессия была творческой – он окончил институт культуры. Его портфолио произвело на меня очень сильное впечатление и повлияло на скорую переоценку ценностей – бытовая фотография перестала для меня существовать буквально в тот же день, зато в моей жизни появилась фотография творческая.

Теперь ответы.

Вернувшись в Пермь, я первым делом разыскал пермский фотоклуб. Фотоклубы, финансируемые государством, в те времена были в каждом городе страны. Наш фотоклуб располагался в подвале областного центра народного творчества. Сырость и запах плесени не мешали нам встречаться там по средам и засиживаться за разговорами до поздней ночи. Мы показывали друг другу свои фотографии, обменивались слухами, смотрели иностранные журналы и книги, которые правдами и неправдами добывались коллегами, обсуждали увиденное. Важным событием в жизни клуба была ежегодная отчетная фотовыставка, устраиваемая в центральном выставочном зале города. Кроме этого наиболее активные фотоклубы страны проводили всесоюзные и международные фестивали, многие из которых я посетил. Рига, Шауляй, Запорожье, Свердловск, Челябинск, Гродно... Я забил на МГУ и погрузился в чудесный трип творческой фотографии.

Уникальной особенностью фотоклубов было то, что там практически отсутствовали профессиональные фотографы. Инженеры и врачи, гуманитарии и пролетарии «варились в одном котле» обогощая друг друга духовно и интеллектуально. Однако, если бы весь круг общения был бы ограничен только фотоклубом, не было бы сейчас этого интервью.

Как и в любом большом городе, в Перми были представлены многие творческие союзы страны и в первую очередь союзы художников и писателей, на фоне которых возникали всевозможные неформальные творческие объединения, в ряды одного из которых я был принят. Это были молодые художники, литераторы, кинематографисты, являющие собой «гремучую смесь» инакомыслия. Благодаря им я узнал, что от советского человека очень многое скрыто. От них я узнал имена Булгакова, Мандельштама, Солженицина, Шаламова, о таких направлениях искусства, как сюрреализм, абстракционизм, концептуализм и о многом, многом другом, скрытом, запретном. Короче говоря, творческая обстановка на местах позволяла ищущему человеку находить, учиться, мечтать, делать.

Если кому интересно, то есть фундаментальный труд на тему нашей творческой жизни в Перми — Анна Сидякина. «Маргиналы».

Все было бы прекрасно в «нашем королевстве» если бы не одно «но» – официально фотография не считалась искусством. «Потолком» советского фотографа был выставочный зал ДК и ни один художественный музей страны не обратил бы внимания на творчество даже самых талантливых из нас. Обидно.
Были еще два нюанса, очень сильно мешающие человеку, решившему, что он фотограф – правила прописки и трудового стажа. Не буду здесь углубляться в подробности, скажу лишь, что нарушение этих правил грозило лишением свободы. А свобода для фотографа – это все! И только члены творческих союзов имели право официально быть свободными.

Решить нашу проблему в СССР можно было в двух местах – в Литве и в Москве. Литовское общество фотоискусства имело статус творческого союза, а в Московском союзе художников-графиков было отделение фотографии. Я выбрал Москву.

Да, в сравнении с родным городом разница была гигантской. Таковой она остается и по сей день.

Я не смогу ответить на вопрос о первых острых московских впечатлениях, потому что это было одно непрекращающееся острое впечатление, которое продолжается и сейчас. Перефразируя старину Хэма, могу сказать, что Москва – это праздник, который всегда с тобой. Попробую что-нибудь вытащить. Например, выставки неофициального искусства на Малой Грузинской, Раушенберг, Дали, Розенквист в ЦДХ, МКФ, появление первых частных галерей и самое главное – люди. Ни в одном городе страны не было и нет такого количества свободных, творческих людей.
Артём Шульга  ( # )
Да, Москва втягивала в себя [здесь можно добавить: как торнадо, Макдональдс, хороший пылесос – прим. ред.] бОльшую часть творческой интеллигенции. А с падением Союза и вовсе превратилась в одну из мировых культурных столиц.

