Вопрос о том, способна ли фотография остановить время, превратить момент контакта с миром, эмоциональное созвездие искр счастья или лавину ненависти, дрожь или отчаянье погружения в плохо поддающуюся описаниям глубину встречи с Другим — в застывшую в янтаре пленки историю, волновал человека с момента изобретения медиума. Однако сегодня, почти полтора века спустя, на смену романтическому оптимизму пришло понимание, что изображение, умеющие помнить — наше зеркало с памятью — не что иное, как миф. Помнить не может ни фотография, ни человек, ни нация. Постоянно пересобирая ментальные картинки прошлого, даже в собственном сознании, мы продолжаем перекраивать прожитое, переставляя и заменяя кубики однажды увиденного; такой же, только уже намеренной, переоценкой занимаются в целях сохранения власти лидеры многих мировых держав, превращая фотографию в инструмент идеологии и постоянно оттачивая навыки манипуляции и подтасовки.

В условиях насилия и нескончаемой лжи, за которую человечество вынуждено платить слишком высокую цену, особенно ценными оказываются островки спокойствия и правильного, безвременного «беспамятства» — принятия конечности фотографии и себя и бесконечности не поддающегося земным, человеческим законам иного. Для меня одним из подобных убежищ стала переосмысленная в новых условиях фотокнига Жиля Рудьера «VOLTA NO VENTO» издательства «IIKKI». Ее тревожно-поэтический пунктирный нарратив выстроен вокруг ветра — неожиданного для визуального проекта персонажа, которого мы вряд ли привыкли ассоциировать с постоянством. Но в нынешних обстоятельствах размытого горизонта планирования, именно он остается одним из немногих элементов с гарантированным присутствием в завтрашнем дне.

Фотокнига «Volta No Vento» Жиля Рудьера издательства «IIKKI»

Интересно, но определенная зыбкость, по словам фотографа Жиля Рудьера, сопровождала его коллаборацию с музыкально-визуальным брендом «IIKKI» с первых месяцев работы над изданием. Пандемия, повлекшая за собой закрытые границы, препятствовала продуктивному погружению, решения принимались не так быстро и слаженно, как хотелось бы. Ветер, казалось, задавал тон и настроение не только содержанию проекта, но и выстраиваемой вокруг него коммуникации. Что оставалось делать? Играть по его правилам. Перестраивать курс, перераспределять ресурсы, держать нос по ветру.


Превью саундтрека Toàn к фотокниге «Volta No Vento» Жиля Рудьера издательства «IIKKI»


«VOLTA NO VENTO с португальского может приблизительно переводиться как „Спиной, против ветра“, — рассказывает Жиль. — Большинство снимков были сделаны на юге Португалии, в ветренные дни, на побережье. Мне показалось важным добавить в название проекта много воздуха, сделать его свободным для интерпретаций, в то же время оставив намек на ее содержание, а ветер — как раз то, что пронизывает всю книгу с первой до последней страницы. Кроме того, несколько глубоких вдохов спиной к ветру, возможно, было одним из наших самых сильных желаний в тот период».

Жиль отвечал на мои вопросы еще осенью 2021 — я тогда уже уехала из Беларуси и пыталась психологически закрепиться в новом для себя статусе (не скажу, что получилось), а 4.5 миллионов украинцев еще не подозревали о предстоящей необходимости спешно искать новый дом. По понятным причинам, долгое время на книжные рецензии не было ни настроения, ни сил — а книга все эти месяцы терпеливо ждала на столе своего череда молчаливым напоминанием о данном слове. Возвращение, однако, сложилось уместным, и, в лучших традициях философии Ален де Боттона, пообещало внутреннюю целостность. Ветер, чьи порывы врывались в не менее ветренный Батуми, как нельзя резонировал со словами французского фотографа.

Как мало и одновременно много желать пару глубоких вдохов стоя спиной к ветру — передышки от того ужаса, в которым мы оказались. Но, как недавно отметил главный оппонент Лукашенко на последних президентских выборах, политический заключенный Виктор Бабарико, вспомнив Уинстона Черчилля: «Если идете сквозь ад, не останавливайтесь».

Разворот фотокниги «Volta No Vento» Жиля Рудьера издательства «IIKKI»

Согласно концепции основателя «IIKKI», Маттиаса ван Экло, фотокниги его издательства сопровождаются саундтреком, специально подобранным для более разностороннего опыта погружения в наполненные звуками и образами миры творческого тандема. Об опыте контакта с некоторыми из них я уже писала в рецензиях на «Cut Off» фотографа Дмитрия Маркова и композитора Бориса Билле, «Through A Vulnerable Occur» Софи Габриэль и «Seabuckthorn» и «Цветут цветы, порхают бабочки» Михо Кайиока, Яна Хоугуда и Крейга Таттерсалла. Суть таких дуэтов — наблюдение за трансформациями, происходящими при контакте с каждым отдельным медиумом; фиксация того, как по-другому звучит визуальный ряд или выглядят треки.

Ситуация знакомства с «Volta No Vento» Жиля Рудьера и Toàn, однако, оказалась совершенно другой: гораздо громче, чем атмосферные мягкие ноты, при перелистывании плотных зернистых страниц, говорили глубокие тона черно-белых снимков, переплетаясь не с гармонией композиций, а с реальностью символов сегодняшнего дня. Пустые сельские дороги раскрошенного в пыль пейзажа, онемевший от предвосхищения катастрофы пляж, осколки перепуганных птиц, стойкость фонарного столба — все это было отнюдь не об изменчивости терзаемого ветрами португальского юга, а о трагедии, разворачивающейся на расстоянии вытянутой руки от каждого, кто сейчас читает этот текст.

В марше в эпицентре ада важно пытаться находить редкие глотки свободы, остановки вопреки, передышки, мостики, протянутые руки. Останавливаться спиной к ветру и лицом к себе — к разуму, вере, надежде на справедливость, которой веками нас учили те, кто находил в себе силы писать стихи на Соловках. Да, прошлогодние ветра Жиля Рудьера сегодня обдувают дороги на Ирпень, Гостомель и Бучу. Но мир ждет и непременно дождется штиля.

Изображения из фотокниги «Volta No Vento» Жиля Рудьера издательства «IIKKI»