Проект «Скульптуры» – это визуальное исследование ландшафта и памяти, созданное на береговой линии Рыбинского водохранилища. Из найденных природных фрагментов — кирпича, веток, камней — художник строит хрупкие конструкции равновесия, вступая в диалог с историей исчезнувших мест и водой, скрывшей под собой деревни и села.

Фотографии фиксируют этот мгновенный баланс, превращая жест художника в образ памяти и времени.


География серии охватывает территории Верхнего Поволжья, подвергшиеся затоплению при создании Рыбинского водохранилища в начале 1940-х гг. В результате реализации инженерных работ по строительству Рыбинского гидроузла было затоплено 4580 кв.км земель, более 500 населенных пунктов переселено, образовалась новая береговая линия. Большое число населенных пунктов оказалось в зоне подтопления или временного затопления водохранилища. За 80 лет существования Рыбинского «моря» его береговая линия смещалась и в некоторых местах ушла вглубь суши на расстояние до 100 метров.

В конце весны водохранилище наполняется, вода закрывает берега и подступает к лесам, подмывая берег. В течение лета, плотина в Рыбинске срабатывает большой объем воды, и берега вновь открываются к осени, оголяя части дна и места, на которых когда-то стояли деревни. Этот ежегодный цикл создает зазор, в котором продолжается процесс энтропии и образуется строительный материал для скульптур.

В поле интереса автора находится соотношение понятий места и не-места, которые по Марку Оже «являются зыбкими полярностями: первое никогда до конца не исчезает, а второе никогда не осуществляется полностью». Эрозия береговой линии приводит к перемешиванию исчезающих следов человеческой активности с фрагментами руинированного ландшафта, постоянному переписыванию палимпсеста «идентичности и взаимосвязей».

Ортопедия в скульптурах появляется в качестве метафоры при попытке размышления о процессах памяти. Структуры приобретают форму эфемерных интервенций в ландшафте на местах бывших или существующих населенных пунктов вдоль береговой линии водохранилища, а фотография становится посредником и свидетелем.

Ощущение лакун в семейной памяти привело автора к попыткам их переосмысления через практику долгих прогулок и исследования берега водохранилища. Во время этих визитов проводится исследование, в ходе которого найденные фрагменты, руины подбираются благодаря своим тактильным качествам. С добавлением элементов, взятых от природы, они образуют структуры в поисках новой стабильности. Личное ощущение от мест становится неотъемлемой частью общего опыта нахождения в пространстве.

Фёдор Тощев