В новой книге представлены работы фотографа-самоучки Джона Алиндера – необычные и убедительные портреты его соседей из шведской деревни, вновь открытые в 1980-х. Они показывают нам человечность  этих людей и талант автора. 

Сяваста, приход Алтуна, 1910–20
Сяваста, приход Алтуна, 1910–20

С 1910-х до 1930-х, Джон Алиндер фотографировал местных жителей сельской Швеции, их образ жизни и окружающие ландшафты. Поодиночке, парами или группами, люди стоят перед камерой фотографа. Книга «Джон Алиндер: Портреты 1910-1932» выходит в этом месяце. Первая большая экспозиция этих фотографий проходит в  Landskrona Foto, Швеция.

Сяваста, приход Алтуна, 1910–20
Сяваста, приход Алтуна, 1910–20

Он часто фотографировал людей у них в домах или в саду, используя характерную для того времени технологию – стеклянные фотопластинки. Проявлял их Алиндер в маленькой лаборатории, построенной своими руками. После экспозиции пластинок и их проявления фотограф печатал фотографии в специальной рамке контактным способом при солнечном свете.

Сяваста, приход Алтуна, 1918–35
Сяваста, приход Алтуна, 1918–35

Алиндер был сыном фермера. Он родился в 1878 году, в деревне Сяваста в Уппланде, провинции на восточном побережье Швеции.

Мисс Линнея Экенберг и Эмиль Иохансон, Тиббл Торстунаби, Сяваста, приход Алтуна, 1919
Мисс Линнея Экенберг и Эмиль Иохансон, Тиббл Торстунаби, Сяваста, приход Алтуна, 1919

Алиндер всю жизнь провёл в родной деревне. Однако, он своевольно решил не наследовать ферму своих родителей, став фотографом-самоучкой и мастером на все руки.

Собака Строла сидит в очках, Кабы, приход Симтуна, 1922
Собака Строла сидит в очках, Кабы, приход Симтуна, 1922

Алиндер был меломаном, владельцем Шведского представительства Британской граммофонной фирмы His Master’s Voice. Какое-то время он управлял находящимся в его доме сельским магазином, а также работал в нелегальном баре.

Маляры Линдгрен и Торелл, Сяваста, приход Алтуна, 1919
Маляры Линдгрен и Торелл, Сяваста, приход Алтуна, 1919

Портреты Алиндера – во многом порождение магии случая, одновременно освобождающие субъектов и определяющие ситуацию.

Сири Иохансон в платье для конфирмации, Котте, приход Алтуна, 1931
Сири Иохансон в платье для конфирмации, Котте, приход Алтуна, 1931

Часто люди смотрят прямо в объектив его камеры, словно могут видеть нас через разделяющие нас сто лет, как бы говоря: «Вы живёте сейчас, и мы тоже однажды жили».

Агнес Иохансон (справа) с подругой, Сяваста, приход Альуна, 1910-20
Агнес Иохансон (справа) с подругой, Сяваста, приход Альуна, 1910-20

Коллекция работ Алиндера была явлена свету в 1980-е, когда куратор обнаружил в подвале библиотеки более 8 000 стеклянных негативов.

Дочь Люнга стоит одна на стуле, Торстунаби, приход Торстуна, 1920
Дочь Люнга стоит одна на стуле, Торстунаби, приход Торстуна, 1920

Дети, стоящие на стульях, люди, забравшиеся на деревья. Рабочие, кандидаты на конфирмацию и старые леди; Часто люди запечатлены Алиндером на фоне листвы и раскидистой зелени, пронизанной светом.

Жена майора Альстрёма с совой, Гёксбо, приход Алтуна, 1932
Жена майора Альстрёма с совой, Гёксбо, приход Алтуна, 1932

Куратор фотографии и писатель Томас Вески пишет: «Мы заметили, как спокойны и уверены в себе люди на этих фотографиях. Они проявляют привязанность и открытость в отношении фотографа, благодаря их знакомству и доверию. Люди прекрасно осознают, что фотографирование, – это нечто особенное, необычный эпизод в их жизни. Они надевают лучшую одежду и приносят с собой любимые вещи и домашних питомцев, которые становятся частью сцены».

Сяваста, приход Алтуна, 1910–20
Сяваста, приход Алтуна, 1910–20

Вески добавляет: «Картинки показывают отношение людей к фотографу, но именно его мастерство придаёт фотографиям глубоко гуманитарный характер. Мы можем лишь гадать, была ли у фотографа осознанная цель представить сообщество, типичное для своего времени, выходящая за пределы простого составления галереи портретов местных жителей».

Автопортрет. Джон Алиндер в своём саду, 1910–20
Автопортрет. Джон Алиндер в своём саду, 1910–20

Книга «Джон Алиндер: Портреты 1910-1932» впервые показывает эти фотографии широкой публике. Его работа уверенно встаёт в ряд с другими известными авторами того периода, такими, как Гертруда Кезибир (Gertrude Käsebier), Майк Дисфармер (Mike Disfarmer) или Август Сандер (August Sander).

£36.00 UK / €42.00 EU / $52.00 USA
Твердый переплет
126 фото, 285мм x 220мм
ISBN 978-1-911306-80-1

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича