Когда открываешь посылку с фотокнигой «Добрая надежда» Карлы Лишинг и переворачиваешь первые страницы, вопрос возникает практически сразу же. «Это точно фотокнига?» Томик в мягкой обложке выглядит скорее любопытным 3D-гибридом — работой на перекрестке жанров: скрэпбука, собранного из богатейшей коллекции архивных номеров «National Geographic» и «South African Panorama», и последовательности автобиографических эссе, с неизменной музейно-дорожной разметкой темно-ментоловым «цветом надежды» на протяжении всего рассказа.

Однако, как прошлое, так и настоящее «Доброй надежды» далеки от спокойной сказки с предсказуемой концовкой, и буколическая атмосфера садов, так часто встречающихся на фрагментах винтажных коллажей, — лишь обман, ловушка. То ли воображаемый, то ли украденный рай.

Обложка фотокниги Карлы Лишинг «Добрая надежда» издательства «MACK»

Еще один проект, подрывающий многовековую репутацию империй? Определенно. Еще одна книга, достойная максимально широкой аудитории? Безусловно. Бережно и с очень правильной, исключительно личной, перспективы, Карла Лишинг говорит о том, о чем имеет право говорить: об опыте взросления в мире, который она не выбирала — реальности белой девочки, а позже взрослой женщины, наблюдавшей расовую сегрегацию в ЮАР. Девочки, у которой сегодня много вопросов.

«Проект начинался как более широкий и абстрактный — как визуальное исследование образа империи и того, что Клаудия Рэнкин называет „блоком белых“: источника неоспоримой силы, ощущающей себя в опасности даже при сохранении власти. Однако я быстро поняла, что изучение и оспаривание привилегий белой расы требует от меня вовлечения в тему исключительно с личной позиции, не сосредотачиваясь, но признавая собственное наследие привилегий, полученных и до сих пор получаемых с помощью омерзительного расового насилия. Моей стратегией стало письмо, с его помощью я погружалась в прошлое и настоящее персональной истории и истории Кейптауна — места, которое я называю домом».

Разворот фотокниги Карлы Лишинг «Добрая надежда» издательства «MACK»

Решение относительно выбора визуального языка проекта выглядит логичным и оправданным — коллаж, по словам автора, делал свою работу, «расшатывая и проблематизируя нарративы и мифологии», казалось все еще живущие в оригинальном контексте вырезок из ярких реклам закатов, сафари и тропических садов с вальяжно прогуливающимися белыми туристами, белыми исследователями и белыми инвесторами. Карла рассматривает изображения вместе с нами, реагируя в авторском тексте на противоречивые исторические факты, проговаривая сомнения и пунктирно намечая выводы.

Работа над проектом также заставила автора по-новому взглянуть на домашние фотоальбомы, где она обнаружила отсылки на привилегированное положение белых и их, не вызывающий когда-то сомнений, статус «предпринимателей» и «первооткрывателей» (уже открытого и тем более не нуждающегося в купле-продаже) чужого мира. Шокированная прочной и легкомысленно естественной встроенностью неравенства в дискурс повседневности, Карла суммирует: «В семейном архиве я вижу отголоски этих тропов. Дедушка с рабочими на ферме, бабушка с белыми каллами, папа, осматривающий свои земельные участки, мама, сидящая возле хижины ндебеле, и я — в десять лет одетая в наряд юного натуралиста цвета хаки с ног до головы. Все эти образы, несомненно, сформировали визуальный словарь моего детства и сегодня помогают понять способы, которыми их наследие продолжает оказывать влияние. Также они четко иллюстрируют то, от чего нам нужно избавиться». Выводы и аргументы Лишинг можно и нужно переносить и на визуальное наследие иных регионов и империй, чьи лидеры пытаются играть по правилам средневекового захвата чужих земель и истребления народов и в условиях «прогрессивного» 21 века. Необходимость вскрыть манипуляционные ходы пропагандисткой машины, артикулировать замолчанные дискурсы прошлого и начать, наконец, сомневаться в правдивости обещаний райского завтра — вот лишь некоторые из выводов, которые, как мне видится, звучат в проекте «Добрая надежда».

Разворот фотокниги Карлы Лишинг «Добрая надежда» издательства «MACK»

И, кстати, о надежде — отдельной и чрезвычайно значимой теме книги. В ином свете после знакомства с исследованием Карлы начинает читаться как этимология топонимики Южной Африки, так и факт ее вынесения в заглавие работы.

Как известно, мысом Доброй Надежды местность назвал мореплаватель Васко да Гама, чья экспедиция в буквальном смысле оправдала надежды португальского монарха, открыв новый торговый путь в Индию. Но что прибытие «цивилизации», впоследствии превратившей Кейптаун в центр обогащения белых и притеснения людей других рас, означало для самих жителей региона? Давало или, наоборот, отбирало надежду? Какую роль тезис о надежде и ее постоянной ориентированности на прекрасное завтра, а не достойное сегодня играет в политике империй?

В размышлении об этом вопросе Лишинг обращается к нескольким авторам и приводит тезисы профессора Кальвена Уоррена, американской активистки Ребекки Солнит и бразильского педагога Паулу Фрейре. Культивирование надежд, считает она, постоянно подпитываемое лозунгами с заверениями, что «когда-нибудь в будущем все обязательно будет хорошо», лишает людей полноценного сегодня — и на фоне мечтаний о светлом завтра ничего не мешает насилию и беззаконию не только продолжаться столетиями, но и набирать обороты. Важно понимать, что достойная жизнь может существовать не только в грезах и рекламных проспектах, за него нужно бороться. Сейчас.

Форзац фотокниги Карлы Лишинг «Добрая надежда» издательства «MACK»

«Надежда, — приводит Лишинг сравнение из книги Солнит, — это не лотерейный билетик, зажав который ты восседаешь на диване, наслаждаясь удачей. Надежда — это топор, готовый, в случае необходимости, разрубить двери. [...] Чтобы стать исторической конкретикой, надежде нужна практика.»

Закрывая зеленый скрэпбук-томик очередного удачного проекта издательства «MACK», еще раз убеждаешься в удивительном многообразии задач, которые сегодня может формулировать и решать фотокнига. В руках критически настроенного исследователя, подобного Лишинг, она способна подвергать сомнению этические и политические аспекты визуального, деконструировать привычное, вопрошать, называть, переназывать. Вдохновлять делать фотокниги в мире, все еще живущем надеждами.

 

Good Hope
Carla Liesching

Мягкая обложка в ОТА-переплете с клапанами
15,3 x 20,3 см, 192 страницы
Издательство MACK
ISBN 978-1-913620-42-4
Октябрь 2021