Подошло время капитализма, всё вокруг начало менять доминанты. Что происходило в культуре, что ломалось, что стало прорастать? Какие тектонические процессы затронули вас и как это отразилось на творчестве?
Андрей Безукладников  ( #   )
На эту тему я мог бы написать толстый том мемуаров:-)

Главное, что произошло тогда в нашей жизни – открылись границы. Воздух свободы наполнил наши легкие, вскружил головы, прочистил оптику. Мы были молоды и счастливы. Пространство советской интеллигентской кухни стало интернациональным. Они начали ездить к нам, мы к ним. В страну хлынули иностранные авантюристы разных мастей, с намерением застолбить свой участок «нового Клондайка». Ситуация и в самом деле смахивала на «золотую лихорадку»:-) «Андеграунд» вышел на поверхность. Создавались разнообразные творческие гильдии, сообщества, клубы, объединения. Театр, кино, изобразительное искусство, литература, музыка... Жизнь кипела несмотря на пустые прилавки. Происходило невероятное количество выставок, фестивалей, концертов, готовилось глобальное собрание граждан. «Караван мира», голландцы, финны, шведы, американцы, французы, англичане... Асса!

Я жил в центре Москвы, естественно в подвале. Как водится – друзья приютили. В этом подвале побывало огромное количество самых разных, самых удивительных, самых чудесных людей – художники, поэты, писатели, музыканты, режиссеры, философы, историки, врачи, актеры, фарцовщики... Я оказался в центре мира. Оставим это для мемуаров:-)

Я очень много снимал для журналов, театров, кино. Был членом французского фотоагентства Rafo. Однако, как мне кажется, самое сильное влияние на меня оказали две истории – творческое объединение «Эрмитаж» во главе с Леонидом Бажановым и фильм Ивана Дыховичного «Красная серия», который он снимал по заказу французов.

В «Эрмитаже» была секция, объединившая «неформалов» от фотографии, среди которых оказался и я. Основной костяк этой секции – Илья Пиганов, Юрий Бабич, Алексей Шульгин, Андрей Аксенов, Сергей Леонтьев, Владислав Ефимов, Игорь Мухин. Каждый из этих людей был по своему уникален, у каждого из них я чему-то научился. Надеюсь, что не без взаимности. Встречались мы чуть ли не каждый день на кухне у Ильи Пиганова. Частым гостем этой кухни был Боб Михайлов. Все мы были чрезвычайно плодотворные, но производительность Боба была какой-то запредельной. Каждый раз он привозил с собой неподъемный рюкзак с новыми фотокнигами, сериями, секвенциями, стопками, коробками. И каждый раз я восхищался его остроумием, наблюдательностью, изобретательностью, быстротой реакции.

С Дыховичным меня познакомила наша французская галеристка. Вернее, я познакомился с ним сам, а галеристка была инициатором этого знакомства. Она предложила мне поучаствовать в создании фильма о советской фотографии для показа на фестивале в Арле. Заказчиком этого фильма было Министерство культуры Франции, а спонсором компания Kodak. Галеристка сообщила мне, что минкульт хотел бы видеть режиссером этого фильма Ивана Дыховичного и попросила разыскать его и обсудить с ним эту тему. Я разыскал и обсудил, и он согласился. Так мы познакомились и восемь месяцев занимались этим фильмом. Он в качестве режиссера, я в качестве помощника. Я должен был познакомить Ивана с фотографами страны. Мы объехали практически весь Советский Союз. Иван очаровал фотографическую общину – никто не отказался от участия в фильме – и увез в Париж огромный чемодан с фотографиями. В Париже на основе этого материала был отснят 40 минутный фотофильм, что-то наподобие нынешних магнумовских инмоушенов, только снятый на 35-мм и смонтированный и озвученный на монтажном столе. «Красная серия», 1989 год. Три тысячи зрителей знаменитого арльского амфитеатра почти 10 минут аплодировали стоя, кричали браво, бросались цветами. Мы стояли перед ними довольные и счастливые:-) Эх.. как же давно это было.
Артём Шульга  ( # )
Счастливые арлечане! Им удалось то, о чём преданный ценитель изящного уже не мечтает – пощупать «Красную серию» своими круассановыми глазами! [Вот уж бы и нам так – прим. ред.]

Подвально-гаражный авангард выплеснулся на сковороду свободного общества. Жизнь зашипела, зашкворчала.. О каких фотографических школах можно было говорить на тот момент? Как их можно охарактеризовать?
Андрей Безукладников  ( #   )
Я полагаю, что под школой мы подразумеваем систематизирующую категорию, а не курсы фотографии? И мы не говорим здесь о фотожурналистике.

