В последнее время психологами отмечен рост интереса среди людей пожилого возраста к знакомствам через Интернет. Это связано с постепенным «освоением» всемирной паутины людьми, для которых еще недавно оставалось проблемой зарегистрироваться на сайте знакомств, завести электронный почтовый ящик, да и вообще выйти в Интернет.

Интернет-знакомства для людей зрелого возраста далеко не всегда означают поиск «второй половинки», нередко это может быть просто желание найти людей с похожими интересами. Особенно дефицит общения испытывают люди, попав в непривычную жизненную ситуацию: выход на пенсию, потеря супруга, переезд на новое место жительства (в том числе за рубеж).

Согласно неписаным правилам хорошего тона, в Европе неприлично знакомиться в кафе, кино или на прогулке. Попытка подобного знакомства противоречит общественным нормам морали. Большинство существующих пар находят друг друга по месту учебы или работы. Для остальных одиноких людей остается одно средство коммуникации — Интернет. Поэтому едва ли не каждый европеец оставляет свою анкету на сайте знакомств — так, на всякий случай…

В фотопроекте «Виртуальные знакомства» приняли участие несколько посетителей различных международных сайтов знакомств. В настоящее время эти люди в силу тех или иных обстоятельств живут в Чехии (г. Прага) и мечтают наладить свою личную жизнь. Визуальный образ предполагаемого идеального партнера каждого из участников проекта был изображен авторами фотографии (с учетом их пожеланий). В проекте был использован технический прием рисования красками вручную на среднеформатном слайде («фотоживопись»).

На плоскости изобразительные пласты снимка перекликаются со смысловыми: слой пленки документирует реальный мир, живописный слой, трансформирующий его, заливающий анилиновым глянцем, — мир иллюзий. Разве не иллюзия, что эти немолодые люди все еще надеются встретить идеального партнера (молодого, обеспеченного, здорового, сильного, надежного, привлекательного и пр.)? Другая «великая иллюзия» — переезд из неблагополучных стран бывших союзных республик в поисках лучшей жизни, некоего сказочного «тридесятого царства», где все совсем по-другому, совсем не так…

Метод рисования на негативе принципиально созвучен обработанному цифровому изображению, являясь при этом более реальным (и даже магическим) монтажом изображения желаемого. Монтаж ставит под сомнение саму ноэму фотографии (Р. Барт), заставляя задуматься — а было ли так на самом деле? Манипуляции с негативом сродни ритуалам древней продуцирующей магии, — возможно, нарисовав нечто, мы помогаем этому осуществиться в реальности.

Грубо обрисованные, полуабстрактные пятна-лица «суженых» на снимках становятся визуальными клише набора желаемых качеств партнера — красивый, добрый, не жадный, умный. Но как можно достоверно изобразить «умного, не жадного?» Ведь внешность партнера, по словам, большинства участников проекта, для них не важна. Однако это действие сродни первобытным наскальным рисункам — психология человека не изменилась (рисуй оленя перед охотой).

Краски в сложной структуре снимка становятся смысловыми элементами среды. Красочность проникает в саму ткань снимка, компенсируя нехватку яркости человеческого бытия, нарушая закрытость будничного интимного пространства, визуализируя желаемое. Откровенность цвета сопоставима с откровенностью самих участников проекта — и тогда мы имеем дело уже не с цветом, а с долгое время подавляемыми эмоциями, желаниями и надеждами. Ведь когда чувства долго сдерживают — наблюдается их всплеск. И здесь важно субъективное зрительское восприятие: одним яркий локальный цвет кажется вульгарным, для других — важна их открытость, чистота, откровенность. Ведь не каждый из нас решится вот так вдруг взять да и поведать о своей мечте — как известно, рассказанные мечты не сбываются…

Текст: Наталья Резник
Фото: Наталья Резник, Денис Давыдов