Московская художница и фотограф Алла Мировская исследует историю случайно найденного безымянного архива 1920х, «выжившего во времени и катаклизмах советской истории». Результатом ее размышлений становится фотокнига, которая будет интересна не только ценителям прошлого и любителям визуального наследия. «Из СССР, 1926-1928» – терапевтический контакт с человечностью и человеком, попытка впустить в себя коллективный zeitgeist эпохи.

Языки отличаются друг от друга, отражая ментальную картину, культуру и историю говорящих на них народов. При рассматривании макета новой фотокниги Аллы Мировской на ум приходит слово «solace» – прилагательное из английского языка, как известно, богатого букетом оттенков семантики правильных одиночеств. Буквально – комфорт или утешение, переживаемое во времена непокоя и печали. Тонкое психологическое хюгге – чувственное послевкусие «и все пройдет». По большому счету, как раз такое ощущение и должна вызывать любая вдумчиво сделанная фотокнига, ведь книги – в отличие от людей – не подвержены метаморфозам времени. Со страниц «Из СССР 1926-1928» на нас смотрят, пусть безымянные, всплески прошлого. Готовые к диалогу, стремящиеся к откровениям. А такие исследовательницы как Алла, готовы к ним прислушиваться. И мы вместе с нею.   

Изображение из фотокниги Аллы Мировской «Из СССР, 1926–1928». Предоставлено художницей

Фотографии уже с полвека – не только технический девайс, служащий для регистрации реальности. Сегодня на нее все чаще обращают внимание представители других отраслей знаний, усматривая в возможности смотреть на других и себя нужный им потенциал. Так, на стыке психологии и искусства родилась отдельная дисциплина – фототерапия, для которой как процесс съемки, так и ее результаты – способ поразмышлять о гранях «я», внутренних конфликтах, ценностях, экзистенциальных вопросах. Проект Аллы Мировской, при первой с ним встрече летом 2019 на фестивале в Угличе, показался именно таким: тихим, но наполненным потенциала диалога. В том числе с каждым, к кому книге доведется попасть в руки.

Помню, макет с почти столетним архивом моментально загипнотизировал. Люди, запечатленные на снимках – удивительным образом, будто вчера! – не отпускали. «Кто знает, может быть, в 2120 кто-то с таким же трепетом будет рассматривать и мои фотографии?...» – пронеслось в голове. Как ни странно, эта мысль не взволновала, а, наоборот, успокоила – словно поток молчаливой, но сильной, никому не подвластной воле Волги за окном, время перетекало в меня через простые и понятные эмоции чужих людей во вручную сшитой тетрадке. Смеркалось. Девушки в белых носочках на кадре все также задорно улыбались фотографу. Парни с папиросами игриво курили, развалившись на траве. «Эти люди верили в то, что мир станет лучше,» – позже прокомментирует в сети снимок моя итальянская подруга с русским именем Татьяна. «Как хотелось бы в это верить сегодня и нам,» – подумаю я.

Изображение из фотокниги Аллы Мировской «Из СССР, 1926–1928». Предоставлено художницей

Однако, фотокнига, над которой сейчас работает Алла Мировская, отнюдь не ограничивается презентацией безымянного семейного архива, найденного на блошином рынке в 2009 году. Это не сюжет, начинающийся и заканчивающийся ностальгией. В краудфандинговой кампании на Планета.ру фотограф описывает свою задачу как «художественное расследование», делая акцент на синтезе других двух занятий. 

Истории беззаботных героев 72 стеклянных негативов она действительно, сродни обязанностям детектива, изучает – «расследует», пользуясь при этом визуальными средствами, превращающими романтические негативы в сюрреалистические эскизы. Цветные точки, которыми Алла маркирует персонажей, включат воображение зрителей и невольно запускают сценарии, ассоциирующиеся у нас с «оттенками» возможных судеб. Кому из них удалось пережить «ежовщину», репрессии, ссылки, Вторую Мировую, голод…? Точки – метафоры мишеней или рулетка счастливчиков? Цвета – символ палитры будущего, аллюзия еще одного эпизода «Черного зеркала»? Условное великое «Что-то», что уже давно все за всех решило. Еще тогда. 

Но почему же, глядя на эти снимки, все равно возвращаешься к экзистенциальному «solace»? Потому что – всмотритесь повнимательнее! – разве лица на них преисполнены печалями или страхом перед грядущим? В ком-то даже вдруг начинает сквозить взгляд знакомого. Узнаваемой эмоции? Или самой себя? Такой же когда-то беззаботной, окрыленной, дышащей уверенностью в «прекрасном далёком». «И это пройдет».

На то же указывает и сама Алла, объясняя, что «память — это не «консервы времени», а что-то живое, подвижное… […] Смотреть на старые фотографии всегда интересно, даже если они не представляют особой художественной ценности. Иная эпоха, иные лица, столько любопытных деталей, вещей, давно вышедших из употребления. Но было что-то еще, что заставляло меня возвращаться к коробке с пластинками снова и снова. […] Люди на снимках ощущались живыми, близкими, как будто между ними и мной не стояли девяносто лет, прошедшие с момента создания снимков.» А жизнь, согласитесь, это (должно быть?) красиво.

Изображение из фотокниги Аллы Мировской «Из СССР, 1926–1928». Предоставлено художницей

После погружения в детали работы фотографа-исследователя (Алла подробно фиксирует все этапы своего детективного всматривания в атрибутику и попытки декодировки персоналий с пластин), я останавливаюсь на финальном этапе многогранного проекта «Из СССР, 1926-1928» – реэнактменте «по мотивам отдельных фотографий». Цель специально организованных съемок и создания амбротипов сама Алла связывает с желанием «лучше понять то, с чем имею дело», однако мне результаты инсценировок больше кажутся той самой фототерапией. Игрой в принятие времени, в том, что мы все – обязательно, однажды – станем чьей-то памятью. Улыбками с фотографий, незажженными папиросами, мечтами о чем-то большем… Потому что есть вещи, которые, вопреки аксиомам царя Соломона, не проходят. 

Современный реэнактмент. Изображение из фотокниги Аллы Мировской «Из СССР, 1926-1928». Предоставлено художницей