Наиболее известной и признанной была Литовская фотографическая школа. В России школы, как явление, существовали, пожалуй, только в Йошкар-Оле (Сергей Чиликов), в Чебоксарах (Юрий Евлампиев) и в Новокузнецке (Владимир Соколаев). Возможно ленинградский фотоклуб «Зеркало» (Евгений Раскопов) можно с натяжкой назвать школой. Очень большое влияние на российскую фотографию оказал чехословацкий журнал «Ревю художественной фотографии», выходивший четыре раза в год на русском языке. Это тоже была своеобразная школа. Помню, как я завидовал своим чехословацким ровесникам. У них был ФАМУ, а у нас до сих пор зеро. Журнал издавался кажется до 1984 года. Возможно были школы и в Москве, но я о них не знаю. Фотографы моего поколения начинали с чистого листа и лучшие из них будут основоположниками своих школ. А кто-то, наверное, уже является таковым.
Артём Шульга  ( # )
А Харьков, Харьков то как, как Харьков?
Или он был чёрной брешью на винной карте нового московского бомонда? Как, вообще, обстояли дела с коммуникацией?
Андрей Безукладников  ( #   )
В Харькове все только начиналось, там безусловно были яркие личности, но школой я бы это не назвал. Может быть она возникла только сейчас. Коммуникация была самая элементарная — на перекладных:-)
Артём Шульга  ( # )
Добро!
Выше вы упомянули о членстве во французском фотоагентстве Rafo, как вы туда попали?
Андрей Безукладников  ( #   )
Меня пригласил в Rafo Марк Гроссе, сын основателя агентства. К сожалению, сотрудничество наше было недолгим, вероятно в силу затрудненной коммуникации – интернета еще не было.
Артём Шульга  ( # )
Может, вы всё же успели понюхать, что интересовало западные агенства в обновлённой России?
Циркулируют определённые слухи о чернухе. Как на самом деле было-то?
Андрей Безукладников  ( #   )
Их интересовало все. В моем случае их интересовала неформальная, неофициальная культура, некоторые аспекты которой обывателю вполне могли показаться чернухой. Например, некрореализм:-) Возможно был интерес и к материалам, отражавшим социальные «язвы» нашего общества, но эта тема находилась вне сферы моего внимания. Не интересует она меня и сейчас. Однажды мне заказали снять празднование 200 годовщины взятия Бастилии в красных районах Парижа, куда французские репортеры боялись соваться. Я блестяще справился с задачей и репортаж был опубликован в газете Либерасьон. Наверное это было «чернухой» с точки зрения фрацузов:-)
Артём Шульга  ( # )
Им пообещали слишком мало арманьяка [в пересчёте на килограмм чистого веса – прим. ред.] и они застеснялись.

Вы рьяный фан северо-американской компании Яббл. Тут скоро 5-й Айфон 6-го поколения выходит, брать будем?
Андрей Безукладников  ( #   )
Обязательно!
Артём Шульга  ( # )
Ой не просто так была упомянута корпорация повидла и добра!
Это я к чему спросил? [К чему же? – прим. ред.]
Я сегодня красные джинсы прикупил, и решил уже до конца выглядеть моднявым хипстером с крутыми вопросами.

Вообще, вопрос о перераспределении видов информации в интернете. Последние несколько лет произошёл бум социальных сервисов для визуальной коммуникации.
Речь, в первую очередь, идёт о Тумблр (тумблер, как я его называю) [ www.tumblr.com – прим. ред.], Инстаграме (хипстаграм, как я его называю)[ instagram.com – прим. ред.] и Пинтересте (пинтетрест, как я его называю) [ pinterest.com – прим. ред.]
Меняются паттерны поведения, общая система восприятия информации. Фотография играет в этом процессе доминирующую роль.
Какие, в связи с этим, изменения вы видите в визуальном восприятии у людей? Что происходит?

И нефиг, здесь одной-другой фразой не отделаться.
Андрей Безукладников  ( #   )
Про краткость. Какой вопрос — такой ответ.

7 лет назад здесь был опубликован текст, который, по-моему, все еще актуален и мне нравится мысль его автора о бесполезной карте — Моблоги: карта времени

Однако.

Недавно я побывал на выставке мобилографии в галерее «Фотолофт». На мой взгляд, это лучшая выставка галереи за последний год. У меня есть претензии к форме подачи, но содержание великолепно. Изображения были найдены куратором как раз в лентах упоминаемых социальных сервисов. Мобилы проникли во все поры жизни и транслируют ее во всем многообразии. В сетях люди учатся друг у друга смотреть и видеть образы. Постепенно количество будет переходить в качество. Не моя идея, но мне она кажется любопытной — мы являемся свидетелями зарождения новой знаковой системы, которая придет на смену письменности.

