Мечты и реальность

7.4.2019 16:03
Отклик на одну из моих фотографий выглядел предельно лаконичным: изображено витание, что в какой-то мере отражало суть запечатленного сюжета. Витать схоже с понятием мечтать, что, как известно, не вредно. Ну, а расхожее выражение "витать в облаках" - указывает уже на конкретную среду, открывающую перед желающим повитать не только возможность высоко вознестись в своих мечтах, но и накладывающее, по-видимому, какие-то ограничения: среда обязывает. На практике же мечтатели, особенно те, кому пришлось пройти сквозь "огонь, воду и медные трубы", часто не видят никаких преград для взлета фантазии. Нередко романтики в душе, они, преодолевая возникающие на жизненном пути многочисленные препятствия, заряжаются оптимизмом, повышающим жизненный тонус, который не препятствует, а скорее, способствует появлению желания помечтать. Впрочем, желание вызвать в своем представлении фантастические образы, выстроить воздушные замки может возникнуть и в минуты меланхолии и даже отчаяния, помогая перенестись в иную реальность, чтобы уйти от суровой действительности, сохранить душевное равновесие. Не будет большой ошибкой констатировать, что желание помечтать не чуждо и большинству фотографов, если считать фотографами всех, кто собственноручно готов нажать на кнопку спуска затвора, где бы она ни располагалась: на пленочной, цифровой камере или гаджете. Если перенестись с мечтами в область фотографии, то каждому мечтающему фотографу здесь отведено свое место. Так, можно предположить, что приверженцы механических пленочных камер спят и видят еще работоспособную камеру и надежный(и близкий) источник приобретения недорогой фотопленки, цифровой - полнокадровую с набором сменной оптики, гаджетов - последнюю и непременно крутую модель. Если говорить о любителях и профи, то последние, конечно, мечтают о своей студии, золотом дожде в виде многочисленных выгодных заказах и непривередливых заказчиках, любитель мечтает о самовыражении и множестве интересных кадров. Владельцы гаджетов, использующие их для фотосъемки, по-видимому наименее амбициозны, хотя, безусловно, есть и исключения. Впрочем, как ни крути, а гораздо чаще приходится пребывать в существующей реальности, чем витать в облаках. Cудя по тому, чем дышит сегодня фотографический мир, бывает иной раз трудно определить, что больше - реальность или фантазия в работах авторов привлекает зрителя. Если в репортаже, документальной съемке можно еще встретить претензию на традиционные формы и методы в фотографии, то в других жанрах можно иной раз наблюдать такой взлет фантазии автора, которая может серьезно озадачить даже искушенного зрителя. А, может быть, не думая о конъюнктуре фото рынка, сохранив иммунитет от "звездной" болезни, он попросту в поиске форм самовыражения, фотографируя то, что считает интересным и так, как считает нужным? Тогда - зеленую улицу его творчеству!
Читать

"И вот портрет! И схоже и не схоже..."(А.А.Фет)

