24 мая на фестивале Telling Stories в рамках трехчасовой церемонии награждения DAFES AWARDS были объявлены победители конкурса «Наследие и новаторство: диалог аналоговой и цифровой фотографии». Из 107 проектов – 43 в аналоговой номинации и 64 в цифровой – жюри выбрало шестерых победителей, чьи работы демонстрируют впечатляющее разнообразие современного фотографического мышления.

Мнения жюри отразили разнообразный взгляд на представленные работы и общий уровень конкурса. Так, Игорь Волков, искусствовед, куратор и хранитель в Секторе новейших течений ГТГ, отметил: «Победители и призеры все очень достойные вышли! Да и среди поданных заявок было достаточно интересных, заслуживающих внимания – было из чего выбирать!». В то же время Михаил Сидлин, куратор и искусствовед, дал сдержанную оценку, подчеркнув при этом важность новаторства: «Ровно, без откровений. Порадовало – много экспериментов».

Парадокс конкурса заключался в его изначальной концепции: разделить фотографию по техническому принципу, но оценивать по содержательному. Результат оказался неожиданным – победившие проекты объединяет не способ записи изображения, а глубина авторского замысла и смелость эксперимента.

Аналоговые эксперименты: от античности до выжигания

В аналоговой номинации первое место заняла Алиса Гиль с проектом «Psychomachia» – визуальным исследованием, основанным на позднеантичной поэме Пруденция о борьбе добра и зла в человеческой душе. Гиль создает геометрически выверенные композиции с участниками в белых одеждах, снимая сверху так, что люди превращаются в элементы архитектурной логики человеческих взаимоотношений. Но настоящий прорыв – в способе подачи: фотографии переносятся на бетонные пластины, превращая каждый кадр в археологический артефакт.

Второе место досталось Полине Сатаевой за проект «routine.», где автор буквально сжигает свои фотографии. Исследуя собственный страх перед рутиной, Сатаева прожигает снимки повседневности, превращая разрушение в творческий акт. Черные дыры на месте обычных бытовых сцен становятся метафорой пустоты, которую оставляет за собой механическое повторение дней.

Третьим стал Алексей Орлов с проектом «Новый порядок», созданным в начале 1990-х. Орлов откровенно признается, что «страстно не любил» садовые работы и спасался фотоаппаратом, создавая тихие сюрреалистические композиции из найденных в саду игрушек и предметов. Его работы – это антропология переходного времени, где частное становится убежищем от грандиозных исторических перемен.

Алиса Гиль. HEAVENLY SCORES, из проекта «Psychomachia». Документация выставки. Third Place Residence «Конструктор эго» (Санкт-Петербург, Россия). Первое место в номинации «Аналоговая фотография». Фото: Дмитрий Егоров

Полина Сатаева. «Раковина забита, надо помыть посуду. Раковина забита, надо помыть посуду. Раковина забита, надо помыть посуду», из проекта «routine.». Второе место в номинации «Аналоговая фотография»

Алексей Орлов. «Без названия», из серии «Новый порядок». Третье место в номинации «Аналоговая фотография»

Цифровая документалистика: от социальной критики до экологического искусства

Цифровая номинация показала иные возможности современной фотографии. Анастасия Руденко победила с проектом «fsin tales» – многолетним документированием закрытых учреждений ФСИН. Снимая во время «дней открытых дверей», она фиксирует, как система создает собственный позитивный образ: праздничные концерты, образовательные программы, «домашнюю» атмосферу. Руденко показывает парадокс пропаганды, раскрывая более глубокие истины через театральность показного благополучия.

Второе место заняла Юлия Воробьева с проектом «Изобилие» – современным прочтением голландских натюрмортов XVII века. Собирая выброшенные магазинами продукты разной степени сохранности, она создает роскошные композиции, эстетизируя отходы потребительского общества. Воробьева не просто критикует перепроизводство – она живет согласно своей концепции, практикуя фриганизм.

Третье место получила Оксана Приходько за проект «Не дома» – честное исследование современной мобильности. Год жизни во время пандемии в разных семьях и квартирах превратился в художественное высказывание о поиске принадлежности. Автопортреты в чужих пространствах и чужой одежде документируют эмоциональную эволюцию от стыда и неловкости к принятию и ощущению дома везде.

Анастасия Руденко. Без названия, из серии «fsin tales». Первое место в номинации «Цифровая фотография»

Юлия Воробьева. «Ноябрь, 2021», из серии «Изобилие». Цифровая печать на фотобумаге, 90х98 см. Второе место в номинации «Цифровая фотография»

Оксана Приходько – «Челябинск. Жила тут с 3 по 5 мая 2020 года. На фото я и паук-птицеед. Паук недавно сбросил кожу. Хозяин до сих пор не знает, какого пола паук. Я в пижаме хозяина квартиры. Он отдал мне домашние штаны, а сам ходил в полотенце», из проекта «Не дома». Третье место в номинации «Цифровая фотография»

Технология как инструмент, не цель

Анализируя победившие работы, становится очевидно: деление на «аналоговое» и «цифровое» условно. Алиса Гиль использует материальность фотографического процесса для философского высказывания, Полина Сатаева превращает физическое разрушение снимков в ритуал освобождения. Анастасия Руденко применяет возможности цифровой съемки для создания обширной социальной хроники, Юлия Воробьева – для точной передачи цветов и фактур в своих «новых натюрмортах».

Молодые фотографы не противопоставляют технологии, а интегрируют их в авторские концепции. Важна не техника записи, а способность рассказать историю – что полностью соответствует миссии фестиваля Telling Stories, в рамках которого проходил конкурс. Эту тенденцию к нарративности и работе с формой отметила и член жюри Ирина Чмырева, кандидат искусствоведения и специалист по истории российской фотографии: «Конкурс Photographer/FotoLab/HSE привлек новое поколение молодых авторов, для которых форма лонгрида с фотографиями кажется естественным способом существования фотографии в современном мире. Интересно было наблюдать, как фотография взаимодействует с текстом и в этом рождается новая форма... Повторюсь, у меня ощущение, что это был не конкурс фотографии, но конкурс визуальных нарративов».

Новое поколение рассказчиков

Призеры конкурса «Наследие и новаторство» символично награждались на фестивале Telling Stories – в пространстве, где встречаются те, кто формирует культурную повестку и работает с идеями, образами и историями.

Победители получили призы и дипломы от организаторов — фотолаборатории «ФОТОЛАБ», ресурса Photographer.ru и Высшей школы экономики (HSE), что подчеркивает связь независимых фотографических инициатив с профессиональным и академическим сообществом. В частности, победителям были вручены сертификаты на услуги профессиональной фотолаборатории «ФОТОЛАБ» и подписка на платформу для создания и хостинга сайтов-портфолио для фотографов и художников от Photographer.ru. Это не просто награды, а ценная поддержка, дающая возможность воплотить проекты в материальном виде и представить их онлайн.

Результаты конкурса показывают: современная фотография развивается не по пути технологического детерминизма, а через углубление авторского видения. Будущее медиума — в руках тех, кто умеет превратить любой инструмент в средство художественного высказывания, будь то пленочная камера или цифровой сенсор, бетонная плита или экран компьютера.


Справка: 

Международный фотоконкурс «Наследие и новаторство: диалог аналоговой и цифровой фотографии» организован фотолабораторией «ФОТОЛАБ», ресурсом Photographer.ru и Высшей школой экономики (HSE) в рамках международной конкурсной программы DAFES AWARDS. Награждение победителей прошло 24 мая 2025 года на фестивале Telling Stories.