Vladimir Volf Kirilin

6.53

Мягкая сила красоты

2.2.2019 03:05
Работая с различными девушками-моделями на своих творческих проектах, мне не раз приходилось сталкиваться с проблемой, решение которой собственно и определяет успех (или неуспех) художественной картины, которая является результатом всего процесса. Эту проблему можно сформулировать как вопрос – "кем является художник, рабом красоты, или творцом красоты?". То есть - кем ТЫ являешься в этом произведении – ведущим, или ведомым? И честно ответить себе на этот вопрос далеко не так просто как кажется. Да, конечно, опытный фотохудожник всегда сумеет организовать подготовку и процесс съёмки, может вертеть моделью и так и эдак, дать правильное задание команде (визажистам, ассистентам) и т.д. Но иногда совершенство и красота модели просто ошеломляют! Причём настолько, что вынуждают попросту «обслуживать» эту красоту на уровне всех своих способностей и таланта (если есть). Внезапно начинаешь понимать, что ты – ведомый в этом процессе. В принципе, нет ничего зазорного в том, что бы выявить и заставить переливаться самыми фантастическими красками уже созданный природой объект – «совершенную модель». Но в таких случаях я всегда чувствовал, что не создаю новых смыслов (а именно в этом заключается суть любого акта искусства), а становлюсь умелым, но всё же, ремесленником, главной задачей которого становится не "СОЗДАТЬ", а "НЕ ИСПОРТИТЬ". Я не считаю такой подход ошибкой, но в этом решении заключается самая коварная ловушка для художника. Ведь воспевать красоту, и создавать красоту, как говорят в Одессе – "две большие разницы". В первом случае ты создаёшь идеальную картинку для конкретного человека, который тебе позировал, в другом – лишаешь его персонализации и создаёшь свой придуманный тобой образ, фантазию, картинку фантастического мира, кусочек своего неповторимого сознания. То есть – дегуманизируешь объект. Главной задачей становится – отстранённость от объекта изображения. Я не хочу, что бы зритель видел конкретного человека, имеющего имя, фамилию, паспорт с пропиской и т.д. Мне необходимо всего лишь использовать свойства этого объекта для воплощения своей идеи. Преодолеть данное от природы свойство – восхищение гармонией красоты, – есть главная задача художника в подобных случаях. Бывает невероятно трудно вписать «идеальный объект» в свой заранее продуманный образ. Обычно принцип – «следовать за красотой объекта», – задача скорее для фотохудожнников, работающих в жанре пейзажа. Здесь же приходится играть «от противного». Сложность в том, что когда вы работаете с женским телом, вы невольно попадаете в опасную область человеческих инстинктов, культурных штампов и гештальтов современной массовой культуры. Другой соблазн, подстерегающий художника на этом пути – доминирование. Худшее что можно сделать, это – начать «ломать» модель. В какой-то момент мужское эго заставляет занять позицию «сверху», что согласуется с самым древним первобытным инстинктом. Нет ничего проще, заставить обнажённую модель, бесконечно вам доверяющую и не совсем уютно чувствующую себя в незнакомой обстановке, занять подчинённую позицию. Конечно, природа наделила нас, мужчин, полным набором всех необходимых для этого инструментов (голос, самоуверенность, игра на чужих слабостях, эгоизм и т.д.). Но, как только вы «сломали» модель, вы потеряли главное. Объект, казалось бы внешне подчиняющийся вам, потерял индивидуальность, и вы остались один на один с пустотой. Очень трудно отрешиться от невероятной магии красоты женского тела. Ведь произведение необходимо лишить обычного, поверхностного смысла и привычного содержания (красивая девушка на картинке), создав с помощью идеальной модели «идеальную форму». Этой девушки не существует в природе, её невозможно встретить на улице и взять её номер телефона, этот объект (в виде прекрасного женского тела) существует исключительно в фантазии художника. И только тогда, когда вы понимаете, что у этой картины нет другого содержания кроме его формы, вы – на правильном пути!

Читать

Осень 2014, Эйлат, Израиль

6.1.2019 22:54
Издалека Эйлатские горы не кажутся величественными, или грандиозными. Самая южная точка Израиля упирается в Красное море, зажатая между Египтом и Иорданией. Выезжаешь из города на такси по серпантину, и дальше - пешком вверх, и вверх. Эти горы – что-то среднее между пустыней и горами. Самое удивительное – не отвесные скалы, глубокие пещеры и отпечатки на камне миллионолетних трилобитов, а солнечный свет. Он меняет оттенки пустынных скал каждые 10-15 минут. От бледно розового – до глубокой охры. От ярко жёлтого, почти ослепительно белого – до угольно чёрного. Мой друг, проводник и ассистент на съёмке – Борис, выбирает путь по каменистой тропе. Впереди, горной козой скачет по камням модель, её безупречные ягодицы мелькают далеко впереди, а я со своей одышкой курильщика, проклинаю своё решение пойти в горы. Когда лёгкие шумно умирают в груди и я собираюсь испустить последний прощальный вздох, мы выбираемся на небольшое песчаное плато. Миллионолетний разлом в земной коре создал для нас идеальную площадку для съёмки. Я не люблю снимать пейзажи, фотоаппарат мешает мне воспринимать красоту мира во всей полноте ощущений. Стоя над открывшимся внизу чёрным ущельем, я перекладываю рюкзак с фотокамерой на другое плечо, - подальше от соблазна. Уже давно я исповедую принцип: если на снимке нет человека – этот снимок бессмысленная трата времени, если на снимке нет женщины – это безнравственно, если женщина на фотоснимке некрасива – это преступление! Сверхзадача любого мастера пейзажа – не испортить, то что создала Природа. Именно поэтому, среди фотографов пейзажистов бытует мнение: человек – вселенское зло, человек калечит природу, дикая природа – эталон красоты!.. Спорить не хочу, но у меня другое убеждение, пусть и не оригинальное, но давно уже подзабытое с конца эпохи Возрождения. Человек – мера всех вещей. Я убеждён, что красота возникает только тогда, когда на неё смотрит восхищённый взгляд. Нет взгляда, – нет красоты. Ведь в конце-концов, искусство возникает лишь тогда, когда возникают новые смыслы. Вот за этими смыслами, варящимися у меня в голове, я и полез в это место. Именно поэтому мы тащим с собой в пустыню модель. Дальше – всё как обычно. Алгоритм работы с моделью мне знаком как собственное отражение в зеркале. То, что нас окружает космический, марсианский пейзаж, лишь добавляет куража. Время летит быстро, слава Б-гу сейчас глубокая осень и температура не поднимается выше 30, а значит мы имеем хорошие шансы вернуться домой. Делаю 5-минутный перерыв. Модель устало раскидывается на тёплом песке соблазнительно-бесстыжей морской звездой. Пока я отдыхаю, Борис решил потренироваться в фотоискусстве. Я делаю смешной снимок, как он снимает отдыхающую на песке модель. Вспомнился анекдот: самое дорогое удовольствие – наблюдать за наблюдающим. Пора отправляться в обратный путь, но не вниз, а снова вверх по склону. Там мы должны выйти на дорогу, где нас заберёт машина. Пятница. Скоро садится солнце. Начинается Шабат. Впереди вечер в кругу друзей. Г-споди, благослови Израиль!

Читать
  Записей на странице
ФЕВРАЛЬ 2024  МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Execution time 0.063672 sec