3 августа 2012, 18:47 Лёля Гольдштейн
http://kievreport.com/arts/781
Еще раз к вопросу туловища в фотографии
На выставке с занятным названием «Cult of the Body» («Культ Тела») в Лондоне показывают работы молодых авторов из объединения Украинская Фотографическая Альтернатива (УФА). Двенадцать фотографов и творческих групп иронизируют на заглавную тему, мусоля, каждый на свой лад, совковый слоган «В здоровом теле — здоровый дух», и не дают спокойно спать тем, кто до сих пор не может понять, что такое фотография в современном искусстве и для чего она нужна.
УФА — объединение новое. Появилось в 2011 году в результате продолжительных споров фотографов-классиков с представителями альтернативного направления во время выставки «Два взгляда на украинскую фотографию», когда Миша Педан дискуссиям предпочел фактические действия — и сгруппировал тех, у кого «я так вижу» отличается от традиционных представлений о фотографии, ее «красоте» и актуальности. Теперь в УФА состоит больше 50 фотохудожников. Это не только молодые авторы, но и классики: Братков, Марущенко, Пятковка, Ляпин, Авдеенко, Смолянинов.
Всего за полтора года члены УФА умудрились организовать ряд выставок на родине, поучаствовать в Московской и первой украинской биеннале современного искусства, а также представить свои работы на фотофестивалях в Китае (PIP 2011) и США (Houston Fotofest 2012). Как раз в Штатах их и заметили сотрудники британского арт-агенства Leisure. Примечательно, что речь идет как раз не о галерее, а об арт-агенстве без привязки к конкретному месту; некой агломерации, объединенной лишь культурой городской среды. Устраивая выставки современного искусства в публичных пространствах разного пошиба — от шоу-румов и ботсадовских теплиц до фабрик и бизнес-центров — они осваивают новые территории и не только расширяют медиа-пространство в поисках нового зрителя, но и приземляют экзальтированный образ искусства.
Учитывая, что «Cult of the Body» апеллирует в том числе и к гламуру, Leisure попали в самую точку. Приуроченная к Летним Олимпийским играм выставка, по словам куратора Миши Педана, затрагивает совокупно тему телесности, тела и мечты, как однородного предмета спекуляции.
К слову, Педан, фотограф и куратор, больше двадцати лет живет в Стокгольме, но, как видно, продолжает болеть за своих. И тут начинается одна небольшая, но показательная история, которая тесно связанна не только с этой конкретной выставкой, но и с ситуацией в культурной среде Украины в целом.
Ранжир таков, что куратор живет в Швеции, выставка в Англии, а фотографы — родимые. Не каждый день наших показывают заграницей, да еще и с успехом — в связи с ажиотажем экспозицию в Лондоне продлили, а дальше выставку повезут в Бристоль. Но вот остались считанные дни до закрытия, а информации о «Культе» в сети все так же ничтожно мало. Вместо этого нам массированно парят глупые перфомансы с собаками, показы низкопробного кино или лекции ни о чем в разнообразных киевских галереях, но на просьбу координаторов написать о проекте главреды изданий о культуре спрашивают: «Ну, и что это дает для развития искусства в нашей стране в целом?», а ответ не слушают — не интересно им. И это не какая-нибудь оправдательная сплетня, а абсолютно реальная история функционирования арт-среды в ситуации, когда вокруг культурных событий у нас необъяснимым образом формируются враждующие кланы: об этом писать мы будем, а о том — ни за что (и это только в лучшем случае потому, что сказать им нечего).
На днях мне попался материал московской Афиши, где бывший главный редактор российского Esquire, небезызвестный Филипп Бахтин, сказал о современных медиа следующее: «Медиа стали похожи на девочку. У них есть два основных признака: первый — они очень некрасивые и неинтересные, а второй — им по определению нужно всем нравиться. Это очень утомительное сочетание». У нас же по касательной: может, и некрасивые, может, и неинтересные, но при этом хотят нравится почему-то не всем, а только условным «своим».
Ясное дело, что безотносительно и объективно — сложно, ведь так уж сложилось, что в Украине профессиональная культурная среда весьма узкая. Здесь как в одесском дворике — все всех знают, и без предрассудков не обойтись. Но не смахивает ли эта стратегия «избирательности» на желание создавать выгодный им пробел и ареол мнимой нужности одних и непригодности других?
В результате дюжина фотографов проекта «Культ тела», среди которых известные Чекменев и Пятковка, впадают чуть ли не в исступление, услышав от иностранных организаторов выставки вопрос о цене работ. Конечно, кто в Украине станет спрашивать сколько стоит фотография, если фотографии в Украине-то и нет. Потому как «Что она дает отечественному искусству в целом?».
Тем временем зарубежные критики с восторгом повторяют украинским мастерам: «мы давно не видели столь наглой фотографии». Отсылая к телесным экспериментам Уиткина, к глянцевому китчу Пьера и Жиля и одновременно к античности, где человек — исключительно природное тело, работы из «Cult of the body» переигрывают его пропорциональность и симметричность на современный лад. И если в античной культуре человек воспринимался как зеркало, отражающее единство и совершенство тела и мира, то в «Культе» он неразрывно связан первым делом с социальной действительностью, сменяющей идеальные формы правдоподобными.
Несмотря на то, что ситуация в Украине похожа на анекдот: «Мужики, вы водку пить будете?», — «Будем», — «Ну, когда будете — позовете», думается, что после успеха этого заграничного проекта УФА многим придется не то что снять, а съесть свою шляпу и наконец-то начать иначе относится к культурным реалиям. Учиться видеть настоящее и пробовать переступить собственную ограниченность относительно благоговения перед «своим» искусством.
В выставке «Культ Тела» приняли участие: Вита Буйвид, Роман Пятковка, Александр Чекменев, Сергей Мельниченко, Валентин Бобик, Валера и Наташа Черкашины, Василиса Незабаром и Юлия Дроздек, Марина Фролова, Денис Кравец, Елена Булыгина, Ярослав Солоп, Мария Войнова. В Лондоне выставка пройдет до 5 августа.
Читать