Без названия, Намибия, 2013, (с) Thabiso Sekgala

«Тётушка!» (“Aunty!”), выставка, кураторами которой выступили Лейла Ахматулла Баррейн (Laylah Amatullah Barrayn) и Кэтрин Е. МакКинли (Catherine E. McKinley), раскрывает роль фотографии, как инструмента, а подчас и оружия, в обретении идентичности и борьбе за свои права.

Раскрытие красоты африканских женщин и их миров в изломанных и многослойных колониальных историях требует особого внимания к деталям. Фотограф-документалист Лейла Ахматулла Баррейн и автор Кэтрин Е. МакКинли чётко сознавали, что многие самые старые фотографии вовсе не предназначались для восприятия в качестве произведений искусства. Однако, они имеют будоражащее, всемирное звучание, получающее дополнительный заряд от явного расизма и вуайеризма неизвестных европейских фотографов. Они и сейчас вызывают дискомфорт, если не возмущение.

Чтобы противостоять распространённому неверному представлению об африканских женщинах как людях подчинённых, выполняющих лишь сексуальнуй функцию, и была создана экспозиция «Тётушка! Африканские женщины в кадре, с 1870 года до наших дней» (“Aunty! African Women in the Frame, 1870 to the Present”). Выставка открыта в галерее United Photo Industries Gallery в Бруклине, в Нью-Йорке. Задача экспозиции формулируется как «возвысить красоту этих женщин на их собственных условиях». Погружаясь в историю и предлагая набросок для будущего повествования, экспозиция включает около ста архивных, винтажных и современных фотографий из собрания Кэтрин Е. МакКинли, клад фотографических отпечатков, визитных карточек и почтовых открыток, посвящённых теме Африканского континента.

Г-жа МакКинли начала собирать эту коллекцию, когда изучала использование и эволюцию одежды, крашенной индиго, от колониального до постколониального периода. Начав работать с фотографиями Сейду Кейта (Seydou Keita) и модной одеждой, которую носили его персонажи, она стала «копать» глубже, и исследование текстильной промышленности и истории торговли привело к путешествию, во время которого она побывала в 11 африканских странах.

«Я ходила в дома людей, и они позволяли мне смотреть их семейные альбомы, – говорит она. – Когда у них оказывалось несколько изображений, они не возражали против того, чтобы отдать мне копии. Изначально, я была заинтересована социальной историей, связанной с одеждой. Сначала я занималась семейными фотографиями. Затем стала работать онлайн, разыскивая распространителей открыток и антиквариата».

Две модные девушки в солнечных очках, Бамако, Мали, 1965, (с) Abderoumane Sakaly

Ева, Лондон, 1960, (с) James Barnor

Будущие авторы экспозиции встретились на конференции Black Portraitures Conference в Париже в 2013 году, где и обнаружили их общий интерес к колониальным и винтажным фотографиям. Г-жа Баррейн, живущая в Бруклине, много ездила в Сенегал, где снимала суфийское сообщество Baye Fall Sufi, и г-жа МакКинли попросила её сделать фотографии местной моды для своего проекта “The African Lookbook”. В Сенегале г-жа Баррейн изучила архивы в Сен-Луи, а также посещала семьи и студии фотографов, у которых были фотографии колониальной эры.

«Я большая сторонница агентств, – говорит г-жа Баррейн. – Колониальные фотографы имеют обыкновение использовать фотографию как угодно, ничего не сообщая изображенному на ней человеку. Если же человек имеет дело с агентством, всё совсем по-другому».

Олуреми Онабанджо, куратор и исследователь фотографии и Африканского искусства, а также бывший руководитель выставочной программы фонда Walther Collection, отмечает, что самые ранние работы на экспозиции – исторические документы, датируемые примерно 1870 годом.

«Это менее чем через 50 лет после того, как Луи Дагер впервые представил дагерротипию в Париже, – говорит она. – Когда эти ранние работы соседствуют с современными фотографиями, вы действительно получаете полный охват отрезка истории, перспективу, которая помогает понять, как изучать развитие фотографии, через её отношение к женщинам чёрной Африки как субъектам съёмки».