Пойду тискать красавицу Фуджи:-)
Артём Шульга  ( # )
Вот покушаем мы ещё 2-3 годка хипстаграмы разные, пока свеженьки, наступит первичное насыщение и..?
[Отвечать: поживём – увидим, нельзя – прим. ред.]
Андрей Безукладников  ( #   )
Я не знаю, что будет. Если честно, то меня это не интересует. Я сам очень люблю Хипстоматик и мне он не надоедает. Тут есть одна тонкость. У меня, как у фотографа, сильно развит «хватательный» рефлекс — вижу интересную картинку, тут же хочу ее присвоить. При этом четко осознаю — мне картинка не нужна, а важен сам «ритуал присвоения». И в этом случае айфон идеален. Он всегда с тобой (как праздник:-) и всегда наготове.
Артём Шульга  ( # )
"Айфон как зубы, всегда с тобой" (Ц) Шульгенгауэр.

Всё же, я не о хватательном рефлексе, как акте присвоения, ну да хрен с ним.

Вот идёте вы по улице, чувствуете себя хорошо. Возможно это южный приморский город. Сухой воздух наполнен мошкарой и негой. Закат блещущего по стёклам солнышка.. Август. [И чего бы это в августе себя плохо чувствовать? – прим. ред.] К загорелой ладошке прилип кусочек чего-то – это Айфон.
Где остановится некто Безукладников и к чему потянется его ладошка, когда он почувствует магический зуд «ритуала присвоения»?
Андрей Безукладников  ( #   )

И я не о хватательном рефлексе. На Ваш вопрос был дан ответ: «Я не знаю, что будет по окончании периода первичного насыщения». А перед этим предложил целых две гипотезы, к чему это насыщение может привести. Артем, у нас диалог?

Главный сюжет для «ритуального присвоения» неким Безукладниковым — это странность. Под странностью я понимаю непривычное для меня сочетание цветовых пятен, объектов, сюрреалистических сцен, визуальных оксюморонов. На втором месте — эротика.
Артём Шульга  ( # )
Нет, что вы!!! Какой диалог? Гремучая смесь. Ментос + Кока-Кола.

Что для вас имеет первостепенное значение: форма (структура кадра, свет, цвет, композиция..), или содержание (сюжет, момент, идея..)?
Андрей Безукладников  ( #   )
Облечь идею в форму — это важно. Однако самое главное для меня — процесс. Состояния поиска будоражит, погружает в поток, часы превращаются в минуты, удача приносит радость, неудача — азарт. Но это было давно. 20 лет назад я остановился, мне показалось, что я все сказал.
Артём Шульга  ( # )
Ага, Брессона мы уже упоминали в интервью с Мишей Масленниковым. Благочестивый путь!

Недавно прошел Первый международный фестиваль городской фотографии «Фотограффити» в Перми.
Кто его задумал, как песчаный замок воплощался в камне?
Андрей Безукладников  ( #   )
Это долгая история. Мне кажется, начать ее нужно с празднования 15-летия рижского фотоклуба в 84 году. На юбилей были приглашены представители фотолюбительских объединений страны. В числе пермской делегации был и я. Для меня это событие стало первым опытом приобщения к чудесному интернациональному братству фотографов. Рижане организовали масштабную международную выставку фотографий. В программе праздника были выступления фотографов из разных стран и городов, показы слайд-фильмов, персональные выставки, «чаепития» в студиях. Тогда я познакомился с замечательными людьми из Риги, Таллина, Казани, Челябинска, Горького, Москвы... Эти несколько дней запомнились на всю жизнь.

В последствии я бывал и на других праздниках фотографии – в Шауляе, Гродно, Запорожье – все они были похожи по формату на рижский – большая выставка, встречи, кулуары. Чаще всего фотографии выставлялись зажатыми между двух стекол при помощи металлических зажимов. К выставкам издавались каталоги, зачастую с плохой газетной печатью. Не было никаких фуршетов, винных спонсоров и прочих атрибутов сегодняшнего дня. Однако радость встречи с интересными людьми, обмен знаниями, опытом, впечатлениями, приобщение к чему-то, важному не только для тебя, будоражили и вдохновляли на творчество.

Так я полюбил сборища фотографов.