27.2.2019 22:00
Кому из нас не доводилось выступать хотя бы на время в роли фотографа-портретиста, чтобы запечатлеть образ любимой девушки, подруги или, осуществив давнишнее желание, снять автопортрет в экстремальных условиях на фоне экзотического пейзажа? Облюбованным местом применения приобретенных или отсутствующих фотографических навыков может быть как пространство на открытом воздухе(outdoors), так и внутри помещения(indoors). При этом по умолчанию фотографу выставлено условие - схожесть портрета с оригиналом. Говоря о фотографическом портрете, нельзя не вспомнить о его предшественнике - живописном портрете, который достиг своего совершенства уже в период раннего Возрождения и принял привычные для нас формы и очертания. Имена ярких представителей, прославивших этот жанр живописи вплоть до наших дней, хорошо известны и нет нужды их перечислять, как и нет необходимости говорить здесь и об истории развития искусства портретной живописи, ее видов и стилей: гораздо интереснее и обстоятельнее об этом нам поведают искусствоведы. Здесь только можно заметить, что уже среди художников прошлого были новаторы, которые не довольствовались одними только общепринятыми в их время изобразительными средствами в живописи. Достаточно вспомнить Караваджо и Рембрандта, которые по-новому использовали выразительные свойства светотени для создания драматических образов на своих полотнах. Сегодня фотографический портрет тоже не обделен новаторством. Техника портретного жанра фотографии с появлением цифровых технологий настолько стала разнообразной по форме и содержанию, а главное, демократичной, что предоставила возможность каждому серьезному фотографу-портретисту стать новатором в выборе изобразительных средств. Хорошо, если новаторство не приводит к применению таких изобразительных форм, которые могут вызвать неприятие у большинства зрителей, являясь по сути шагом назад в технике портретирования. Меньше всего это относится к портрету, снимаемому в условиях оборудованной студии, где есть возможность в полной мере осуществить постановочную съемку, подобрать наиболее оптимальную по направлению и интенсивности комбинацию осветителей, применить различные модификаторы света в виде зонтиков, тарелок, боксов разной конфигурации и т.п. - все необходимое для реализации творческого замысла. А замыслы могут быть разнообразны - от создания классического портрета до гламурных фэшн-фото. Сегодня ведь ценителей искусства фотопортрета в большинстве случаев уже не устраивает портрет известной фотомодели на обложке глянцевого журнала, выполненный в классическом стиле. Гораздо более востребован портрет модели, над которым больше потрудились стилисты и визажисты, чем фотограф, не говоря уже о гламурных фотографиях, где нередко за толстым слоем штукату...косметики с трудом можно разглядеть естественную привлекательность модели. Больше следов "новаторства" можно увидеть в так называемом жанровом портрете, снятом обычно вне студии. В соцсетях и на фотосайтах сегодня встречается впечатляющее разнообразие таких портретов, авторы которых словно соревнуются в оригинальности: у кого-то изображенный субъект носом, хорошо, если "не отрезанным", упирается в край фотографии или вот-вот перешагнет за ее пределы; где-то на нас смотрят с фото пересвеченные, плоские, словно фосфором вымазанные или, наоборот, темные, едва различимые лица, а иногда обращает на себя внимание неестественная, надуманная поза портретируемого. В многообразии существующих медиа проектов с использованием искусства фотопортрета каждый зритель сегодня, руководствуясь своими понятиями об эстетических ценностях, всегда сможет найти для себя интересное. Здесь, скорее, предложение рождает спрос. Так, например, медиа проекты, которые были реализованы как в живописи, так и в фотографии, где человек разумный изображался с головой животного и птицы или, облачившись в экзотические наряды, представал в образе прекрасной дамы, средневекового рыцаря и т.п. - снискали определенную популярность у зрителей. Впрочем, говорят, что о вкусах не спорят. Если не утверждают обратное.
Читать

Фотография: отражение действительности

7.2.2019 21:36
В беседе с одним фотографом на мой вопрос, что он преимущественно фотографирует, он ответил: "Неприглядные стороны нашей действительности". В этой связи моему взору сразу же предстали запомнившиеся фотографии, которые ранее демонстрировались на одной из выставок. Видно было невооруженным глазом, что автор этих фотографий задался в принципе благородной целью - создать галерею так называемых фотообвинений. Фотограф предоставил вниманию зрителя фотосюжеты, которые вряд ли могли оставить равнодушным зрителя, среди них: разбитый унитаз, который белеет одиноко на опушке леса и на ту же тему - отслужившая свой срок газовая плита, упокоившаяся где-то на задворках и внесшая разнообразие в городской пейзаж; дама с собачкой, пытающаяся с домашним питомцем пробраться в свой подъезд, лавируя между плотно заставленной автотехникой; прохожий, запечатленный идущим по тротуару под душем брызг от пронесшегося по лужам автомобиля и другие фотосюжеты, которые можно расценивать как информацию к размышлению о причинах и следствиях существования явлений, не украшающих нашу действительность. Фотообвинения на профессиональном уровне и на самые разнообразные темы - прерогатива фотожурналистики. Не вдаваясь в подробности и анализ этого вида фотографии, достаточно отметить, что наряду с фотографиями, рассчитанными на художественно-эстетическое восприятие, содержащими познавательный, документальный материал, существуют фотографии, которых объединяет общая цель - не столько обвинить, сколько донести до зрителя их назидательный характер. Самые, пожалуй, многочисленные на сегодняшний день фотографии - не обладающие, мягко говоря, глубоким эмоциональным воздействием и далеко не претендующие на шедевр. Тем не менее, такие фотографии часто устраивают не только их авторов, но и массового зрителя, имеющих современные понятия об эстетических ценностях и уже привыкших к их повсеместной публикации. Неудивительно, что появляющиеся среди них интересные по сюжету и технически безукоризненные работы выглядят белой вороной и часто не оцениваются по достоинству. Выросшее на постсоветском пространстве поколение фотографов, шагая в ногу со временем, обновило облик фотографии главным образом за счет широкого использования ее коммуникативных способностей, новых технологий. Благо, сегодня нет недостатка в опубликованных материалах, которые приобщают нас к авангардным направлениям, новым формам и приемам в фотографии. Авторы в своих публикациях, не жалея красок, текстуально и визуально преподносят читателю и зрителю образцы творчества современных фотографов, в работах которых нередко можно увидеть больше следов компьютерной графики, чем традиционной фотографии. А может быть, традиционная фотография уже отжившее явление, не представляющее интереса на фоне новой действительности? Ведь публикаций, знакомящих читателя с мастерами классической фотографии и существующих большей частью в переводах, меньше. Впрочем, нет причин для беспокойства: фотография сегодня задействована не только во всевозможных медийных проектах, но и все еще востребована в своих традиционных формах, находя в конечном счете свою аудиторию.
Читать

