Из числа самых известных работ Майкла Кенны несколько – изображения характерно скульптурного а найденного у озера Куттяро, на японском острове Хоккайдо. Его увлечение этим специфическим деревом прекрасно иллюстрирует его уникальное видение минималистических, чёрно-белых древесных ландшафтов. Называя французского фотографа Эжена Атже как своего вдохновителя, Кенна отмечает: «стремление ограничить свое фотографическое видение только сюжетом научило меня тому, что ничто никогда не бывает прежним; любой объект можно фотографировать бесконечно». В течение семи лет, Кенна возвращался на озеро Куттяро много раз, что привело к созданию, в общей сложности, семнадцати фотографий. Сегодня эти работы – одни из самых востребованных у автора.

Дерево Озера Куттяро, этюд 10, Котан, Хоккайдо, Япония, 2005

Дерево Озера Куттяро, этюд 8, Котан, Хоккайдо, Япония, 2008
Дерево Озера Куттяро, этюд 8, Котан, Хоккайдо, Япония, 2008

Кенна рассказывает: «Зимой 2002 года, мене повезло случайно встретиться с чудесным японским дубом на берегах озера Куттяро, на Хоккайдо. В то утро был жестокий холод, непрерывно шел снег. Озеро было полностью замёрзшим и белым. Я помню приглушенную тишину этого места, прерываемую только пронзительным криком голодных лебедей, скользящих по льду. Я фотографировал множество деревьев, но у этого был особый характер, как у увеличенного бонсаи – элегантный и графически мощный. В его форме было что-то обобщённо-типическое, подобное гравюре на дереве. Глядя через видоискатель камеры, я мог представить красные символы кандзи, спускающиеся по одной стороне кадра. Моё воображение наколдовало мудрую старую женщину, склонившуюся над озером. Я думал, сколько всего она видела своим острым взглядом за годы, что она провела там.

Дерево Озера Куттяро, этюд 12, Котан, Хоккайдо, Япония, 2008

Дерево Озера Куттяро, этюд 6, Котан, Хоккайдо, Япония, 2007

После этой первой встречи, я возвращался, чтобы заснять дерево в снегу, при каждой возможности. Между моими визитами, ветви ломались и опадали.  В  моих глазах, старящееся дерево оставалось элегантным и устойчивым. Я приветствовал его, как старого друга, и с радостью предвкушал всё новые и новые встречи. Затем, в Августе 2009, дерево неожиданно спилили. Судя по всему, оно оказалось на краю территории турбазы, и возникло опасение, что люди, забираясь на него, могут упасть в воду, если ветви будут ломаться. О гибели дерева сообщили газеты Хоккайдо – каким-то образом оно стало довольно известно как «Дерево Кенны». Несмотря на мою печаль, эта приятная ассоциация заставила меня улыбнуться. Я не был после этого на озере Куттяро до февраля 2013 года, когда я наконец совершил «возвратное паломничество». Было так же холодно, как в мой первый приезд, и всё было таким же замёрзшим. Конечно, дерева уже не было. Просто пустота на том месте, где моё дерево безмятежно стояло все эти годы. Но голодные лебеди по-прежнему пронзительно кричали, требуя утреннюю еду, и озеро снова было полностью покрыто льдом, тихое и неподвижное.

Дерево Озера Куттяро, этюд 11, Котан, Хоккайдо, Япония, 2004
Дерево Озера Куттяро, этюд 11, Котан, Хоккайдо, Япония, 2004

Дерево Озера Куттяро, этюд 4, Котан, Хоккайдо, Япония, 200
Дерево Озера Куттяро, этюд 4, Котан, Хоккайдо, Япония, 200

Проходит время, происходят неизбежные изменения, друзья приходят и уходят, и всё же, любопытным образом, всё остаётся прежним. У меня очень теплые воспоминания об этом уединенном зимнем убежище, родине прекрасного Озерного Дерева Куттяро. Я, без сомнения, буду возвращаться туда и во многие другие места на Хоккайдо, чтобы гулять, слушать, вспоминать, и снова фотографировать», – Майкл Кенна.

Дерево Озера Куттяро, этюд 14, Котан, Хоккайдо, Япония, 2013
Дерево Озера Куттяро, этюд 14, Котан, Хоккайдо, Япония, 2013

Оригинал на сайте SOL LDN
Перевод с английского Александра Курловича