Андрей Гринин два джина в одном кувшине |
|
с фотографией происходит то же самое, что в свое время произошло с "искусством" читать и писать: мы на пороге повально-всеобщей визуальной грамотности когда грамотных было мало, чтецов и писарей очень уважали и привечали но никому в голову не приходило ярмарочного чтеца или полкового писаря почитать яко актера или писателя а мы каждого фотоловчилу готовы признать художником, но что еще смешней — ловчилы первые мнят себя художниками, на меньшее оне не согласны сие есть потеря субъекта искусства: субъект врет себе и миру о том, что он — художник такой трюк был бы невозможен, если бы фальсифицированный продукт деятельности лже-субъектов "art'a" не был бы востребован рынком я подчеркиваю — рынком, а не потребителем: сам потребитель никогда бы не догадалася, что ему это нада — почитать любое мало-мальски членораздельное изображение яко икону, а изготовителя ладных картинок — яко полубога потребитель — не субъект по определению, но теперь, благодаря тотальному маркетингу, он тоже превращается в квази-субъекта искусства — как идол арт-рынка таким образом мы получаем "парадигму contemporary art" — парадигму тотальной неподлинности творения, опирающуюся на фальсифицированного субъекта по обе стороны некоего акта — отчасти по инерции, отчасти в видах корысти лохотрона — именуемого "art" ...демократия и рынок создали своего "Хоттабыча" — нашли кувшин с двумя джинами, и выпустили их на свободу фотография и есть этот кувшин |
сочетает два качества:
1. насобачился выпекать смачные фотки согласно медийных стандартов
2. знает с кем вотку пить
точнее, не создаются, а складываются, как бы сами собой — т.е. это исторический процесс, в котором задействовано много факторов
ловчилы-пройдохи поддерживают только самих себя, используя для этого все, что под руку подвернется: одни — политику (самые амбициозные и жадные), другие — которым IQ позволяет — науку, третьи (тоже как правило не дураки, и с хорошим чутьем на халяву) — искусство во всех его видах; этим фотография особенно кстати, потому как "порог проходимости" здесь самый низкий, а навар, если повезет чуть-чуть (как пел папаша Дулитл), скорый и жирный (относительно)
лепить картинки на потребу — дело нехитрое, когда уже есть стандарты
Это верно. Но разве так было не всегда? Мне кажется, что есть параллельные миры, устроенные по разным законам.
смотря на чью потребу и по каким стандартам, не говоря уже о том, кто лепил — и как лепил
и это еще не все "разницы", может быть даже не главные
главная в том, что все касающееся искусства было в руках "лепил" — они создавали стандарты, и это были прежде всего стандарты мастерства
Леонардо, к великому раздражению монахов, писал "Тайную вечерю" больше четырех лет, и совсем не по их "стандартам" — и никто ему ничего не мог приказать, потому что все знали — он лучший
то же самое с Микельанджело — вообще со всеми, кого нынче почитают великими
кто решил что они лучшие? уж точно не рынок — тогда не рынок "решал", и не те, кто им рулил, и все "рулилы" знали, что искусство — не их епархия
теперь, когда мастерство — действительное или мнимое, ничего не решает, настало время проходимцев — но самые ловкие проходимцы своими ручонками ничего не делают, даже при посредстве волшебной хайтековой кнопки "сделать все" — они зарабатывают на свой очень толстый бутерброд с могучим слоем икры пачкотней масгов ну очень сытых обывателей, рулят рынком, заточенным под обывателя, стригут комиссионные; на худой конец подрабатывают кураторами в галереях и при "структурах" разного калибра — от муниципальных до государственных, либо окармливаются при универах и разных "школах"
им не нужны лучшие, не нужны творцы — "товар" штучный, и все более трудно распознаваемый, тем более, что, ввиду отмены "гамбургского счета", растерянный и разобщенный — им нужны чующие их "попечительскую" потребу contemporary-ловкачи
На самом деле историй с "рулением" великими тоже немало. Взять хотя бы Святого Матфея Караваджо или Страшный суд Микеланджело.
в параллельных мирах не бывал, ничего о них не знаю, и потому судить не берусь
"Страшный суд" редактировал не сам автор, который, как известно, по случаю недовольства тогдашнего (не того, кто заказывал, а его преемнику) "рулилы" папы, даже нахамил патрону
Караваджо пошел на очень сильное отклонение от стандартов, это верно, но это было уже на грани времен; к тому же он отличался умением наживать себе врагов — тем не менее, никто не сомневался в его мастерстве, и в том, что он лучший