«Всегда есть нечто, что мы не знаем. 
Пробелы в нашем понимании и восприятии.
Именно они заставляют меня двигаться дальше».
Бреа Сондерс, художница, фотограф

Я не знаю, как о ней писать. Вот уже месяц она лежит передо мной на столе, быстро обосновавшись и успешно мимикрируя обложкой с мотивом теплой кухонной ткани под предмет домашнего интерьера. Время от времени возвращаясь к ее разрозненным текстам и не складывающимся в единую историю изображениям, я неизменно прихожу к тем же вопросам. Как говорить о фотокниге, если один из ее «авторов» – искусственный разум? Как анализировать логику и эмоции языка, родившегося в результате цепочки алгоритмов? Какими критериями пользоваться для оценки этого и подобных ему произведений? Не имея четкого ответа на вопросы, на данном этапе размышлений о настоящем и будущем тандема и конкуренции AI и человека, предлагаю рассматривать новую работу Бреи Сондерс как эксперимент с нечеткой целевой аудиторией. Благо что и само название новой книги, только что вышедшей в издательстве «MACK», к претенциозности не располагает. «Еще одна онлайн извращенка» – гласит оно. Нормы здесь и не предполагалось.

Фотокнига Бреи Сондерс «Еще одна онлайн извращенка». Издательство «MACK», 2023

Книга одновременно сложна и до банального проста. Простота связана с реализацией: работа включает фрагменты бесед художницы с чат-ботом, перемежаемых записями из реального дневника художницы. Текст сопровождается ассоциативными изображениями, имеющими разную степень привязки к сути диалогов. А сложность как раз вырастает из тривиальности. Читать книгу в поисках проблесков крупиц смысла в ответах искусственного разума или пытаться углядеть в ответах бота иронию, юмор или критику капитализма получается не очень честно. Интересные с точки зрения композиции или цвета, снимки с трудом стыкуются с языковой дорожкой и ничего не добавляют к общей идее предприятия. Человек учит машину? Машина – человека? Каким бы направлением учебы ни объяснялось происходящее, пока неясно, что именно погружение в кропотливую документацию может дать нам, зрителям. Не будет ли в интерпретации прочитанного слишком много от читателей, а не от автора строк?

Разворот фотокниги Бреи Сондерс «Еще одна онлайн извращенка». Издательство «MACK», 2023

Но, определенно, вершина айсберга, очерченная книгой Сондерс, приглашает задуматься. Ведь холодное тело компьютерного разума, притаившееся под гладью экрана, это отнюдь не про невинные, слегка скучающие, беседы с ботом – локальный художественный эксперимент, вряд ли способный запустить волну серьезных социальных и экономических изменений. Нейросеть, мерцающая между строк интимной переписки, способна ворваться в нашу реальность с гораздо большим размахом. Или уже ворвалась?

На скриншоте ниже – самое на сегодняшний момент известное и дорогое произведение искусства авторства искусственного интеллекта – «Портрет Эдмонда де Белами» (2018) парижского арт-коллектива Obvious. Сумма 432 500 долларов, предложенная за росчерк пера нейросетей на аукционе Christie’s, объяснима скорее не эстетикой или критической составляющей результата визуального эксперимента, а уникальностью. Теперь компьютер не только играет в шахматы, но и делает/пытается делать то, что ранее считалось под силу лишь человеческому разуму и фантазии. Не только подсчитывает, но и чувствует. 

«Портрет Эдмона де Белами» – изображение, созданное генеративно-состязательный сетью (ГСС), разработанной трио Obvious. Это один из 11-ти портретов членов вымышленной семьи Белами, названной в честь Яна Гудфеллоу, исследователя ИИ, который, собственно, эту сеть и изобрел: «bel ami» дословно переводится на английский как «good fellow». На торгах Christie’s работа значительно превзошла предаукционные оценки: вместо ожидаемых 7 000 - 10 000 долларов, за несколько размытый мужской портрет на 70-сантиметровом холсте отдали 432 500 долларов.

Легкость, с которой нейросеть включается в «человеческие» занятия, вызывает гамму эмоций и разнообразие реакций и предвосхищает серьезные риски. Например, согласно отчету Всемирного экономического форума за 2020 год, достижения в области искусственного интеллекта и автоматизации могут привести к 2025 к сокращению около 85 миллионов рабочих мест. Исследование Oxford Economics приводит более скромную статистику – сокращение до 20 миллионов мест, причем наибольшее влияние, как прогнозируется, ощутят развитые страны, такие как США, Япония и Германия.

Помимо трансформации рынка труда в области создания визуального контента, изменения скорее всего произойдут и в сфере здравоохранения, в частности в услугах оказания психологической помощи, где уже сейчас наблюдается рост популярности ботов-психологов, созданных с использованием искусственного интеллекта.  Согласно отчету CB Insights, с 2012 года такого плана стартапы привлекли финансирование на сумму более 1,2 миллиарда долларов. 

Человечество привыкло ставить перед собой новые амбициозные задачи и стремиться к условному прогрессу, вопреки и несмотря. Наше любопытство отыскать душу во Франкенштейне и вызвать взаимные чувства у носительницы голоса Скарлетт Йоханссон – любовного бота Саманта из фильма «Она» (2013) – не знает ни культурных, ни моральных пределов. Однако, в этом поиске человеческого в нечеловеческом всегда таится одна реальная опасность: потерять человеческое в себе. Утратить понимание ценности самого важного, что было и будет таковым всегда, – жизни. 

Разворот фотокниги Бреи Сондерс «Еще одна онлайн извращенка». Издательство «MACK», 2023

Можно вложить миллиарды в тренировку нейросети, ожидая, что, компилируя тысячи портретов, она сможет создать нечто абсолютно новое. Можно вести бесконечную переписку с ботом, улыбаясь его шуткам или находя в сгенерированных им ответах важные мысли. В каком бы формате ни происходило взаимодействие с искусственным, за обнаружение и анализ в нем смысла всегда будет ответственен человек. Алгоритм не способен на поступок. Сочувствие или боль в его картинках или словах видим мы. Поэтому «извращенка» в названии фотокниги Сондерс – это, судя по всему, действительно ее героиня. Выпавшая из реального мира, сбежавшая в лабиринт интерпретаций, она проваливается и увязает в бесконечных беседах с чат-ботом (самой собой), как заблудившаяся по дороге домой в метель девочка со спичками из сказки Андерсена. И, вспоминая Станислава Лема, еще одного вдохновленного исследователя вселенной потенциально живого неживого, самое время суммировать – человеку (все еще!) нужен человек.   

Another Online Pervert
Brea Souders

Гибкий переплет с тиснением
15 x 21 см, 128 страниц
Издательство MACK
ISBN 978-1-913620-93-6
Февраль 2023