Очевидное - вероятное

15.12.2018 13:45
Какую фотографию можно считать хорошей, удачной - вопрос, который с самого рождения фотографии задавали себе не только пытливые фотографы, но и зрители, рассматривающие ее оценивающим взглядом. Все было бы очень просто, если гарантией полноценной по качеству фотографии стало неукоснительное соблюдение фотографом некоего свода правил - залога успешной работы. Выучил наизусть свод таких правил, выполнил их попунктно - получи неоспоримый шедевр. На проверку же выходит, сколько мнений - столько шедевров. Субъективность, засевшая намертво в оценке любой по тематике фотографии, напрочь отбила в большинстве случаев охоту к поиску консенсуса в этом скользком вопросе. Более того, поставило под сомнение попытку некогда разработать критерии оценки качества фотографии. За основу таких критериев предлагалось принять большую часть оценочных суждений, используемых в живописи. Однако, очень скоро убедились, что не одними композицией и художественностью жива фотография. В советский период было издано много пособий по фотографии, по которым выучилось технике фотосъемки не одно поколение фотографов, а для многих ставших настольными книгами, благодаря полезным рекомендациям по практике применения технических и художественных средств в фотографии и долгое время служивших мерилом оценки фотографии. Сегодня, когда фотосъемка приобрела массовый характер, оценка фотографии отправилась в свободное плавание. Достаточно сказать, что теперь каждый фотограф устанавливает для себя критерии оценки фотографии, а зритель - свои. В выставочных залах и галереях мы видим результаты кропотливой работы администрации и кураторов, старающихся выжить в условиях главенствующей конъюнктуры, устанавливая нередко непосильную для большинства фотографов арендную плату и выставляя многочисленные "шедевры" потенциальных фотографов, не обделенных спонсорской помощью. Впрочем, кто знает, может быть со временем большая часть из таких фотографий и приобретет статус шедевра, учитывая характер динамики потребительского спроса на фотопродукцию. А пока на фотоконкурсах в число призеров решением компетентного жюри чаще попадают фотографы, работы которых относятся к разряду стоковой фотографии, а высокотехничные, художественные работы, где отчетливо виден акцент автора на процессе фотосъемки, а не на постобработке, остаются нередко в тени. Каждый серьезный фотограф стремится выработать свой почерк в фотографии, ищет новые формы и средства, которые заставляют зрителя подчас подключать не только свое воображение, но и абстрактное мышление. Кстати, в этом состоит одна из характерных особенностей сегодняшней фотография. И наконец, вероятно, не далек от истины небезызвестный тезис: хорошая фотография - та, которая вам нравится.
Читать

