Сообщество
Форум
Фотографическая жизнь
Тема: 07.06 Ретроспектива фильмов Александра Сокурова на телеканале "Культура"|
Вадим Раскладушкин 07.06 Ретроспектива фильмов Александра Сокурова на телеканале "Культура" |
|
| 07.06 Ретроспектива фильмов Александра Сокурова Александр Сокуров: «Я не в состоянии совершать революции, да это и не в моем характере. Мне ближе эволюционная деятельность. Да и вообще: как можно говорить о новаторстве в контексте искусства? Что нового, скажем, в живописи Кандинского или Малевича относительно искусства древнего Египта, или в картинах импрессионистов, Сезанна - после Рембрандта? По-моему, все определения новизны - не более чем корпоративная искусствоведческая условность. Искусство уже совершилось, и очень давно совершилось. Но каждый художник движется своим путем к своей собственной цели». Режиссер, сценарист, актер Александр Николаевич Сокуров закончил исторический факультет Горьковского университета и ВГИК (мастерская А. Згуриди). Его дебютный документальный фильм «Мария» (1978) увидел свет, как и еще 11 его картин, снятых за девять лет, только с началом перестройки в 1987 году. Дипломная работа режиссера, игровая лента «Одинокий голос человека», снятая по прозе Андрея Платонова также в 1978 году, едва не была уничтожена, а в 1987 на кинофестивале в Локарно удостоилась премии «Бронзовый леопард». Ярчайший представитель «авторского кино», Сокуров – признанный мастер игрового и документального кинематографа, обладатель призов фестивалей в Берлине, Оберхаузене, Флоренции. В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино. В 1999 году его картина «Молох» удостоилась приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Последние несколько лет Александр Сокуров представляет на суд зрителей разные, но все по-своему уникальные картины. В 2002 году появился «Русский ковчег». Игровая лента о трех веках русской истории была снята в стенах Эрмитажа одним сквозным проходом камеры за 90 минут реального времени. «Русский ковчег» представлял Россию на кинофестивале в Каннах. Также фильм выдвигался на европейскую кинопремию «Феликс» в двух персональных номинациях – «лучший режиссер» и «лучший оператор» – без оценки картины в целом. Но Сокуров отказался от участия в этом конкурсе: «Я предложил деперсонифировать нашу картину в международном пространстве, не выделяя ничьих заслуг и воздавая должное всей съемочной группе. Это было бы, на мой взгляд, самым справедливым решением». Через год была закончена работа над фильмом «Отец и сын». Это вторая часть задуманной трилогии, посвященной драме природных человеческих связей. Как и в первом фильме «Мать и Сын» режиссер воссоздает материальную среду притчи, у которой нет начала и конца, нет временных и топографических вех. В главных ролях снимались непрофессиональные исполнители. За фильм «Отец и сын» Александр Сокуров получил Приз Прессы Международного Каннского кинофестеваля. В прошлом году Александр Сокуров снял фильм «Солнце» - это третья глава кинотетралогии, которую нельзя отделить от двух предыдущих фильмов «Молох» и «Телец». Фильмы прежде всего объединяет ситуация героя, переживающего личную катастрофу. Гитлера (в «Молохе») мы застаем в момент начавшего распада самого материала индивидуальности на нравственно-психологическом уровне. Ленина «(«Телец») мы видим, когда завершается его эпоха, его физическая жизнь. «Солнце» посвящен императору Японии – Хирохито. Он был одной из немногих властителей ХХ века, кто предпочел жизнь фетишу. Европейская премьера фильма состоялась в начале 2005 года на Международном кинофестивале "Берлинале". Телеканал «Культура» представляет небольшую ретроспективу фильмов Сокурова. 7 июня в 21:25 зрители увидят "Дни затмения" (Ленфильм, 1987). ![]() ![]() По мотивам повести братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света". Сценарий Юрий Арабов при участии братьев Стругацких, Петра Кадочникова. Оператор Сергей Юриздицкий. Композитор Юрий Ханин. Звукооператор: В. Персов Художники: Е. Амшинская. Монтаж: Л. Семенова. В фильме использована музыка музыка Р. Шумана, А. Шнитке, Ж. Оффенбаха, М. Глинки, народная музыка. В ролях: Алексей Ананишнов, Эскендер Умаров, Ирина Соколова, Владимир Заманский, Кирилл Дудкин, Алексей Янковский, Виктор Беловольский. В фильме «Дни затмения», снятом по мотивам повести знаменитых советских писателей–фантастов братьев Аркадия и Бориса Стругацких, действие перенесено в Среднюю Азию, где молодой русский доктор лечит детей и пытается писать литературные труды. Герой, заброшенный в мир чужого климата, чужого говора и чужих обычаев учится ничему не удивляться и даже принимает у себя ангела в образе ребенка. "Видит бог, что все сделано чистыми руками, с велимкой любовью к нашему отечеству и скорбью о тех бедах, которые у нас есть. Мое глубокое убеждение, что самые сложные и противоречивые обстоятельства, которые есть в каждой жизни, растворены всегда в повседневности, потому что каждое утро мы начинаем с того, что