ТЕМА:
Андрей Гринин, 22.01.2014 10:01
"признание, часть 6 — полный поворот кругом"
признание фотографии искусством, по историческим меркам случившееся чуть ли не сразу при рождении, сродни умилению, сопровождающему всякое рождение ребенка, и гаданию на кого он больше похож — на папу, маму, а может на дедушку?..
у ребенка все как у настоящего человека, только маленькое — он уже человек
у фотографии далеко не все как у настоящего искусства, и если продолжить аналогию с живым существом, она скорее мутант
или гомункулос — подобие человека, созданное in vitro магом-алхимиком; сразу вспоминается Франкенштейн — в 1816 году, когда Мэри Шелли привиделся этот сон, Ньепс уже работал над своим изобретением
аналогия уместная, но не равная пониманию — всего лишь первый шаг к нему

есть еще один коварный умственный кунштюк — "если бы..."
если бы не было искусства — что было бы с фотографией?.. все-таки она продукт науки с искусством прямого родства не имеющей, ее и придумал-то не художник, а маньяк в духе героев Бальзака, нищий изобретатель-самоучка, мечтавший разбогатеть
дано ли было бы фотографии стать праобразом искусства?..
вряд ли: как уже было сказано, возможность буквального запечатления видимого не входит в список изначальных устремлений человека к познанию мира
не зрение породило искусство, оно играло роль повивальной бабки — всего лишь
равно как не из уха вышла музыка
иными словами, умственные спекуляции не могут дать внятного ответа на простой вопрос: почему мы считаем фотографию искусством?
здесь проходит граница различия между артефактом и произведением искусства, которая точно так же не может быть обозначена чисто логически, потому что произведение искусства тот же артефакт, но в силу каких-то не всегда уловимых причин, повышенный в ранге

ранжирует произведения своих рук, т.е. распределяет по уровням значимости, не неведомая сила, не автомат, а сам человек — опираясь на исторически сложившиеся представления о значимом в контексте его бытия
кто-то, в какой-то момент, принимает решение, что данный артефакт должен быть повышен в ранге
тот факт, что мы не всегда можем определить субъекта данного решения, а "момент" понятие и вовсе растяжимое, не отменяет самого решения — вмешательства человеческой воли
решение — главный фактор социокода, его привод, без которого не было бы ни этого механизма, ни собственно общества

кто и когда повысил ранг фотографии — решил, что фотография тоже искусство?
углубление в историю показывает, что широкого — социального, а не только узко дисциплинарного, в интерьере фотографии — консенсуса на этот счет не было по-меньшей мере до двадцатых годов прошлого века
было согласие между пикториализмом и широкой публикой, основой которому служило достаточно поверхностное представления о том, что искусство — это картинки похожие на живопись или рисунок
но такое, почти стихийное, согласие не принималось во внимание как решающее — исчерпывающее проблему, ни одной из тогдашних авторитетных инстанций, ответственных за подобные решения: ни торговцами "настоящим" искусством, ни "настоящими" художниками, ни, наконец, крупными музеями и коллекционерами, вместе образующими т.н. экспертное сообщество

и все таки решающее слово было сказано, но не экспертным сообществом, а людьми, которые считали, что фотография таки искусство, но не то же
отвлекаясь от эстетических оснований тождества-различия фотографии и искусства, послуживших причиной всех этих коллизий, я предлагаю обратить внимание на чисто социальный аспект — ключевой для социокода
а именно на тот факт, что столь радикальное решение было принято в контексте революции авангарда маргинальной (на тот момент) группировкой деятелей искусства, фактически сектой, насчитывающей всего несколько десятков человек — художников, фотографов, киношников и энтузиастов-коллекционеров
им симпатизировала небольшая и не слишком влиятельная часть интеллекуталов, настроенных по-богемному антибуржуазно, т.е. левацки

эти люди радикализировали само представление об искусстве — предложили практически, а не путем отвлеченных спекуляций понятиями, такое решение его имманентных проблем, накопившихся по-меньшей мере за предшествующие четыре, считая от Ренессанса, века, какого просто не могло быть выработано никакими иными существующими институциями*

это был второй за всю историю случай разрыва искусства с попечителями
первый имел место в Византии, в VI-VII вв, в виде политической смуты под знаменем иконоборчества
но в отличие от византийского разрыва, имевшего в подоплеке политический кризис — разлад в стане попечителей, новый разрыв был инициирован разладом в самом интерьере искусства, распавшемся на две несогласуемые части: ту, которая полагала главной интенцией искусства изобразительность, и ту, которая противопоставила мимезису отвязанную от подражательности игру создаваемых художником форм

какими бы манифестами и спекуляциями ни снабжал авангард свои эскапады, фактически он возвращал искусство к его началу — перепрыгивая и через Ренессанс, и через античность
недаром почти все его деятели, так или иначе, вдохновлялись примитивами — искусством не европейских культур
казалось бы, причем здесь фотография?
ответ прост: она служила в глазах деятелей авангарда еще более радикальным отрицанием искусства, нежели самое решительное формотворчество

радикальность состояла в принудительной, а не воображаемой объективности фотографии, заставляющей в картинке служить искусству самое вещный мир — словно сниться наяву
происходила сюрреализация бытия

___
*т.е. сообществом попечителей искусства
ОБСУЖДЕНИЕ:

Михаил Курбатов, 22.01.2014, 13:02 +1
Всегда считал и считать буду, о чём и здесь говорил неоднократно, что фотография не искусство, а ремеслуха в изобразительном творчестве.

Андрей Гринин, 22.01.2014, 13:19 думаю вы немного поспешили; на днях выкачу продолжение (а может окончание), тогда и поглядим что есть what
мое ощущение, т.е. нечто бездоказательное — фотография может быть искусством, но для этого нужно очень специфическое усилие, а не специфические навыки
усилие+культура в самом широком смысле

Михаил Курбатов, 22.01.2014, 13:41 С интересом буду ждать продолжение - поднятая Вами тема давно не даёт мне покоя.
Мне всегда рекомендовали принимать как аксиому утверждение о том, что фотография это искусство, но ведь и я тоже знаю, что в конце позапрошлого и начале прошлого веков, такая крамола никому не могла прийти в голову.
Так от чего такое случилось, в какой исторический момент, что послужило поводом??
У Вас я вижу достаточно глубокий анализ ситуации и цель обосновать данный факт. Полагаю Ваше мнение экслюзивное, и от этого оно ещё бролее интересное, нежели чем те поверхностные суждения которые приходится слышать в качестве расхожих аргументов.