|
Photographer.Ru обсуждение статьи Журнала Создание долгосрочных фотопроектов |
|
| Фотографы Сэнди Сугавара и Катиана Гарсию-Килрой расскажут о работе над их совместным проектом «Покажите мне дорогу домой» о лагерях, в которых содержались американцы японского происхождения во время Второй Мировой войны. | |
Это обычное историческое (архивное) исследование (в лучшем случае, в худшем - журналистика), где фотографии выступают в качестве иллюстраций и фотофиксации документов.
Лучше задать вопрос, почему подобные исследования проходят и продвигаются в фотографическом поле (среде), а не в научном? Может это просто такой вид фотопублицистики (исторической)? Тогда тем более хочется понять его контекст. Хотя, подозреваю, что фотография здесь необходима в своём самом распространённом на уровне массового сознания (всё ещё) понимании - в качестве " подтверждающего истину документа". Интересно, можно ли книги Семёнова или Пикуля, активно работавших с архивными документами, считать исследованием?
Думаю, что фотография и не была никогда подтверждением факта. Она была и остаётся средством «погружения» зрителя в событие, костылем для воображения, обогащающим детали.
Книги Пикуля вымышлены по результатам исследования. Чтобы быть исследованием — это должен быть длинный список выписок из документов, последовательность цитат. С книгами Семенова все еще сложнее. Они могли быть придуманы по свежим впечатлениям, причём так, чтобы ни в коем случае нельзя было узнать прототип в персонаже.
На сайте книги и у издателя проект описывается как journey, не как research.
Но меня интересует немного другое - если в рамках фотопублицистики поднимаются какие-то социально-значимые вопросы (а это сегодня сплошь и рядом), то насколько (в какой мере) подобные проекты эти социально-значимые вопросы могут (в состоянии) раскрыть (посредством языка фотографии)? Не скатываясь с одной стороны в очевидную пропаганду тех или иных мировоззрений, с другой - быть именно источником каких-то новых знаний, отношений, важных для формирования общественного дискурса?
И вообще - разве это всё про творчество?
К слову, Майкл Кенна снимал "долгосрочный фотопроект" про нацистские концлагеря более 15 лет. Более 6000 негативов, более 1500 "рабочих" отпечатков, более 250 выставочных отпечатков.
Сравнивать, конечно, не следует. И не следует делать выводы.
Если очень коротко — задача общественно-публицистического проекта проиллюстрировать известный общественный вопрос.
А как и, главное, кто "задаёт тон" - выбирает, какой известный общественный вопрос нужно проиллюстрировать?
Актуальность - она каким образом формируется (это не праздный для меня вопрос, сам понимаешь)))
Если говорить о моих мотивах (как мне всё это видится со стороны), многое из того, что я вижу, похоже на какую-то игру, где самое главное - не самому участвовать, а привлечь в игру как можно больше игроков. И собственно вопрос манипуляции общественным сознанием, поведением с помощью (индивидуального) творчества так и не закрыт для меня.
На нижнем уровне «художник» выбирает «сердцем» вопрос и творчески разрабатывает под него иллюстративный материал.
На следующем уровне «властители дум» — кураторы и редакторы выбирают из большого количества иллюстративных проектов то, что соответствует их пониманию актуального и показывают это.
Наверняка есть еще уровни выше описанных. ….
Тема привлечения как можно большего количества участников отражает идеологический конструкт о демократии (власти большинства равноправных граждан).
Тема об управлении общественным сознанием очень обширная. На одном конце — школьные учебники. На другом, в сфере контроля китайцы разрабатывают контроль благочиния в интернете, перед которым стоит задача отслеживать и выявлять все проявления и выражения депрессии и негатива.
Это все уже далеко от фотографии.