В 1989 году я впервые посетил заграницу. Это была Франция, город Арль. Ранее я уже рассказывал, что привело меня туда. Конечно же я пережил культурный шок – это событие до сих пор занимает центральное место в моих воспоминаниях. Арльский фотофестиваль. Сотни фотографов, галеристов, издателей, музейщиков со всего мира были там. Десятки выставок, мастер-классов, показов кино- и слайд-фильмов, лекции, вернисажи, фуршеты, приемы. Прекрасные дамы и джентельмены в черных одеждах! Древние узкие улочки, повсюду люди с пентаксами, никонами, роллеями, хасселями, лейками. Здесь я узнал, что фотографии можно выставлять не только между стеклами. Выставки были великолепны и они были повсюду. В древних храмах, в старинных замках, в муниципалитете, в дурдоме, где лечился Ван Гог, в магазинчиках, в ресторанчиках, в квартирах. Большие и маленькие, черно-белые и цветные, старинные и современные. Каждый вечер 3 тысячи мест древнего арльского амфитеатра были заполнены до отказа. На огромном экране показывали фильмы о фотографах, о фотографии, фотофильмы, слайд-фильмы.

Вот тогда меня впервые посетила мысль о том, что мне очень хочется организовать подобный фестиваль в Перми. Я понимал, что это невозможно, на тот момент это было действительно невозможно, но я начал об этом мечтать. Потом начались лихие девяностые, я стал отцом, жизнь закрутила и понесла, и мне стало не до мечты, хотя я о ней не забыл. В 99 году, как дань этой мечте, появился сайт Фотографер.ру. Мне этот сайт был нужен для того, чтобы в рутине жизни не утратить связь с творчеством, с друзьями-фотографами, с будущим.

Что-то я рассентиментальничался. Ближе к делу. Несколько лет назад в Перми появился прогрессивный губернатор, пригласивший на пост министра культуры края прогрессивного театрального режиссера, они позвали в консультанты прогрессивного арт-куратора. Им предстояло решить трудную задачу по выводу Пермского края из состояния депрессии. Когда-то славный своей промышленностью регион переживал не лучшие времена. Безработица, наркомания, алкоголизм, проституция, преступность, огромный букет социальных проблем.

Так возник «Пермский культурный проект» – идея трансформации промышленного центра в культурную столицу края. Предполагалось, что благоприятные условия для развития культуры привлекут в Пермь вначале людей творчества, а затем возникнет инфраструктура для развития культурного туризма и жители края снова будут при делах. Была написана программа, включающая в себя все шаги на пути этой трансформации. Были определены основные векторы – создание новых культурных институций, образовательных учреждений, проведение фестивалей. Неожиданно Пермь сделался самым фестивальным городом страны, привлек к себе внимание всего мира и даже нацелился завоевать звание культурной столицы Европы к 2020 году. Здесь есть и Арабеск (фестиваль артистов балета), и Дягилевские сезоны (мультикультурный), и фестиваль детских театров, и Камва (этнографический), и Пилорама (гражданский), и Рок-лайн (рок-музыка), и Флаэртиана (авторское документальное кино), и Живая Пермь (современное искусство), и Промзона (актуальное творчество), и Длинные истории Перми (паблик-арт), и Белые Ночи Перми (мультикультурный). И это еще не весь список. Все фестивали имеют международный статус.

Так случилось, что инициаторы Пермского культурного проекта оказались моими хорошими знакомыми. Их вдохновение и вера в правильность выбранного пути были настолько сильны, что мне не составило труда убедить их в необходимости создания в Перми музея фотографии и проведения международного фотофестиваля, который благополучно состоялся в июне этого года. Конечно, пока он уступает по масштабу Арльскому фестивалю, но генетически у них много общего.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить нашу команду – Владимира Береснева, Дмитрия Самсонова, Алексея Путинцева и наших терпеливых жен; членов жюри, спонсоров и партнеров, поверивших в потенциал фестиваля; участников и победителей конкурса; приглашенных фотографов – Андрея Чежина, Валерия Нистратова, Джеймса Хилла, снявших для нас Пермь; волонтеров и друзей фестиваля; гостей; краевую и городскую администрации, министерство культуры; музей ПЕРММ и Пермскую художественную галерею; маму и папу. Спасибо!
Артём Шульга  ( # )
Ваша правда, история и впрямь с бородой по колено..

