На этой выставке, а точнее показе коллекции Игоря Суханова, всю экспозицию составляет искусство, которое мы отнесем к разделу «новых медиа» — новых, конечно же, в кавычках, поскольку с рождения фотографии прошло уже более 180 лет, если вести отсчет с 1840-х годов — с первых опытов Ньепса и Дагера, Тальбота и других. Художники, работающие с техникой и смотрящие на мир сквозь объектив, будь то фотокамера или видеокамера, остаются всегда на некоем нелегальном положении относительно классической триады живописи, скульптуры и графики в визуальном искусстве. Из-за нелегальности положения порой рождаются проблемы, а порой — иной подход к искусству. Следить за почерком живописцев — это одно направление в области визуального наслаждения, следить за почерком фотографа, видеохудожника или промпт-инженера — художника, приручающего искусственный интеллект, — другой тип наслаждения.
На этой выставке дан голос работам авторов, которые избрали путь укрощения технических средств для решения своих творческих задач, будь то фотография, видео, цифровое искусство. Расширение коллекции в эту область сам коллекционер делает осмысленно и осознанно, отправляясь на территорию нового для себя собирательства, изучая и открывая новые пространства. Становятся важными новые вводные технических процессов, такие как техника, способы создания произведений, а также варианты показа и хранения, классификации и понимания ценности новых техник печати и репрезентации изображения. На наших глазах в течение последних 25 лет произошла глобальная перемена, которая случилась мягко, органично и, казалось бы, незаметно: фотография стала тотальна и повсеместна, даже в какой-то степени «поглощающе прозрачна». Что мы понимаем под глобальной переменной, так это возникновение цифровой фотографии и ее глобальное распространение в массы и, соответственно, на территорию искусства.
В выставке отражены различные периоды. Это и доцифровая эпоха, где большой частью коллекции становятся рукопечатные листы представителей ленинградской фотошколы Бориса Смелова, Андрея Чежина, Александра Китаева, Александра Черногривова и многих других — в то время когда быть художником в фотографии означало иметь высокие технические навыки как съемки, так и печати собственных снимков. Речь идет о уникальной печати снимков автором, о субъективном авторском видении и почерке, фокусах и алхимии фотографии бромсеребряной печати, авторских методах тонирования изображения. Мы обращаем внимание на точность печати, которой добивались художники в темных комнатах с красным освещением. Конечно же, в это время процветала и любительская как черно-белая, так и цветная фотография, все мы находим прекрасные фотокарточки в домашних фотоальбомах, порой достойные и выставок, и внимания специалистов. Но язык художников и любителей был слишком различен из-за технических возможностей того времени.
После 2003 года с плавным вхождением в обиход цифровой фотографии фотоаппараты появляются в мобильных телефонах, сначала маломегапиксельные, и потом, по возрастающей, фотография становится все более тотальной, качественное фотоизображение можно получить в минилабе за доступные деньги. Это революционное цифровое изменение прошло довольно мягко, если сравнивать с временами появления фотографии и кино в середине-конце девятнадцатого века. Возможно, мягкость этих перемен ощущается нами, поскольку произошла в нашу бытность у нас на глазах.
Имея дело с художниками, работающими с фотографией и видео, мы всегда сталкиваемся с особым взглядом на реальность, которую сложно игнорировать фотографу, в отличие от живописца, оперирующего изображением другим способом. Поэтому требуется вести некое разделение на отделы и понятия для нашей выставки: способ композиции через кадрирование, журналистский подход, вуайеризм в модельных съемках, документирование акций и перформансов — все это особенности медиа, за которыми мы предлагаем проследить зрителю.
Социальное в субъективных репортажах Сергея Подгоркова обладает лирическим теплым взглядом, пусть и в нелицеприятную городскую среду. Автор сочувственно относится к своим героям. Этот подход очень сильно отличается от цифровых работ Дмитрия Маркова, которые тоже можно отнести к разделу социальной фотографии. Работы десятых — начала двадцатых годов Димы Маркова строятся вокруг «социалочки», но взгляд и метод его колючий, холодный и неуютный, чтобы репрезентировать социальный кризис последнего времени — цифровые снимки предельно резкие, критикующие реальность каждым своим пикселем.
Язык фотографов-художников способен захватить то неуловимое социальное состояние нашего общества мелкими деталями, важными словно для разгадывания детектива нашего времени. Это ярко проявлено в работах Сергея Браткова «Гимн» и «Секретарши», Тима Парщикова «Горящие новости». У Браткова в «Гимне» манифестируется сам язык фотографии: и игра с глубиной резкости, и эффект боке — съемка на максимально открытой диафрагме.
К разделу акций и перформансов для фотокамеры мы отнесем те работы, фотография в которых выступает лишь инструментом для запечатления действия, здесь фотография прозрачна и второстепенна, но работы строятся вокруг действия мизансцены, которую создает художник. Акции Тимы Ради, путешествие «Частной Луны» Леонида Тишкова, перформансы Андрея Кузькина. В определенной степени можно отнести к такому роду произведений и сценические фотографии Владика Мамышева-Монро, античные сцены сражений и пиршеств у Маслова и Кузнецова. Это всегда «прямые» фотографии, где взгляд и позиция оператора будто бы отсутствуют — для того чтобы уступить место взгляду зрителя.