"Золотое" время

4.12.2018 14:49
Над любителями фотосъемки природы часто довлеет неумолимое желание - запечатлеть приглянувшийся уголок непременно в "золотое" время. Никто не спорит: восхитительная игра красок на небосводе, отражающихся на водной глади, пурпурно-желтые очертания деревьев, берега водоемов в отблесках заката или утренней зари - все это великолепие побуждает фотографа оставить неизгладимое впечатление от увиденного не только в своей памяти. Если поэты и прозаики, обладая чувством прекрасного не меньше фотографов, выражают пером на бумаге переполняющие их чувства от созерцания красоты, то наш брат фотограф может иной раз выдать на-гора такую красоту, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Желание фотографировать в этот красочный период заставляет энтузиастов пренебречь полноценным сном и досужим отдыхом, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте. А что же остается делать тем, кто имел желание, но не имел возможности вписаться в короткое "золотое" время или просто решил игнорировать его? Впрочем, изъявивших желание фотографировать природу в дневное время ничуть не меньше, чем предпочитающих съемку в "золотое" время. Не дожидаясь игры радужных красок на небосводе, вполне можно рассчитывать на интересный снимок приглянувшегося уголка природы. Более того, в это время можно дождаться подходящего освещения, которое лучше выявит детали памятников архитектуры, если они заведомо включались в кадр; использовать контровое или близкое к нему освещение для передачи, например, рельефа снежного покрова. Красивого рисунка облачности при упорном желании можно дождаться и в дневное время. У природы нет плохой погоды, правда, и хорошей погодой нас природа не часто балует, поэтому приходится подчас брать тайм-аут в ожидании ее милостей. А между тем, этих милостей, без которых не всегда удается сделать полноценный снимок, можно так и не дождаться, а снимать живописный уголок природы на фоне бумажно-белого или безжизненно-серого неба не очень заманчиво. Конечно, каждый из этих периодов имеет свою специфику, к которой приходится приспосабливаться при съемке. В "золотое" время нередко жертвуют изначально выстроенной композицией и даже выбранным сюжетом ради включения в кадр наиболее красочного участка неба. Зато при съемке в дневное время можно обойтись без таких жертв. Здесь же приходится учитывать меняющиеся характер и направление освещения, цветовую температуру, которыми удобно варьировать при съемке в стационарных условиях. Впрочем, задача упрощается, если учесть широкие возможности, имеющиеся сегодня в арсенале фотографов и позволяющие придать снимку такую красочность, которую не увидишь ни в "золотое", ни в другое время. А по большому счету, "золотое" время - понятие растяжимое: для кого-то оно наступает осенью, для других - только тогда, когда совместив приятное с полезным на лоне природы, они возвращаются домой, довольные результатами съемки.
Читать

Еще раз про стрит-фото

24.11.2018 17:56
Уличная фотография, или стрит-фото по своей сути тяготеет к документальной съемке и репортажу, являясь разновидностью непостановочной съемки. Здесь имеется в виду тождественность по способу съемки. Раэличие же может быть как по месту, так и по условиям съемки. Впрочем, классификация видов съемки не настолько важный вопрос, чтобы ему уделять особое внимание, а тем более, "ломать копья". Внутри каждого жанра фотографии существуют подвиды, которые разные источники трактуют по-разному, присваивая им различные наименования. Гораздо важнее другой вопрос - что снимать, кого снимать и как снимать, чтобы полученный снимок не стал рядовым подобно большинству снимков, которые заполнили сегодня соответствующие рубрики фотосайтов и соцсети. На таких снимках нередко можно увидеть череду спешащих и обгоняющих друг друга прохожих, движущихся вдоль нескончаемой однообразной вереницы домов, стремительный железный поток автомобилей и другие малопривлекающие картины, которые мы видим ежедневно, выходя на улицу без камеры на шее. Не дождавшись интересных эпизодов, жанровых сцен на улицах города, стать свидетелем которых, надо признать, удается не так часто, фотографы подчас прибегают к серийной съемке в надежде "отловить" хотя бы один удачный кадр. Конечно, интересный или, как говорят, с изюминкой кадр - дело случая или вознаграждение за проявленное фотографом долготерпение. Удобнее всего снимать камерами с автоматикой, не привлекающими внимание и которые всегда можно быстро привести в "боевую готовность". Невольно задумываешься над тем, каким образом удавалось раньше фотографам, корифеям этого жанра, успеть вовремя запечатлеть пленочной камерой без автоматики заслуживающий внимания уличный эпизод. Много препятствий возникает перед фотографами при съемке на улице людей крупным планом. Наиболее удачные снимки получаются, когда фотограф успеет поймать и запечатлеть в кадре именно ту позу и выражение лица человека, которые составят его "психологический" портрет - облик, который позволит зрителю, глядя на фотографию, попытаться проникнуть во внутренний мир этого человека, в его мысли. Наглядным примером могут служить фотографии Вивиан Майер, которой удалось удивительным образом создать целую галерею незабываемых уличных портретов. Кстати, не излишне предостеречь незадачливых фотографов от возможных неприятностей при съемке на улице незнакомых людей, особенно "запеленговавших" фотографа и не горящих желанием попасть в кадр. В этих случаях лучше проявить коммуникабельность и вступить с ними на время в доверительные отношения или отказаться от съемки. А "Улица полна неожиданностей", что следует из названия старого доброго кинофильма и поэтому по-прежнему привлекает внимание любителей этого романтичного жанра фотографии.
Читать

