В «Острове стрекоз» ("L'île aux Libellules", "The Island of Dragonflies»"), Жюльен Маув, родившийся во Франции в 1984 году, соединяет свою любовь к природе и увлечённость раскрытием тайн, разгадыванием загадок, тягу к жизни, полной приключений. В юности, Маув увлекался книгами вроде «Острова Сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона и «Таинственного Острова» Жюля Верна, которые сформировали его и помогли стать тем, кем он стал. А стал он художником, чьё антропологическое исследование изображаемых предметов идёт дальше простого создания красивой картинки. GUP обсудил с Маувом процесс творчества, фотографию как средство выражения и миры, которых каждый может достичь на крыльях фантазии.
Жюльен Маув показывает свою работу на La Gacilly Photo Festival с 1 Июня до 30 Сентября.
Прежде всего, почему вы выбрали фотографию как средство выражения?
Я бывший музыкант и играл в разных группах больше 10 лет. Оставить это занятие меня вынудила усталость от того, что всё время приходится согласовывать что-то и ждать других людей, чтобы заниматься творчеством, и я решил работать в одиночестве. Фотографией я увлёкся с детства и постоянно занимался ею, так что она оказалась под рукой как очень удобное средство выражения.
А как вы определяете фотографию?
Фотография – область искусства, которая использует механическую/цифровую технику для получения точного двумерного изображения видимого мира. То, как я использую фотографию, более-менее похоже на создание фильма. Я выделяю прямоугольные кусочки мира и складываю, как мозаику, чтобы собрать историю. Хотя мы и непохожи, Дуэйн Майклс (Duane Michals) сильно повлиял на меня в начале пути.
Почему легенды о таинственном острове Хай-Бразил сподвигли вас на создание проекта?
Я мечтатель, сильно склонный к фантазии. В эту историю я влюбился по двум причинам. Прежде всего, я люблю загадочные острова, они как маленькие миры. Они занимают особое место в литературе и вообще в людской фантазии, и они – большая часть моего культурного багажа, из книг, фильмов и видеоигр (игры Lost, Myst, Riven; «Таинственный Остров» Жюля Верна, «Остров Сокровищ» Стивенсона, «парк Юрского Периода», «Кинг-Конг» и многое другое). И второе, что мне понравилось, это непонятность вокруг исчезновения острова и его так называемой развитой цивилизации.
Как получилось, что этот таинственный остров вы нашли именно в Японии, а не где-то ещё? И что помогло вам понять, что именно это – цель ваших поисков?
Я думал о проекте, когда открывал для себя Японию. Те, кто там был, знают этот особенный эффект «потери в переводе», который вы чувствуете, когда появляетесь в стране впервые. Там очень мощное и стимулирующее окружение.
У японцев есть эта анимистическая религия – Синтоизм – в котором всё, все деревья, скалы и реки – имеют своих духов и должны восприниматься, как божество.
Центр острова остаётся очень первозданным, так как почти всё население сосредоточено на побережьях. Поэтому, путешествуя по острову, я нашел массу интересных пейзажей с этими одиночными конструкциями, окруженными дикой природой, которые изображены на моих фотографиях.
Какая идея скрыта в названии «Остров Стрекоз»?
Я искал поэтическое название и нашел его в японской легенде. В этой древней истории, божественный император был первым в Японии, кто сел на вершине высочайшей горы, и когда он посмотрел вниз на острова Японии, увиденное напомнило ему стрекоз, или, по-японски, томбо (tombo).
Вы целенаправленно избегали изображения неба в этой серии. Можете объяснить, почему?
Идея была в том, чтобы показать вот эти следы человека, полностью погруженные в природу. В результате, я хотел вызвать у зрителя чувство дискомфорта. Исключение неба создаёт клаустрофобическую атмосферу. Мы ищем воздух, свет, жизнь и это усиливает экологическое послание за этими фотографиями.
Что сообщает зрителю отсутствие людей на ваших фотографиях?
На всех них мы видим следы человека. Люди видны по вещам, которые они построили, это значит, что их физическое присутствие не нужно. Общее послание этой серии – поднять вопрос о месте человека в экосистеме.
Почти все ваши проекты сделаны в тёмном ключе. Почему такой выбор цвета? Что означает для вас такая палитра?
Я люблю кинематографическую атмосферу, и она очень подходит нескольким моим недавним проектам. Можно видеть, что моя серия «Открытки с Марса» (Greetings From Mars) совсем не была тёмной. Я не привязан намертво к этой тёмной тональности, хотя и люблю пикториальный эффект, который она вносит в изображения.
Из ваших проектов видно, что вы погружены в природу. Какие ещё повторяющиеся темы есть в вашей работе, и почему?
Наши взаимоотношения с природой приобрели важнейшее значение в последние несколько лет. Они же будут и в центре моего следующего проекта. В западных странах, хотя, может быть, слишком поздно, экология стала одной из важнейших тем для моего поколения и следующих, я чувствую это. Соответственно, я стараюсь выразить это чувство в своих работах. Кроме того, меня очень интересует космос вообще и его исследование в частности.
Как выглядит процесс создания проекта? Определяет ли изначальная идея изображения и их порядок, или сами они могут повлиять на направление проекта? Что приходит первым, идея или фотографии?
В последнее время, я стал комфортнее чувствовать себя в отношении процесса. По разным причинам, возможно, из-за социальных сетей, я сильно прессовал себя, чтобы всё время находить новые идеи, чувствовал себя некомфортно, винил себя в чём-то. Мне реально было плохо, когда я не делал что-то. В последнее время я несколько примирился с собой и обнаружил, что удобнее держать свои мысли открытыми для того, чтобы получать вдохновение от любых впечатлений. Когда ко мне приходит идея, я делаю массу черновых фото и заметок с помощью смартфона. Найдя тему, я обдумываю, что именно могу сделать, и ищу, что уже было сделано на эту тему, не только в фотографии. Когда я начинаю проект, фотографии текут одна за другой, хотя иногда через несколько недель могу осознать, что это не работает. Количество фотографий определяется позже, когда я чувствую, что не могу ничего добавить к уже сказанному.
Что обычно вдохновляет вас на новый проект?
Я действительно открыт и любопытен. Книги, картины, фильмы, поездки…. Я люблю живопись, особенно импрессионизм и немецкий романтизм 18 века (Каспар Давид Фридрих, Бёклин).
Я много читаю, смотрю фильмы, в том числе документальные, хожу на выставки, играю в видеоигры. Мне нравится, когда я насыщаюсь информацией через все мои чувства, и уже потом я начинаю думать, как уложить материал в кадр. Отправной точкой может быть история, персонаж, место или событие, в зависимости от ситуации.
Мой следующий проект будет посвящён Неаполю и Везувию.
Перевод с английского Александра Курловича
Оригинал на сайте GUP Magazine