Великий бог, бог мира, мать солнца, мать луны, мать звёзд,бог грома, бог молнии, мать земли!
Наш непочатый хлеб — соль любезно отведайте, нашу молитву любезно примите.
Мы люди маленькие:
Может быть переднее мы сказали после, а последнее сказали раньше.
Ты, мать огня, своим запахом дыма доведи об этом до великих богов.
Пусть будет все искренне.

Далеко в лесах центральной России, старая бабушка бормочет молитву, обращенную к Богу Солнца Кугу Юмо и молится она о своей семье. А когда она хватает за шею белого гуся, стоящие за ее спиной дочери украдкой крестятся.

Несколькими часами позже птица обезглавлена, ощипана и сварена, а семья собирается разделить трапезу со своими богами.
Все происходит так: на поляне в священной роще люди собираются, чтобы отведать традиционную пшеничную кашу, пиво, хлеб и просто отдохнуть. Главное действие происходит в центре поляны, где уже подготовленную птицу ждут закопченные котлы с кипящей водой. Рядом, в небольшой импровизированной хижине, освещенной свечами, приносят жертву богам.
Наконец, птица готова. Ее раздают по кругу всем участникам праздника, которые сначала пробуют печень, а потом уже и мясо жертвенного гуся.

Это обычное семейное жертвоприношение происходит на священной поляне в Республике Мари-Эл. Дальние родственники финнов и угров — мари осели на Волге, тогда как другие отправились дальше на Запад. Ведя скромное существование на протяжении веков на этих обширных территориях, они остаются одним из самых бедных и самых аграрных народов края.
Их главное богатство — девственные леса, огромные площади, на которых в большом количестве растет сосна и береза. Они поклоняются деревьям, вознося им молитвы на многочисленных священных полянах.

Фактически, Чимари Юла, так они называют свою веру, это дохристианская форма язычества. Мари верят в то, что получают энергию от своих предков. У них много богов — также как и деревьев, например, мстительный Керемет-Тумо (дуб), Кугу Юмо — всемогущий бог Солнца и Чумбылат Он — великий король-воин и защитник народа мари.

Они служат своим богам, как устраивая домашние жертвоприношения или родовые сборища наподобие описанного выше, так и проводя ежегодные массовые богослужения в период сева (май-июнь) или сбора урожая (сентябрь-октябрь). Такие богослужения ведет жрец или выбранный общиной уважаемый человек. Он читает молитвы вслух, часто включая в текст свои собственные мысли и высказывая свое мнение по разным вопросам, также как это делает и христианский священник, читающий проповедь.

В то время как соседние племена ассимилировались и вошли в христианский мир, географическая отдаленность мари послужила естественным барьером, позволившим сохранить первоначальный характер народа. Русские пришли на эту землю в 16-ом веке, когда Иван Грозный двинулся на татар. Тогда народ мари, живший в мире со своими мусульманскими соседями, впервые почувствовал угрозу языческой вере сначала со стороны захватчиков, а потом и от миссионеров, суливших всевозможные блага новообращенным христианам.

Русские построили первые крепости на земле мари. Эти крепости оказались своеобразными очагами цивилизации, способствовавшими зарождению промышленности в регионе. Религия Чимари Юла начала воспринимать некоторые поверхностные признаки христианства. Так, например, марийцы позаимствовали крестное знамение и добавили «Христос Юмо» в список своих богов. Христианские богослужения в церкви и поклонения языческим богам на священных полянах продолжались параллельно, не вступая в очевидные противоречия.

После революции язычество в Республике Мари-Эл пострадало также как и другие религии. В два приема Советская власть провела кампании по вырубке священных рощ, но все инициаторы этих акций внезапно умерли вскоре после совершенного святотатства. Так Чимари Юла продемонстрировала и свою темную сторону — силу колдуний и «бабок» и действенность их проклятий.

Сегодня, с исчезновением тотального государственного контроля, некому больше преследовать народ мари за их веру, хотя на смену государственным карательным органам пришли миссионеры с Запада, довольно успешно несущие «слово Божие» язычникам. И наибольшее сопротивление, как ни парадоксально, они встречают со стороны местной православной церкви.

У марийцев есть некоторая автономия, свой собственный президент, парламент и национальный флаг. Но как и в большинстве автономных республик, в столице Мари-Эл — Йошкар-Оле, также как и в некоторых сельских районах, преобладает русское население.