Андрей Гринин

ХОККУ И ФОТОГРАФИЯ

7.10.2018 10:37

переношу сюда заметку, слегка отредактированную (стилистическая ретушь, не затрагивающая сути) которой лет тридцать; написал в силу привычки обдумывать каверзные вопросы "на письме"
тогда еще не было ни компьютеров, ни интернета (во всяком случае у нас), ни, тем более, цифровой фотографии
но я и сейчас могу подписаться под каждым словом


***

Японская поэзия т.с. экологична—с этого тезиса удобно начинать разговор о ней. Судзуки, сравнивая Басё с Теннисоном, отмечает эпистемологическую агрессию европейца. Только на первый взгляд это наблюдение может показаться поверхностным. Европейская поэзия, сравнительно с восточной, действительно если не агрессивна, то всяко активна: это сильное истечение вовне духа, ищущего себе форму “по плечу”. Субъект-объектное бытие (европейская базовая интуиция) неизбежно порождает напряжение, усилие удержания себя в равновесии поставленного на-попа маятника. Вектор этого усилия обращен вспять, он, собственно, есть усилие памяти, “работа траура” по выражению Р.Барта, поиск утерянного времени как символа утраченного единства восприятия. В хокку время запечатлено настолько емко, что “утеря” попросту невозможна. Хокку это snap – снимок-миг, в котором непринужденно помещается вечность.

Что это?—

До чего же долго
Льется дождь! На голом поле
Жниво почернело


Или

Роняя лепестки
Вдруг пролил горсточку воды
Камелии цветок


И еще

Поля по-зимнему глядят.
Лишь кое-где крестьяне бродят,
Сбирая листья первых трав.


Чем не фотография?! Не надо сильно напрягать воображение, чтобы уяснить—хрестоматийное
На голой ветке
Ворон сидит одиноко
Осенний вечер

всего лишь увидено. Но как емко запечатлено! Знаменитое “Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...” Александра Блока—из той же серии. И символистов иногда пробирает.

Усилия познающего духа, в конце-концов возвращающегося к себе же, порождают меченый знаком memento—Это Было—бесконечный нарратив, пудовую хронику его приключений A La Recherche Du Temps Perdu. Дух неразделенный в себе выпускает на свободу бабочек хокку; взмах их крыльев значит: Это Есть.

Для японца хокку это стих, форма. Европейцу уловить хокку именно как форму, как стих, по крайней мере на слух, затруднительно; ему это доступно как чистая поэзия. Возможно мы воспринимаем хокку более непосредственно, чем сами японцы.

Э.Дега говорил, что рисунок не сама форма, но винт закручивающий форму. Это можно отнести и к хокку. Европейский стих это клетка, откуда раздаются трели певчей птички. Хокку—жердочка, с которой и вороне не стыдно каркнуть что-нибудь от избытка чувств (см. восхитившее Дж.Сэлинджера хокку девяностолетнего поэта о геморрое).

Все это значит, что хокку есть некий манифест фотографии, или парадигма, появившаяся за два века до нее, и совсем не в том месте, где уже был почти готов для нее технологический фундамент. Все великие игрушки изобрели китайцы—кроме фотографии, которую, в виде хокку, открыли японцы.

Комментариев: 12
Просмотров: 1472
Игорь Юнаковский  ( # )
Дагер и Ньепс вдохновлялись, значит
Андрей Гринин  ( #   )
они не имели о хокку ни малейшего представления
думаю, Ньепс не имел ни малейшего представление о поэзии, а Дагер--очень приблизительное
по-большому счету их интересовал только один "концепт"--деньги
Семён С  ( #   )
"их интересовал только один "концепт"--деньги". Откуда такая уверенность, Андрей?
Андрей Гринин  ( #   )
читал их переписку, да и вообще, все это давным-давно известно; историки фотографии с этим разобрались уже лет сто как--если ваш вопрос о деньгах
а что они не знали ничего о японской поэзии, то это еще проще--тогда во Франции, да и вообще в Европе о ней были немного осведомлены--не более того, считанные люди
Андрей Гринин  ( #   )
и вообще, разве о них речь?.. наверное очень долго думали--и забыли о чем
Сергей Петров  ( # )
солидарен:

хокку имеют сходство с фотографией

передача (фиксация) момента или состояния красивым образом.

никаких моралей и оправданий. хокку ни в коем случае не нравоучение вроде басни.

"украшательства" снимков в фотошопах только отдаляют картинку от её первозданного состояния.

от фотографии требуется лишь артефакт.

"краткость - сестра таланта"

(Мао)
Андрей Гринин  ( #   )
немного скребет "красивым образом", но придираться не буду

а вот ваш idée fixe "первозданное состояние" это абсолютная химера
фотография (как и поэзия, как и вообще все, чем человек занимается) это определенная практика, к тому же очень, скажем так, техноемкая, без hard drive невозможная, а значит неизбежно преобразующая

иначе откуда бы взяться красивым образам--первозданность не содержит ни образов, ни красоты
Евгений Харитонов  ( # )
Любое высказывание - это, показать свои чувства
С японским искусством знаком очень мало. Неблагодарное занятие сравнивать и сталкивать тех, кто при жизни даже не догадывался, что это произойдет
Андрей Гринин  ( #   )
вообще-то еще и мысли
похоже, что вы мало знакомы не только с японским, и не только с искусством
Евгений Харитонов  ( #   )
Андрей это была защита,
Андрей Гринин  ( #   )
кого и от чего? я ни на кого не нападал
Евгений Харитонов  ( #   )
Андрей

это была защита,
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.

Метки блога

ФЕВРАЛЬ 2024  МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Execution time 0.090165 sec