Здесь есть любопытный момент: если сравнить фестивали тех лет, можно ли сказать, что наши фестивали были не зрительским междусобойчиком для фотографов, а Арль являлся равноправной профессиональной и зрительской культурной площадкой?
Андрей Безукладников  ( #   )
Да. Хотя клубные выставки привлекали немало зрителей, но только потому, что больше нечего было смотреть вообще. Еще я бы назвал наши фестивали салонными. Фотографии, показываемые на наших выставках, решали в основном эстетические задачи на уровне их понимания фотолюбителями – потрескавшаяся стена дома, иностранный автомобиль, церковь на фоне многоэтажки, обнаженная, стыдливо прикрытая камышами, яблоки и другие фрукты, размеренная сельская жизнь и т.д., словом то, что сейчас можно увидеть на выставке "Бестофраша".

Однако мы снимали и другую фотографию. Она не попадала на выставки, и увидеть ее можно было только при личных встречах. Именно поэтому наши «фестивали» были такими привлекательными. В тесный номер гостиницы набивалась большая толпа и пачки фотографий переходили из рук в руки, раскладывались на покрывалах, рассматривались в диаскоп. Там была и более радикальная обнаженка, и негативные стороны советской действительности и оголтелый формализм – то, что ни при каких обстоятельствах не могло быть выставлено на всеобщее обозрение.

Арль поразил масштабом, многообразием (от Болтанского до Фридляндера), открытостью, непрерывностью, свободомыслием. Многие выставки были представлены государственными институциями и некоммерческими фондами. Стало ясно, что у западной фотографии есть огромная развитая инфраструктура, а у нас ее нет. Мне было очень обидно.
Артём Шульга  ( # )
Вы видите заинтересованность в «Фотограффити» у простого народа, пермяков [исключая профессионалов и планомерно интересующихся – прим. ред.]? Или это культуртрегерство на будущее, как посевной материал для ростков фотографического интереса?
Андрей Безукладников  ( #   )
Сейчас это в основном культуртрегерство. Но вот что интересно. В этот раз фестиваль проходил в рамках мега-фестиваля "Белые ночи в Перми" и у нас была возможность показать несколько выставок в фестивальном городке, возведенном из палаточных павильонов и шатров в центре города. Эти выставки посмотрели почти 490 тысяч зрителей. И это была хорошая фотография – четыре проекта из первого тура конкурса, вошедших в Топ 100, но не прошедших в финал (Евгений Иванов, Никита Шохов, Алексей Мякишев, Эмиль Гатауллин).
Артём Шульга  ( # )
Ну что ж, до этой оптимистичной ноты, размером в 490 ТЫСЯЧ зрителей [это вам не хухры-мухры! – прим. ред.], мы и доторгуемся. Как говорится – продано!

Тихо и незаметно, как утренние алкаши к пивнушке, пробрались мы по нити Ариадны к спецрубрике Фотобазара.
Промышленная революция состоялась. Теперь, в рамках телепатического сеанса, у нас есть возможность связаться с не звездой, но солнцем – светилом изящной словесности, песчаной бурей в горячих сердцах любителей прекрасного, этим холодным оружием правды – господином Шульгенгауэром.
Наши радиозрители будут по-прежнему наблюдать за всем происходящим в режиме «радиотекст – live message». Благодаря этой революционной технологии [разработанной самим господином Шульгенгауэром – прим. ред.] ваши мысли расщепятся на субатомном уровне и превратятся в овсяную кашу, из которой хитрая машина соберёт нечто похожее на ответ.

Итак, рубрика
«Рыбная лавка господина Шульгенгауэра».
У вас есть удивительная возможность задать единственно верный вопрос!
Андрей Безукладников  ( #   )
Я не знаю, о чем спросить. Если можно, то пусть тот, у кого есть вопрос, задаст его вместо меня?
Артём Шульга  ( #   )
Прямая речь господина Шульгенгауэра:

«Всё возможно в царстве сказок и волшебства, а тем более, у прилавка «Рыбной лавки господина Шульгенгауэра»!
Ведите этого человека, будьте для него олимпийским факелом «Сочи-2014» во тьме неведения!!!
Но, когда будете транслировать вопрос, не забудьте назвать имя вопрошателя! О, благородный человече! Дарующий редкое право, за которое в былые времена сражались легионы, а красавицы принцессы падали ниц у резных кроватей на паркет лимонного дерева!