чистим зубы, а вечером падаем лицом в подушку, не зная, как жить" (Александр Сокуров). «…Любители фантастики Стругацких, как и в случае со "Сталкером" Тарковского, должны будут примириться, что увидят не экранизацию повести, а совершенно самостоятельное кинопроизведение, обладающее самостоятельной ценностью. Надо сказать, что основная идея литературного источника, идея о том, как трудно творческому человеку в мире тоталитарного мышления, в мире административного невыносимого давления… — вот эта идея взята целиком и перенесена в совершенно новые условия и звучит вполне убедительно и производит даже еще более страшное впечатление, чем испытывает читатель повести, которого отвлекают от чтения какие–то привходящие обстоятельства, проблемы, поставленные автором, загадки. В фильме Сокурова нет никаких загадок. В нем нарисован странный и страшноватый мир, в котором человек должен жить, работать, творить несмотря ни на что, а это очень непросто» (Борис Стругацкий. Автор повести «За миллиард лет до конца света», из интервью по радио). "Фильм «Дни затмения», снятый по мотивам повести знаменитых советских писателей–фантастов братьев Аркадия и Бориса Стругацких, перенес действие в Среднюю Азию, где молодой русский доктор лечит детей и пытается что–то писать. Молодой современник на жизненном перепутье у Сокурова впервые появляется именно в этой картине, открывающей своеобразную кинотрилогию. Этот герой, переживающий период становления в ситуации сломанного и обнажившего прорехи уклада жизни, связывает три фильма режиссера. Горькой иронией по поводу изжитых сакральных символов пронизана вся эта «трилогия». Фильмы «Дни затмения», «Круг второй», «Камень», снятые в разные годы, связаны одной коллизией: постоянное сосуществование реальной повседневности, так сказать, бытовой жизни, и вестей или заложников Оттуда — из небытия. Юный атлет из «Дней затмения», сыгранный непрофессиональным исполнителем Алексеем Ананишновым, такая же архаическая символика былой мощи рухнувшей советской империи, как пластинка с речью Брежнева, которая звучит в фильме, как огромный муляжный Серп и Молот, торчащий среди пустыни. Дмитрий Малянов из повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» не имеет ничего общего, кроме имени, с героем «Дней затмения». В сущности, для Сокуровского героя конец света уже наступил и граница конца пришлась на его жизнь. Герой, заброшенный в мир чужого климата, чужого говора, чужих обычаев учится не удивляться проявлениям насилия над другими и над собой, чтобы выжить, разговаривает с мертвецом, усмиряет и кормит экзотических гадов, и, наконец, принимает у себя ангела в образе дитяти. Этот фильм в прокате России периода перестройки имел зрительский успех. Алексей Ананишнов сыграл впоследствии главную роль еще в одном фильме Сокурова — «Мать и сын». Фильм вошел в 100 лучших фильмов столетия, отобранных Европейской киноакадемией". (Александра Тучинская ) 8 июня в 22:10 зрители увидят "Скорбное бесчувствие" (Ленфильм, 1983-1987) - фантазии по мотивам пьесы Б. Шоу "Дом, где разбиваются сердца". Фильм вызвал скандал еще на стадии работы, которую прерывали, запрещали в разных инстанциях, пока, наконец, не выпустили в перестроечное время в 1987 году. Пожалуй, именно сегодня особенно внятно звучит в этой картине важнейший для режиссера мотив - беззащитности человека, спрятавшегося как в коконе в стенах отчего дома от ужаса истории и бытийных проблем. Защита - наука, техника, культура - цивилизация - может в любое время рухнуть и задавить «гордого» всем этим человека. Фильм участвовал в конкурсной программе ХХХVII Международного кинофестиваля в Западном Берлине в 1988 году. Приз Фипресси на ХV Международном кинофестивале в Москве. Специальный приз памяти Андрея Тарковского (1987). В ролях: Рамаз Чхиквадзе, Алла Осипенко, Владимир Заманский, Татьяна Егорова, Виктория Амитова, Ирина Соколова, Дмитрий Брянцев, Вадим Жук, Илья Ривин, Андрей Решетин, Владимир Дмитриев. 9 июня в 22:15 - "Телец" - кинодрама об одном из последних дней В. И. Ленина (Ленфильм, 2000). В ролях: Леонид Мозговой, Мария Кузнецова, Сергей Ражук. 10 июня в 21:40 - "Молох" (Россия - Германия - Япония, 1999). У героев этой кинопритчи исторические имена, печально известные всему миру - Адольф Гитлер, Ева Браун, Йозеф и Магда Геббельс, Мартин Борман. Действие разворачивается в течение суток в призрачном и неприступном Доме, построенном на Горе для человека Власти. В ролях: Елена Руфанова, Леонид Мозговой, Леонид Сокол, Елена Спиридонова, Владимир Богданов, Лев Елисеев, Анатолий Шведерский, Сергей Ражук. Фамилия Сокуров – знак качества. Это касается и официального сайта Александра Николаевича - "Остров Сокурова". Здесь вы найдете подробную информацию о режиссере и его фильмах. |
|
Уже не в один киоск заходил спрашивал Александра Сокурова на DVD как собрал Тарковского, к сожалению говорят нет, если кто знает, а большинство и не знает...
С удовольствием еще раз пересмотрю.
Жаль пока не все.