Ночью 31 Декабря, Мали, 1969, (с) Malick Sidibé

Жена султана и служанка, Мвенда, Катанга, Конго, около 1900, (с) Gabriel L

Г-жа Онабанджо чувствует, что выставка особенно своевременна, как в своём предмете, так и в показе связи фотографии как таковой с Африкой. «Она также направлена в будущее, когда больше женщин с африканскими корнями будут выступать в качестве кураторов, музейных работников и исследователей архивов, – объясняет она. – Это важный момент, показывающий, что фотография не принадлежит одним «современным мастерам» репортажа, она включает в себя много больше – в отношении географии, предметов, людей. Мы можем добиться там места для себя».

В последнее время фотография и современное искусство Африки добились значительного прогресса, то же можно сказать и о женщинах-художниках Африканского происхождения. Кристина Эйен (Christine Eyene) стала первой африканкой, выступавшей куратором двух биеннале за один год; немка Камерунского происхождения Мари-Анн Йемси (Marie-Ann Yemsi) курировала 11th Bamako Encounters в Национальном музее Мали; и Сандрин Колар (Sandrine Colard) выбрана арт-директором на Биеннале Lubumbashi (Biennale of Lubumbashi) следующего года в Конго. Также г-жа Колар готовит выставку «Как она выглядит: История Женского Взгляда в Африканском Портрете» (“The Way SheLooks: A History of Female Gazes in African Portraiture”) для Центра Изобразительного Искусства Райерсона (Ryerson Image Center) в Торонто, совместно с Walther Collection.

«Делать работу агентства, отслеживающего использование фотографий, а также бороться за положение африканских женщин внутри этого сообщества, это одна из самых почётных возможных задач», сказала г-жа Онабанджо.

Прическа Foulbe, Камерун

Женщина с зонтиком

Тётушка Корама и Агги, Аккра, Гана, около 1960

Экспозиция объединяет женщин с фотографий колониальной эпохи с теми, что сфотографированы современными Африканскими фотографами Сейду Кейта, Маликом Сидибе (Malick Sidibé) и Джеймсом Барнором (James Barnor). Это и съёмки завсегдатаев вечеринок эпохи после получения независимости, и студийные фотографии. Показаны разные стороны жизни Африки – и традиционная, и современная. Фотографии Зины Саро-Уива (Zina Saro-Wiwa) (Великобритания/Нигерия) и Таьисо Секгала (Thabiso Sekgala) (Намибия) показывают нам, каковы современные Африканские женщины в глазами Африканцев.

Портрет Таисьо Секгалы изображает сидящую женщину, уверенно чувствующую себя в викторианском платье. «В 1904 году в Намибии был совершен геноцид, руководимый Германией, в ходе которого было уничтожено до 80% населения, – говорит г-жа МакКинли. – Женщина на фотографии – член комитета, требующего репараций. Я люблю эту фотографию именно за контраст платья Викторианской эпохи и современной готовности к сопротивлению».

Г-жа Баррейн, соавтор книги «MFON: Women Photographers of the African Diaspora», надеется, что выставка покажет зрителям разницу, существующую в использовании фотографии в колониальные времена и теперь.

«Мы говорим о фетишизации тела темнокожих женщин, и об агентстве, специализирующемся на студийной фотографии, – говорит она.– Мы видим, как множество колониальных фотографий, которые используются совершенно бесконтрольно, в качестве, например, почтовых открыток. Очень важно понять, как сильно фотография влияет на представление людей о темнокожих женщинах. Она может быть инструментом или оружием в обретении идентичности и борьбе за свои права. У нас сегодня есть новые средства для создания и распространения фотографий. В старые времена оборудование было доступно не каждому, а теперь фотографию делают, по сути, все люди. Понятия владения фотографией и авторства несколько изменились».

Вдали от дома. Нью-Йорк, 2008-9, (с) Patricia Coffie

Аккордеон, Конго, Капуши, 1930

Девушки из сообщества Санде (Бунду), Фритаун, Сьерра-Леоне, около 1920

Fela queens, за сценой, во время европейского тура 1983 (с) Bernard Matussiere (Подробнее Фела Кути в Википедии, и его жены – «королевы» – АК)

“Aunty! African Women in the Frame, 1870 to the Present” проходит с 15 Ноября 2018 до 31 Января 2019 в галерее United Photo Industries Gallery в Бруклине.

Перевод с английского Александра Курловича