Я покорно ловлю мановение указующего перста на ваш, покрытый таинством просвещения, выбор.»
Андрей Безукладников  ( #   )
Я думал, что доброволец с вопросом отыщется сам. Но время идет, а добровольца все нет. Тем временем у меня созрел вопрос. Требуется ли талант для оценки таланта?
Артём Шульга  ( #   )
«Талант – мера денежная!
Пожалуй, многое зависит от раба из притчи. Негр – это одно, а афроамериканец, известное дело – другое!
Если подсчитать эту денежную единицу, со времени жизни Иисуса, здесь мы и вовсе неизбежно столкнёмся с кривизной волатильности валютных рынков, жидомасонских палат и обществ с ограниченной ответственностью, общей инфляционной составляющей!
Если же не выражаться, как говорится, фигурально, каждому Малевичу явственно необходим супрематический движитель для поддержания организма кушаниями разносольными и питиём, и это неоспоримо!
Хороший художник – голодный художник, но голод, едрёна вошь, не тётка – в лес не уйдёт!
Где же мера? Что же, всё же, мы люди, измученные жизненными пиршествами, вправе считать талантом?
Вот гвоздь ровно забить – это талант? А борщик вкусно сварить? Художника сопливого отмыть?
Для поиска таланта нужна чуйка, образование и маленькая котомочка везения!
Талантом можешь ты не быть, но образован быть обязан!

Бдящий на голубом глазу,
господин Шульгенгауэр»
efemeridos (оффтопик)  ( #   )
Я хочу бачити світ розплющеними очима,
Я ще таке маленьке, я вмію тільки бачити,
Прагну маму веселою мамою бачити,
Прагну сонце бачити в золотому капелюшку,
Прагну небо бачити в синій хустині,
Я ще не знаю, яка на запах Чеснота,
Я ще не знаю, яка на смак Підлість,
Якого кольору Заздрість, якого виміру Смута,
Яка засолона Туга, яка незглибима Любов,
Яка синьоока Щирість, яка мерехтлива Підступність,
Я ще все розкладу по полицях,
Та все ж, поки я виросту, зробіть щось таке на світі,
Щоб ніколи не заплющувати очей від Страху,
Не зміщуйте по-дорослому пропорцій.
Орли дивляться на сонце розплющеними очима.
Діти дивляться на світ розплющеними очима.
(Іван Драч)

увага, питання: ваше відношення до зміщування пропорцій
з повагою оксана дан
Артём Шульга (оффтопик)  ( #   )
Была однозначная просьба: в тексте интервью комментарии не оставлять
Артём Шульга  ( # )
Редакция безропотно благодарит нашего уважаемого гостя-подопытного, так благодарить может только голубоглазый ребёнок-блондин, которому не верить – решительно невозможно!

В эфире был «Фотобазар с Артёмом Шульгой» и сегодня мы торговались с почти поэтом-песенником, оракулом светописи, пионером компьютерных технологий и Интернета в России среди представителей мира фотографии и искусства [последнее из досье, что лишний раз подтверждает неофициальное звание почти поэта-песенника – прим. ред.] – Андреем Безукладниковым!
Андрей Безукладников  ( #   )
Спасибо, уважаемая редакция, за предоставленную возможность оглянуться назад и испытать радость встречи с молодым Безукладниковым:-)
Артём Шульга  ( # )
***
Уважаемое сообщество! Дорогие первопроходцы и первопроходки Интернета!
Господа трудоголики, комбайнёры и комбайнёрки, руководители финансовых трансатлантических корпораций, вкалывающие работяги, бывшие предводители дворянства, праздношатающиеся, тунеядцы обыкновенные и люди самых высоких моральных устоев!

Я дико улыбаясь и дёргая ногой объявляю нашего третьего фотобазарского гостя-подопытного Фотобазара! Им станет несравненный – Сергей Борисов!
Он уже обо всём знает, надеюсь он набрал дикий морской воздух в лёгкие!

Редакция с улыбкой рассмотрит любое мнение, кроме фекализирующего (или kalus fecalus – недержание дерма в организме, фекальное загрязнение, как я это называю).

Напоминаю, как вы уже помните, первичными целями интервью являются:
-- информативность;
-- решительное беззанудство;
-- чистый этиловый stёb;
-- архаичная лаконичность;
-- ха-ха-интересность (весёлость).


ДОБРЫЕ НОВОСТИ

Программе «Фотобазар с Артёмом Шульгой» срочно нужен транслейтор (переводчик).

