В серии фотографий, раскрашенных вручную, Бриа Соудерс (Brea Souders) воскрешает романтизм и традицию ландшафтной фотографии, чтобы задаться вопросом, какое место всё это занимает сейчас.
Прошло много времени с тех пор, как нам приходилось покидать дома, чтобы исследовать мир. Ещё больше с тех пор, как «Исследователь» была уважаемая профессия. Мы нанесли на карту всю Землю. Теперь нашим судном стал Интернет. Мы можем «отправиться» куда угодно и «увидеть» что угодно. Для путешествия по просторам Америки мы сменили необходимый когда-то гужевой фургон и месяцы опасного пути на несколько ключевых слов в компьютере; легкое движение руки, в самом деле.
Чтобы путешествовать через «Перспективы» (Vistas) Брии Соудерс, мы должны для начала понять, как были созданы эти картинки. Художница отбирает анонимные «селфи» с тенями с круговых (360°) панорам национальных парков, взятые из Гугла. Алгоритмы сшивания изображений, какими бы великолепными они ни были, испытывают трудности в понимании того, как обрабатывать тени, оставленные на земле операторами камеры, оставляя фрагментированные артефакты человеческого присутствия среди техно-опосредованных представлений о мире природы. Соудерс берёт эти фрагменты панорам, печатает их, и раскрашивает вручную акварельными красками, чтобы придать сходство с открытками из путешествий старых времён. В истории западного искусства пейзажная картина является чем-то вроде сосуда, несущего в себе культурные и социальные ценности времени жизни его создателя. В эпоху Возрождения ландшафт был фоном для библейских сюжетов или мифологии. По мере того, как мир двигался к современности, пейзаж прошел собственные стадии романтизма, реализма, импрессионизма, кубизма, следуя за изменениями более широкого социального контекста.
Границы художественной традиции и определения в нашем нынешнем веке уже не так четко определены. Мы живём в мире фрагментации, скорости, и массового разнообразия культурного выражения. В то время как изменения физической земли измеряются в веках и эпохах, изменения в наших представлениях о земле, теперь переходят каждую секунду. Они движутся во всех направлениях одновременно, непредсказуемыми путями. Пейзаж – зеркало, отражающее день; эти отражения (рефлексия) погрязли во всё усложняющихся социальных, экологических и технологических условиях. Это те вопросы, которые заключены в рамках «Перспектив» Соудерс.
Перспектива пространства на работах Соудерс построена так, что фрагменты теневых фигур выглядят, как собственная тень зрителя. Мы играем в эту игру ассоциаций, предложенную художником, переходя от одной фотографии к другой. В одной сцене мы видим себя ковбоем, в другой, – дамой Викторианской эпохи. Мы становимся исследователями и искателями приключений, но в то же время – ангелами и демонами, и иногда – некими монстрами. В этих силуэтах есть что-то примитивное, напоминающее современные наскальные рисунки, отпечатанные на земле и используемые для доказательства наших спекуляций. Картинки иллюстрируют тени их собственных, оригинальных авторов в реальном мире. Но когда мы смотрим на них, мы невольно видим самих себя, одетыми в маскарадные костюмы и играющими роли, коренящиеся в архетипических представлениях.
Ручная раскраска Соудерс отсылает нас к фотографии, рождённой в конце 19 века, которая таким образом пыталась преодолеть природную ограниченность чёрно-белого представления реальности. Цвет делает фотографии более реальными, более представительными, крепче связывает их с нашим миром. В контексте работ Соудерс, это ирония, направленная на то, что наше погружение в виртуальность всё больше отдаляет нас от мира, что превращает «Перспективы» в эдакое перетягивание каната между тем, какими люди были, и тем, каковы они сейчас. Фотография изменила нас, Интернет меняет нас, и работы Соудерс иллюстрируют это здесь и сейчас.
Внутри простой структуры изображений Соудерс можно проследить и распутать бесчисленные нити. Возможно, более удобно и ценно будет рассмотреть вопросы, которые серия «Перспективы» ставит перед нами:
В какой позиции находимся мы сейчас по отношению к старым традициям Американской пейзажной фотографии? Что ждали от пейзажей в 19 веке, и чего ждут сейчас? Как мы себя позиционируем по отношению к миру внутри всемогущего виртуального царства? Как изменились наши взаимоотношения с миром за прошедшие 150 лет, или хотя бы за пять последних лет? С какими старинными историями мы по-прежнему сохраняем связь? Какие наши, человеческие, аспекты не изменятся никогда? Поскольку беспроводные технологии поместили все знания мира в воздух, которым мы дышим, как это повлияло на наше любопытство, наше воображение? Кто мы в Интернете, и какова природа личности, которая погружается в сети, фрагментируется по платформам, отслеживается и добывает информацию? И насколько ещё далеко мы погрузимся в виртуальный мир? Какие ещё вызовы нас ждут в виртуальной реальности, и что мы оставим за спиной на этом пути?
Наш фотографический век меняется быстро, даже захватывающе, и поскольку технологические сдвиги привели нас в постоянное состояние потрясений, прошлые фотографические традиции должны быстро адаптироваться, чтобы идти в ногу. «Перспективы» Брии Сондерс представляет новую американскую пейзажную фотографию, которая необходима. Её работы признают прошлое, только чтобы лучше представить настоящее. Нам не нужно больше документировать ландшафт фотографическим путём, он давно весь нанесён на карты и учтён. В чём мы нуждаемся сейчас – это во вдумчивом отражении нынешней земли и наших меняющихся отношений с ней. Предметом работ Брии Сондерс являемся мы все. Вы, и я, уставившиеся сейчас в экраны и, возможно, мечтающие оказаться где-то ещё.
Оригинал на сайте LensCulture
Перевод с английского Александра Курловича