Китаев А. А.
Картомания. Невыдуманные рассказы из истории фотографии
СПб, «Росток», 2019 г. 348 стр., 290 цв. илл.
ISBN 978-5-94668-296-1

«Картомания» или «альбомомания» — крайне интересное явление середины 19 века, когда спустя два десятилетия после изобретения светописи во всем мире случился настоящий переворот, фотографический бум — взрывной рост интереса к фотографии, фотографированию и собиранию фотографий.

Как откликалось российское общество, впервые испытав на себе действие новомодного увлечения, что происходило с общественной и частной жизнью под его влиянием, какие при этом рождались коллизии – книга повествует обо всех поворотах сюжета, связанного с картоманией. Рассказ о видах и жанрах фотографии, технической и коммерческой стороне фотодела, фотографических объединениях и выставках, дискуссиях, вызванных явлением миру нового искусства, а также целый ряд биографических очерков, посвященных петербургским мастерам светописи 1850-х–1860-х гг., воссоздают широкую панораму начального этапа истории отечественной фотографии.


Отзыв на книгу Александра Китаева «Картомания. Невыдуманные рассказы из истории фотографии»

«Аффект», «Диагноз», «Амбулатория», «Консилиум» – как вы думаете, чему может быть посвящена книга, главы которой названы таким образом, а на месте обычного именного указателя неожиданно оказываются «Пациенты»?

«Картомания» – так называется новая книга известного петербургского фотографа, историка фотографии Александра Китаева. Предмет книги – «картомания» или «альбомомания» – крайне интересное явление середины 19 века, когда спустя два десятилетия после изобретения светописи случился настоящий переворот, фотографический бум – взрывной рост интереса к фотографии, фотографированию и собиранию фотографических карточек (в первую очередь – портретных, помещаемых в домашние альбомы).

Картомания, расцвет которой пришёлся на 1860-е годы, была подготовлена новшествами 1850-х. Дагерротипию и тальботипию тогда сменила более совершенная технология «мокрого коллодиона», французский фотограф Андре Адольф-Эжен Диздери изобрёл камеру, благодаря которой можно было снять на одну пластинку, а затем быстро изготовить дюжину отпечатков в формате визитной карточки. Все это существенно удешевило изготовление фотографии, способствовало ее демократизации и распространению: отныне возможность посетить фотоателье и получить собственный портрет становится доступной для самой разной публики. О том, что произошло с фотографией и обществом затем, и как эти процессы протекали в России на фоне реформ 1860-х годов – рассказывает книга Александра Китаева.

Авторский приём – представить историю явления как историю некого поветрия, болезни – приглашает взглянуть на феномен картомании со стороны, исследовать его вместе с автором. Наряду с необходимым исследовательским «отстранением» происходит и полное погружение в эпоху, отстоящую от нас на полтора столетия. Китаев щедро цитирует прессу того времени (более тридцати газет и журналов, выходивших в России в 1850-е - 1860-е годы) и это создает удивительный эффект присутствия: история разворачивается прямо на наших глазах. В самом деле, мы, кажется, находимся рядом с участниками событий и вместе с ними становимся свидетелями явления новой моды, которая стремительно покоряет мир и начинает диктовать свои условия. Как откликалось российское общество, впервые испытав на себе действие новомодного увлечения, что происходило с общественной и частной жизнью под его влиянием, какие при этом рождались коллизии – книга повествует обо всех поворотах сюжета, связанного с картоманией, увлекательных, а подчас и драматичных.

Следуя шаг за шагом за своим предметом, автор вместе с тем подробнейшим образом знакомит нас с историей развития отечественной фотографии. В книге представлены биографии целого ряда мастеров светописи, работавших в столичном Петербурге середины XIX века. Отметим особо: часть биографических очерков создана впервые, в работе Китаева вводятся в научный оборот новые факты и уточняются известные ранее. Рассказ о видах и жанрах фотографии, технической и коммерческой стороне фотодела, фотографических объединениях и выставках, общественных дискуссиях, возникавших в связи с появлением нового искусства, воссоздаёт широкую панораму истории российской светописи.

 «Карточки», вокруг которых разворачивается повествование, явлены на страницах книги во всем многообразии. Здесь широко демонстрируется целая галерея образов ушедшей эпохи – фотографии из собраний российских музеев, библиотек и частных собраний коллекционеров.

История о картомании приобретает неожиданную актуальность в наши дни – с новым витком развития технологий, которые позволяют в неисчислимых количествах создавать и мгновенно распространять изображения. На наших глазах происходят, пожалуй, те же захватывающие изменения, с которыми впервые столкнулся человек девятнадцатого столетия – с той же силой воздействия, и с ещё не сознаваемыми до конца последствиями. Тем интереснее вглядеться в эпоху, заключающую в себе историю становления не только собственно фотографии, но и шире – визуальной и массовой культуры.

Выход «Картомании» к читателю приурочен к 180-летию фотографии. 180 лет – немалый, но вместе с тем и очень небольшой срок, на протяжении которого исследуется этот феномен. Не будет преувеличением сказать, что каждая новая книга, посвящённая фотографии, – всегда ожидаемое событие и предвкушение открытий. Книга Александра Китаева в полной мере оправдывает эти ожидания.

Заведующая сектором архивных материалов Отдела редкой книги, 
рукописных, архивных и изобразительных материалов 
Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки 
Т. А. Синельникова