О цветопередаче

21.6.2018 13:22
В предыдущей статье речь зашла о тех моментах, которых каждый мало-мальски серьезный фотограф старается избегать при фотосъёмке, считая что они выходят за пределы его замысла и по его мнению не сделают его снимки интереснее. Я их назвал, может быть, не совсем корректно—«погрешностями» в технике фотосъемки. Среди них я упомянул неестественную цветопередачу, которую ошибочно отнёс к «погрешностям» объективного характера, считая, что ее оценка не должна вызывать сомнение. А вот и должна. В этом я убедился на примере своих цветных фотографий, которые не только их автор, но и подавляющее большинство зрителей считали «непогрешимыми» по части цветопередачи. Однако, недавно мне пришлось усомниться в 100%-й правильности такого утверждения после того, как мне здесь указали на отдельные изъяны в моих работах по этой части. Оценка цветовой гаммы, в которой ее изобразил фотограф, носит всегда субъективный характер и поэтому часто не совпадает у автора фотографии и зрителей. Нередко фотографы сознательно прибегают к явно выраженной неестественной или перенасыщенной цветовой гамме в надежде придать снимку более яркий, броский характер. В отличие, например, от нерезкости колористика снимка формируется не только в процессе фотосъемки, где многое зависит от правильной установки баланса белого, цветовой температуры, но и в процессе последующей обработки файла, записи его на цифровой носитель. Иначе формируется цветовая гамма пленочной фотографии. В процессе фотосъемки она определяется цветовыми характеристиками фотопленки и цветными фильтрами, насаженными на объектив, если они применялись, а при печати—также подбором фильтров, если это проекционный способ, и через сканирование при печати с негативов или файлов на цифровых машинах, где корректировка цвета осуществляется фильтрами в алгоритме графического редактора.
Читать

О «погрешностях» в технике фотосъемки

19.6.2018 20:21
Каждый фотограф, для которого фотография нечто большее, чем просто «кнопконажимание», мысленно составляет для себя перечень технических «погрешностей», которые по его мнению могут отрицательно повлиять на общее впечатление от снимка и которых он старается избегать в практике фотосъемки. Такой перечень(если он составлялся) носит, безусловно, субъективный характер. И хорошо, если в этот перечень войдут «погрешности», носящие скорее объективный характер—такие, как нерезкость изображения по всему кадру, перекос линии горизонта и наклон вертикальных линий деталей сюжета, неестественная цветопередача, шевеленка и др., которыми, как ни странно, не брезгают некоторые фотографы, сознательно включая их в свой арсенал. Изображение людей со спины не является изъяном ни в технике фотографирования, ни в живописи, если речь идёт о жанре пейзаж. Примером могут служить полотна Каспара Давида Фридриха, где он изображает спиной к зрителю людей, смотрящих в даль и любующихся окружающей их сказочной природой. Такие примеры можно встретить и в фотографии, преимущественно в жанре пейзаж. Фотография же с изображением людей со спины в жанровых, бытовых сценах в уличном пространстве и помещениях производит неоднозначное впечатление на зрителя.
Читать
  Записей на странице
АПРЕЛЬ 2019  МАЙ 2019  ИЮНЬ 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Execution time 0.02784 sec