Часть работ «переколлекции» — это работы с включением текстов и графических редакторов типа «фотошопа». Пример таких работ это и серия Владимира Козина «Чем я хуже?», и работы из серии «тленики» Тимура Мусаева-Кагана. Если посмотреть на серию Козина, то это классические фотоплакаты с текстом и изображением. Технически (год создания — 2006) это первые работы, снятые на появляющиеся в то время цифровые камеры. Здесь грусть и ресентимент смешаны со здоровым и жизнеутверждающим юмором и сарказмом. Фотография здесь выступает по принципу кратчайшего пути от замысла до печати изображения: не столь важен точный тон печати и цвет, сколь важен замысел и история ироничных сравнений себя с великими художниками прошлого. В 2016 году Тимур Мусаев-Каган начинает делать свои «тленики», фотографическое пространство которых наполнено отрезвляющим унынием. Непарадный Петербург (хотя город здесь не важен) и точные слова парящих лозунгов, вставленных в «фотошопе» в органичную среду пейзажа, создают тот антагонизм бодрости, которым искрится позитивистский московский совриск того же периода. «Вдыхайте пары социального клея» — лозунг на гостинице «Орбита» близ метро «Площадь Мужества» — это иллюстрации некоего социального отчаяния нашего времени.
Вуайеризм как одна из движущих сил для фотографа — ярко отражена в работах Андрея Горбунова. Автор снимает интимную жизнь людей страстных и полных сокровенных тайн. Такое доверие фотографу позволяет заглянуть за кулисы, казалось бы, недопустимых актов человеческого бытия. Мы становимся свидетелями чего-то сугубо личного, и порой фотография вызывает неловкий момент уместности присутствия. В этом почерк Горбунова. Ряд других работ и авторов можно отнести к этому разделу, а также проследить за различием методов и подходов к работе в этом жанре.
Пробираясь на второй этаж, мы сталкиваемся с классической черно-белой фотографией, где важной составляющей является авторская ручная печать. Зритель может оценить нюансы ручной печати разных авторов. Среди диапазона фотографических техник мы видим фотограмму, двойные экспозиции, фотографический коллаж, химограмму, тонирование. Различными методами монтажа все это, стоит заметить, было реализовано в доцифровую эпоху и во времена, когда искусственный интеллект и генерации визуального материала были только утопической идей. Но в некоторых сериях Андрея Чежина есть что-то очень близкое к методам и результатам, которые выдает ИИ, поэтому часть работ, сделанных промпт-инженерами — художниками, тоже представлена в коллекции для сравнения и как новый виток размышлений о коллекциях нового типа.
В отделе работы с ИИ представлены Алесь Лялюш, Николай Васильев — их узнаваемый метод здесь работает порой с мокьюментари-проектами. И вот кажется: среди работ Васильева затесалась карточка Прокудина-Горского — ан нет, шесть пальцев, и сразу понятно, что сеть была научена и на работах этого мастера. Остроту придает тема технологии создания deepfake, где фотография выступает подтверждением документальности и достоверности происходящего, и теперь, в наше время, такого типа снимки из разряда «фотомонтажа» переходят в разряд «создано нейросетью», где реальное определить все сложнее и сложнее.
Обширный ряд видеоработ, представленных на выставке, подводит к тому, что есть огромное желание показать все новые поступления одним махом — и это прекрасно. Лейтмотив выставки — это видео группы «Синий суп» «Эшелон» — большая трехканальная работа остро и точно задает тон времени. Бесконечное перемещение чего-то стратегически важного, монотонный стук колес, двигателей и движение… 419 новых работ в коллекции, и каждой хочется уделить внимание, но это невозможно…
Переполнение коллекции показывает страсть коллекционера желание захватить все сферы новых медиа. «Переколлекция» — это и новый метод коллекции, как коллекционирования широким фронтом, коллекционер не ставит перед собой задачу онтологической или музейной полноты собрания. Нет претензии на историческую точность и справедливость положения представленных авторов и их произведений. Перед нами коллекция новых времен, времен избыточности фотоизображений и видеоизображений, становления генеративных типов изображения. Словно бесконечный поток снимков из социальных сетей, где диалог происходит через изображение, где текст носит подчиненный характер, а переизбыток — это главная составляющая, ведь лента изображений не заканчивается никогда. Приставка «пере-» — это невозможность остановиться взгляду и наполнить любознательность увлеченного зрителя до края. Это пиршество для зрения, пиршество с избытком и переизбытком. Сложно представить, чего хотелось бы еще более. Всем известный факт, что когда количество изображений в камере телефона достигает 4–5 тысяч, сокращается рабочая память и происходит зависание системы. Перед нами простирается коллекция из физических 4–5 тысяч единиц: если брать всю коллекцию и охватить ее объемы, не хватает оперативной памяти зрителя, и зритель «зависает». Значит переколлекция состоялась.
Выставка проходит в рамках «Биеннале частных коллекций 2025», на которой более 50 ведущих галерей и культурных институций России представляют свои выставочные, издательские и просветительские проекты, посвященные коллекционерам и их собраниям. Организатор проекта: фонд «Новые коллекционеры».
Кураторы: Семен Мотолянец и Игорь Суханов.
Выставка продлится до декабря 2025 года.
Режим работы: в июле по четвергам и субботам с 12:00 до 20:00, с августа по субботам с 12:00 до 20:00. Вход свободный.
Арт-пространство «ДК Громов».
Адрес: ул. Громова, дом 4, д/ц «Громов».
«ДК Громов» в соцсетях:
t.me/dkgromov
vk.com/dkgromov
и в других — @dkgromov