Требования невысокие:
- охренительное знание английского и русского языков (включая Олбанские и Боярскія диалекты, портовый сленг, базарную и фотографическую терминологию);
- ускоренная связь с редакцией с использованием новейших печатных технологий: Skype, Facebook, личка на сайте, электропочта;
- личная заинтересованность сделать всё хорошо;
- голый альтруизм;
- владение английским на уровне нейтив спикера (и адекватные переводы под-stёb-ок, двойного и тройного дна, прочих мансов господина Шульгенгауэра на буржуйскую письменную речь) ОБЯЗАТЕЛЬНО;
- орфографическая и пунктуационная грамотность.

В случае фундирования развития программы реальным баблом (а рано или поздно это случится), редакция всенепременно выплатит транслейтору реальный гонорар в виде ден. знаков производства одного из иностранных печатно-монетных дворов.

Окончание БОДРЫХ НОВОСТЕЙ


Все свои мысли по поводу и без вы можете оставить под чертой внизу. Просьба не делать комментарии в тексте самого интервью, чтобы не нарушать его структуру! И более того.. впрочем, я уже дописал до черты.. ===-->
---
Михаил Курбатов  ( #   )
Читал интервью с большим интересом.
Несомненным достоинством этого проекта, является то, что материал не публикуется весь и сразу, а подаётся порциями: - задаётся вопрос, за ним, через день-два, следует ответ. Тема разворачивается как киносериал и каждую серию начинаешь ждать с нетерпением - интригует.
Нравится также формат интервью - без дутой помпезности и административного официоза, в лёгкой, порой ироничной форме - читается легко и с интересом.
Спасибо Артему и Андрею - Артёму, за интересный проект, Андрею, за рассказ об уже далёких временах формирования Российского фотоподвижнечества!
Алекса  ( #   )
к Андрею:
зная о Вашей большой и чистой любви к продуктам из яблока и конкретно к яблофону, считаете ли Вы себя хипстером и как Вам вообще всё это "хипстерство"?
Андрей Безукладников  ( #   )
Для хипстера я полноват, да и возраст уже не тот:-) Не углублялся в изучение идеологии хипстеров, но по форме это движение мне симпатично. А на тропу Макинтоша я встал задолго до появления хипстеров.
Алекса  ( #   )
и всё таки,к сожалению... :)
благодарю за ответ, подозревал ))
Андрей Безукладников  ( #   )
Зато в юности у меня были клеша по полметра, волосы до лопаток и магнитофон "Нота" с Битлами и Роллингами.
Артём Шульга  ( #   )
А штаны! Штаны то красные были?
Андрей Безукладников  ( #   )
красных не было. Были черные, синие и серые с черными широкими полосами.
Артём Шульга  ( #   )
Ога, а у меня-то есть!
Алекса  ( #   )
Красные революционные шаровары?
/наградные/
Артём Шульга  ( #   )
ПочОтные
Нужен ли талант для оценки таланта? На мой взгляд, вопрос остался без ответа. По-моему, талант фотографа (художника, писателя и т.д.) как минимум заключается в самостоятельном изучении границ своего личного сознания, расплывчатых границ своего тела в мире, изучении подлинной сферы своих интересов посредством творчества. Зритель (читатель, слушатель и т.д.) не обязан, да и не имеет возможности прочувствовать пограничные состояния художника по простой причине - он имеет собственные границы, расплывчато обозначающие его собственную личность. Талант зрителя в умении видеть, такой же талант как талант слушать собеседника и слышать его. Нечастый талант в наше время избыточного интернет-общения. Еще талант зрителя - уметь понять то, что художник экспериментирует со СВОИМ сознанием и , даже, если результаты этих экспериментов зрителю кажутся незначительными, он (талантливый зритель) должен уважать чужое творчество хотя бы только за то, что художник, а не зритель, ставит эксперименты в творчестве, которые у талантливого художника превращаются в эксперимент собственной ЖИЗНИ.
Артём Шульга  ( #   )
Эт смотря откудова зырить.
Я сатрю сверху, с наклоном головы 37,87 градуса по оси W.

Если же смотреть со стороны правого верхнего угла -- то тоже верно!
миша масленников  ( # )
Хорошее продолжение. И занимательно это всё.
А то так встретишь и не спросишь, а заикнёшься - так обстоятельства развёрнуто ответить не позволят.
Спасибо.
Артём Шульга  ( #   )
Спасибо,
стараемси, як могём!
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
МАРТ 2020  АПРЕЛЬ 2020  МАЙ 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   


Execution time 0.081444 sec