Ле́тний бе́рег — берег в южной части Белого моря на западном берегу Двинской губы. Простирается от устья Северной Двины до мыса Ухтнаволок.
(определение из Википедии)

Фотокнига — как в своей форме, так и в содержании — прекрасно соотносится с любыми жанрами литературы. Тяжелые тома Курта Тонга, в роскошных даже наощупь обложках, соотносимы с эпическими романами Льва Толстого: драматические линии там разворачиваются неспеша, а человек неизменно рассматривается как одинокий, но мудрый герой на шахматном поле социума, культуры и истории. Есть в моей библиотеке и фотокнига-словарь — в красном блокнотике карманного формата китайской художницы Иджун Лео (работающей под творческим псевдонимом Pixy Liao). Для более эффективной коммуникации с японским бойфрендом Моро и его семьей, Пикси, вооруженная тремя языками, фотографиями, сленгом и мантрой, собирает коллекцию определений слов и словосочетаний, созданных парой для описания их мультикультурной повседневности. Частые жанры фотокнижной реальности эпохи процветающего нарциссизма — всевозможные (в том числе и терапевтические) дневники и семейные архивы, призванные упорядочить как далеких и близких родственников, так и собственные сомнения и страхи.

Передняя и задняя обложки фотокниги Виталия Северова «Летний берег». Издательство Fotografika Publishing, Санкт-Петербург (2020). Предоставлено автором.

Более редки, но не менее ценны и любопытны, поэтические фотокниги. Не загружая читателей сюжетами, не требуя внимания или сочувствия, они деликатно и бережно погружают в свою визуальную вселенную и гипнотизируют рифмами. Именно в эту категорию я бы определила «Astres Noirs» (Черные звезды) Катрин Кённин и Саркера Протика, «Вспоминая будущее» Албарран Кабрера или «Тело остается, душа уходит» Туен Син Куен. В русскоязычном регионе проекты такого жанра — почти исключение. Рассчитанные на читателей определенной душевной организации, они выглядят недопустимым настроенческим баловством, игрушками другого уровня потребностей — когда не рассказана история семьи и не залечены драмы расставания (воссоединения), как можно сочинять гимн чашке чая или беспечно нанизывать на ритм страниц веснушки солнечных зайчиков. Беспечность, похоже, — вообще слово из инопланетного словаря в наши дни.

Тем не менее поэтические фотокниги — душевная роскошь, которую себе позволять необходимо, потому что поэзия, как для слуха, так и для глаз — то, без чего поезд цивилизации не продвинется дальше ни на метр. Без поэзии человек никогда не будет дышать полной грудью, ценить красоту, обмениваться энергией с миром вокруг. Поэтому, когда на свет появляются книги-стихотворения авторов-звездочетов, я делаю все возможное, чтобы познакомить их со ждущими и жаждущими воздуха читателями. И именно таким источником неба, воды и света получилась на исходе сложного 2020 года дебютная фотокнига автора из Северодвинска Виталия Северова «Летний берег». Черно-белые строфы о далеком крае — месте, где кружатся чайки, рисуют фигурные полукруги ужи и не умирают воспоминания.

Часть разворота фотокниги-гармошки Виталия Северова «Летний берег». Издательство Fotografika Publishing, Санкт-Петербург (2020). Предоставлено автором.

«Летний берег» (Summer Shore) — удивительно удачное и легкое название фотокниги — место, которое одновременно и есть, и нет. В реальном, географическом, измерении оно определяет географическое название прибрежной зоны Белого моря, расположенной на восточной стороне Онежского полуострова на севере Архангельской области, где, как рассказывает Виталий, он провел детство: «Наши окна выходили на запад. И каждый вечер, прежде чем погрузиться во тьму, солнце бросало последние лучи света нам в окна, постепенно размывая горизонты берега вдали».

Однако воспоминания о закончившемся детстве и его далеких берегах сами по себе, вне истории Виталия и его Белого моря, резонируют с личной внутренней биографией каждого из нас, поэтому «летний» хочется также читать и со строчной буквы: ведь лето любого — это, непременно, что-то про медленное солнце, и бесконечные дни... и молоко, и хрупкий луч, и росчерки птиц в беспечном небе, и звезды, чье сияние сквозь время и память может становится все осмысленнее.

Помимо двух «реальностей» лет, на которые намекают фотографические образы визуальной поэзии Виталия Северова, на ум, конечно, приходит и самая главная «лета» — одноименная река в подземном мире, согласно греческой мифологии. Попадая в него после смерти, умершие пили из реки Леты, дабы предать забвению прожитое. Книга «Летний берег», представленная автором в форме ленты-гармошки, по сути и есть полотно такой бумажной реки — с нечеткими снимками-воспоминаниями, сворачивающимися в прозрачную коробку из-под аудиокассеты. Виталий уверен, что у времени, музыки и памяти есть много общего. Главный герой проекта — свет; он звучит, растворяется и вспыхивает, затихает и рассыпается бликами-нотами, плывет вдоль берегов в ничейное завтра.

Часть разворота фотокниги-гармошки Виталия Северова «Летний берег». Издательство Fotografika Publishing, Санкт-Петербург (2020). Предоставлено автором.

Виталий Северов/Vitaly Severov
Летний берег/Summer Shore

Тираж 125 экземпляров
10 х 19.4 см, 52 страницы
Струйная печать
Издательство Fotografika Publishing, Санкт-Петербург