Подростком выросшая в Эквадоре Джохис Аларкон (Johis Alarcón) увлеклась хип-хоп-культурой. Как человек с визуальным мышлением, она рисовала граффити баллончиками с краской. Музыка, которую слушали она и её друзья, пробудила в ней любопытство.
«Где корни этих ритмов?, – спрашивала она себя. – Мы пришли к выводу, что корни этого лежат в Африке, и это форма духовности. Я взяла это как отправную точку и стала изучать африканскую духовность и пути её появления в Эквадоре».
Ритмы, важные для поддержания культуры, как биение сердца, – не единственная традиция, привнесённая порабощёнными африканцами, привезёнными в Западное полушарие века тому назад. Это ещё была их религия, в которой разные ориши – божества – оказались «спрятаны не прячась», слившись с образами святых Римского Католицизма. Госпожа Аларкон, выросшая в связи с традициями древней андской веры, начала исследовать афро-эквадорскую диаспору, включая жизнь своих друзей оттуда.
Получившийся в результате проект, «Cimarróna», – это интимная книга, посвящённая не только африканскому влиянию на Эквадорскую культуру, но и тому, как потомки порабощённых женщин поддерживают идентичность и достоинство через духовные практики. Название проекта отсылает к тем из них, кому удалось сбросить оковы и бежать на свободу.
«Эти практики никогда не исчезали», – говорит Джохис Аларкон. «Это история об освобождении темнокожих. Идея в том, что, когда рабов привезли из Африки, их предки и божества приехали вместе с ними».
Различные афро-эквадорские сообщества составляют примерно 10% населения страны, рассказывает фотограф. Они происходят от рабов, привезённых для работы в шахтах и на плантациях. Некоторым удавалось бежать и скрыться в труднодоступных частях страны, где они могли открыто исповедовать свои традиции.
Другие принуждены были трудиться, заменяя коренные народы, вымершие от желтой лихорадки. Но некоторым женщинам удалось бежать, пряча послания в складках юбок, или в косичках.
Через века, потомки этих женщин снова связались со своими корнями через традиции своей веры, смешанной также с католицизмом и местными традициями, такими, как духовное очищение и исцеление.
«Африканская духовность, помимо ритуалов, также часть повседневной жизни, основанной на семье, – говорит автор. – Африканская космология и духовность были очень важны для них, чтобы сохранить общность и свободу, включая тех, кто переселился в города».
Даже сегодня у их потомков сила этой связи ощутима. Фотограф рассказывает, как кто-то из её друзей, придя домой, обнаружил, что младший брат посыпал себя тальком, чтобы сделать кожу белой. Другая подруга вспоминает, что, когда ей было 9 лет, учитель сказал, что её вьющиеся волосы «уродливы» и их надо распрямить. Став старше, они нашли успокоение и единение в ношении традиционной одежды и исполнении религиозных гимнов, пришедших через поколения.
«Это история об освобождении, – говорит Джохис Аларкон. – Их единственный путь к сопротивлению и сохранению связи лежит в духовных практиках, прошедших века. Они хотят знать Мать Африку».
Перевод с английского Александра Курловича
Оригинал: www.nytimes.com