На Севере всегда особенный свет. Низкое солнце и чистейший воздух создают то неповторимое ощущение прозрачности и объёма, которое вспоминается по возвращении с Северов. Вы всегда узнаете этот удивительный, дышащий, струящийся в руках, северный свет. Но унести свои ощущения вам удастся только в памяти, постепенно меняющейся и забывающей. Другое дело — фотография, черно-белая, практически вечная и отчасти документальная. 

Северный пейзаж обычно лаконичен и строг. Вода, камни, лёд, редкие деревья. Всё спокойно и утвердительно, и для большинства — не интересно. Тем сложнее задача фотографа: добраться до истины, отразить в единственном кадре суть места и собственное миропонимание, проникнуть существенно глубже простого взгляда, чуть-чуть дальше того, что видно.

Все выставочные работы Юрия сняты с помощью крупноформатной камеры 4х5 дюймов на черно-белую пленку и отпечатаны автором вручную на бромосеребряной бумаге. Этим Юрий Опря полностью соблюдает традицию авторской печати от момента съемки до оформленной работы, что в наше время большая редкость. И только таким «прямым» методом передаётся через время и тысячи километров то, что воспринял автор. 

Видеть и фотографировать черно-белый пейзаж всегда считалось высшим мастерством, а делать это форматной камерой — втройне. Что сейчас значит снимать форматной камерой пейзаж? Это, во-первых, очень тщательно выбирать сюжет, выжидать время и делать один единственный снимок в самый важный момент стечения света, природы, движения; во-вторых, поставить фотоаппарат на штатив, зафиксировав своё местоположение, взгляд; в-третьих, отказаться от скорости, чувствительности и удобства современных камер. Много лишений, осложняющий работу фотографа, но, с другой стороны, приводящих к более сильному и концентрированному результату. А потом – проявка и ручная печать – целый мир творчества, когда первоначальный посыл наконец достигает бумаги.

Исландия – страна вулканов и гор. Ладога – место воды и ветра. Что объединяет эти два пустынных района нашей планеты? Свет. Незабываемый СЕВЕРНЫЙ СВЕТ. Итак, автор всё сделал; фотографии на стенах, вы — зритель.

Ярослав Амелин