Новую фотокнигу архивариуса советского наследия, фотографа Игоря Мухина, «В поиске монументальной пропаганды» открывает сонет Перси Биши Шелли «Озимандия». В метафоре найденного в пустыне фрагмента статуи, призванной когда-то сохранить символы «великих деяний царя царей», а ныне покоящейся в глубоком молчанье среди мертвых песков, изящно передана суть всего проекта. «В поиске…» – коллекция обломков державы, которой правили другие цари, но судьба, постигшая созданные ими храмы и их убранство, та же. Обломки Озимандии, как и советские памятники – симулякр империи, напоминание о временности и бренности всего сущего. Sic transit gloria mundi.

Конечно, все фотографии из книги «В поисках…» можно обозначить одним хештегом, однако определить ее исключительно как коллекция советских монументов было бы неверным. Точнее неполным. Снимки, формально объединенные в смысловые блоки «Ленин», «представители разных профессий», «женщины», «писатели», «космос», «новые герои» и тд, равно как и яркие «синглы», транслируют разные смыслы. Визуальный ряд не сводится к набору фронтальных статичных изображений в дюссельдорфском стиле Бернда и Хиллы Бехер – Мухин все же, прежде всего, классический репортажный фотограф. Он фиксирует и показывает – дальше судить зрителям. Такую мысль Игорь высказывает в разных своих интервью, например, комментируя фото на митингах он подчеркивает значимость исключительно документирования событий: «Вопрос справедливый: должен ли я показать карикатурность, должен ли быть гротеск или снимать "как было"? Скорее, я выберу путь "как было". Возможно, при этом получится какой-то гротеск».

И гротеск действительно «получается». «Первый в мире поэт масс» Владимир Маяковский возвышается над хоругвями в руках православных митингующих (снимок сделан в 2008). «Родина-мать» «зовет» из кустов сирени на детской площадке – апокалиптически пустой, словно после ядерной катастрофы. Ленины демонстрируют образцы провинциальной моды.

Автор одного из критических текстов «В поисках…», Михаил Рыклин, игривый подход к монументальной пропаганде (на примере одноименного проекта бывших советских художников В.Комара и А.Меламида) не одобряет, употребляя при формулировке аргументов словосочетание «право на дистанцию». Мухин, кончено, маскарад из Сталиных и Лениных делать не предлагает, но игривый прищур в его работах обойти невозможно. Но замеченный им сюрреализм на обломках империи, диктуется самой реальностью России «20 лет спустя». Зачем превращать монументы в скоморохов, если жизнь в стране уже похожа на цирк гораздо больше, чем на исполнившиеся мечты о победе пролетариата?

«В поиске монументальной пропаганды» – проект многофункциональный. Частично – это дизайнерский каталог со скрупулезно прописанными гео- и временными локациями, дающими возможность визуальным исследователя самостоятельно проследить картину «до» и «после»: от рождения и до смерти советского памятника. Частично – тонкая и деликатная фиксация времени и существующих в его координатах людей. Частично даже «лукбук» полиптихов элегантных Лениных в почти модельных позах и нарядах.

Мухин, как всегда, не стеснятся и провоцировать, например предлагая рассматривать крупные торсы монументальных спортсменок с «неприлично» близких, интимных ракурсов и дистанций. Игра в объективность смещается в сторону субъективного, авторского, взгляда благодаря кадрированию, последовательности даже такого, «каталоговского» нарратива и самим парам/полиптихам. Для беспристрастного, трезвого анализа мы все же еще слишком «в эпохе» – одной ногой в «современной демократической России», другой – в «светлом» прошлом.

Близкая дистанция Мухина, откровенность в диалоге с пропагандой на пенсии, подкупают. Тяжелую книгу со скучной обложкой рассматривать искренне интересно – перебивки визуального ритма, сюжетное разнообразие, головоломки постсоветского абсурда. Почему, скажем, звезду в Раменском и серп и молот на Кантемировской начисто вымарали из городского ландшафта, а памятник Иосифу Сталину в Грузии – на месте? Для ответа на такие вопросы действительно нужна историческая дистанция. Но если мы будем ждать её появления, фрагменты «Озимандии» рискуют превратиться в песок.

Игорь Мухин
«В поиске монументальной пропаганды»
Тексты: Михаил Рыклин, Анна Толстова
Твердый переплет
296 стр.
ISBN 97-8952-68977-2-1
Тираж – 600 экземпляров
Treemedia, 2018

Фотографии Ольги Бубич